Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 14:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Экономика".
компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы
бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Помимо собственно предпринимателей, т. е. непосредственных носителей предпринимательских способностей, в состав данного ресурса следует включать всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно действующие институты рыночной экономики, т. е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы. Наконец, к данному ресурсу, несомненно. относятся
предпринимательская этика и культура, а также предпринимательский дух общества. В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики. Уникальность значения предпринимательского потенциала состоит в том,
что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы
экономического роста, инвестиционная активность, технологические нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других западных стран весьма эффективно преодолеть многие экономические трудности 80—90-х гг.
Можно утверждать, что предпринимательская способность как ресурс более эффективно реализуется в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся едпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешной реализации предпринимательского потенциала являются, прежде всего, сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высоко конкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности. В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль обычно играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом — Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, призванных способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности. Кроме того, в США в середине 90-х гг. действовало около 600 так
называемых предпринимательских инкубаторов, т. е. специализированных государственных и частно государственных учреждений, осуществляющих многоплановую поддержку вновь создающимся компаниям. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их «выращиванию» и становлению. Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую оплату — предпринимательский. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход — это та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию
экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть. В экономической теории предпринимательский доход делят на две части: нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, своего рода его заработную плату; ко второй — плату за риск, инновации, монопольную власть. Понятно, что величина предпринимательского дохода колеблется, прежде всего, за счет второй
составляющей, т.е. экономической прибыли.
45. Понятие предприятия, классификация. Внешняя и внутренняя среда. Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой (предприятием) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
Существуют две основные
формы организации
В отличие от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономический деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. "Фирма, таким образом,-писал Р. Коуз, – есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя".
Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.
В теории экономических
организаций выделяются три основных типа
контрактов:
1. Классический.
2. Неоклассический.
3. Отношенческий, или имплицитный.
Классический контракт
– это двусторонний контракт, основанный
на существующих юридических правилах,
четко фиксирующий условия
Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.
Отношенческий, или имплицитный контракт – это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.
В современной
Развивая идеи американского юриста Я. Макнейла, О. Уильямсон разделил все ресурсы на три группы: общие, специфические и интерспецифические.
Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.
Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.
Интерспецифические ресурсы – взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.
Основными формами деловых
предприятий являются частнопредпринимательские
фирмы и корпорации, регулируемые
и государственные фирмы, потребительские
кооперативы и неприбыльные организации,
партнерства и
Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам.
Партнерство – это
фирма, организованная рядом лиц, совместно
владеющих и управляющих
Корпорация – общество, основанное на паях.
Внешняя среда - это те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на неё воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям [6.c. 290]. Одной из наиболее важных составляющих успеха организации является ее способность реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды.
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
46. Диверсификация, концентрация и централизация производства. Диверсификация представляет процесс перехода от односторонней производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции путем расширения ассортимента, внешнего изменения вида продукции, производимой предприятием или фирмой; это освоение новых видов производств для повышения эффективности производства. Диверсификация производства:
является фактором проникновения капитала той или иной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности;
создает благоприятные условия для перелива капитала из менее рентабельных производств в более прибыльные и перспективные;
увеличивает устойчивость корпорации во время экономических кризисов.
Диверсификация может осуществляться на основе как концентрации (корпорация основывает в другой отрасли новое производство), так и централизации (корпорация покупает имеющиеся там предприятия путем приобретения акций) капитала.
На базе диверсификации формируются концерны, т.е. большие многоотраслевые корпорации, которые постепенно становятся ведущими формами промышленных монополий.
Кроме того, диверсификация помогает стабилизировать поток доходов через расширение ассортимента товаров и услуг, что выгодно и работникам данной фирмы, и поставщикам, и потребителям.
Концентрация представляет сосредоточение производства одного или нескольких видов продукции сразу на нескольких крупных предприятиях. Формами концентрации являются:
укрупнение предприятий, т.е. сосредоточение производства на крупных предприятиях — оно определяется научно-техническим прогрессом орудий труда и ростом объемов выпускаемой продукции;
специализация, т.е. сосредоточение однородного производства, которое по своему типу является массовым или крупносерийным;
кооперирование, т.е. прямые производственные связи между предприятиями, участвующими в совместном изготовлении определенной продукции;
комбинирование, т.е. соединение разных производств, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, комплексную переработку сырья и использование отходов производства в одном предприятии (комбинате). Концентрация производства и капитала является главным условием успешного развития современной экономики. Концентрация капитала реализуется главным образом за счет объединения мелких и средних фирм. Вместе с тем организовываются объединения и крупных фирм, что позволяет им выживать и развиваться в условиях усиления конкуренции на мировом рынке.
Централизация представляет собой объединение ряда производств в одно крупное предприятие; укрупнение производства на основе объективного процесса развития производительных сил на базе машинной техники. В условиях капитализма централизация производства происходит путем накопления капитала, посредством централизации капитала.
Централизация капитала происходит посредством поглощения одним капиталом другого либо посредством добровольного объединения нескольких самостоятельных капиталов. Нередко централизация капитала происходит путем образования акционерных обществ. Объективная необходимость централизации капитала обусловлена процессом обобществления производства.
Концентрация и централизация
капитала и производства на определенной
ступени развития приводят к возникновению
монополий, сосредоточению в их руках
преобладающей части
горизонтальная, при которой объединяются предприятия одного и того же типа внутри данной отрасли. Данный вид централизации производства обычно ограничивается количественными изменениями;
вертикальная, при которой происходит слияние предприятий разных отраслей. Данный вид централизации производства позволяет осуществить качественные изменения в производительных силах, позволяющие диверсифицировать производство и расширять ассортимент выпускаемой продукции.
47. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство. Создание предприятий базируется на определенных законодательством принципах (независимо от форм собственности) и проходит несколько этапов: