Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:34, шпаргалка

Краткое описание

3. Основные этапы формирования ЭТ как науки. Экономическая мысль периодов античности и средневековой западноевропейской экономической мысли.
21. Понятие эластичнгости предложения. Виды эластичности предложения: 5 обобщенных типов эластичности предложения по цене. Эластичност в условиях кратчайшего, кратко- и долгосрочного периодов в экономике. Методы расчета эластичности предложения.
22. Воздействие реализации государством налоговой политики на участников рынка. Распределение налога между потребителями и производителями.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая Теория.docx

— 65.40 Кб (Скачать файл)

Необходимость в  более или менее постоянном обмене продуктами возникла постепенно и не сразу. Предпосылкой этого стало  разделение труда. Деревня и город  начинают обмениваться продуктами сельского  хозяйства, ремесленными изделиями, орудиями труда.

Неудобство многоступенчатых обменных операций, долгие поиски желаемого  блага привели к выделению  из мира товаров одного, универсального товара, который мог бы послужить  средством обмена. Товаром, который  необходим всем, использовался бы в качестве единицы счета и  средства платежа. Этот универсальный  товар и начинает выполнять роль денег.

Вначале, в качестве цены использовались реальные товары (зерно, соль, овцы и т.д.), они могли  не присутствовать в операции обмена, но служили для определения ценности товара, в качестве своеобразного  образца, меры ценности. За золотом  и серебром эта функция утвердилась  не сразу.

От продукта, служившего измерителем ценности других предметов  обмена, пошли некоторые названия денег ( куны — древнерусская денежная единица — от куницы). 

Счетно-весовая версия происхождения названия денег. «Фунт  стерлингов» когда-то соответствовал по весу «фунту серебра»; лира возникла от лат. Libra, что означало «фунт»; песета — от испанского peseta — «небольшой вес».

Роль посредника в обмене постепенно закрепилась  за слитками металлов — золота и  серебра, а потом за монетами из этих металлов. Банкноты — бумажные деньги и казначейские билеты появились  позже (в связи с ростом потребностей в денежных средствах возникли эмиссионные  банки, выпускавшие бумажные деньги путем эмиссии своих банкнот. Постепенно банкноты превратились в  бумажные деньги, не подлежащие обычному размену на металлические деньги. Обменный курс обеспечивался авторитетом  и национальными ресурсами государства.). Сами бумажные деньги ценности не имеют. Бумажные деньги — символы, знаки  денег, обязательные к приему в качестве платежного средства.

Экономикс выделяет три основные функции денег:

1) средство обращения:  деньги можно использовать при  покупке товаров и услуг.

• средство платежа (позволяет платить владельцам ресурсов и производителям «товаром» (деньгами), который может быть использован  для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке). Если золото или деньги используют, когда надо отсрочить платёж, появляются кредитные деньги.

• средство обмена (позволяет избежать неудобств бартерного обмена. Представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют  пользоваться плодами географической и разделения труда между людьми)

2)           мера стоимости: общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Благодаря денежной системе не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он, возможно, мог бы быть обменен. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого продукта можно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов. Подобные сравнения облегчают принятие рациональных решений. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами: долговые обязательства всех видов измеряются в денежном выражении.

3)           Средство сбережения: поскольку деньги наиболее ликвидное (такое, которое проще всего быстро истратить) имущество, они являются очень удобной формой хранения богатства. Владение деньгами, за редким исключением не приносит того денежного дохода, который извлекается при хранении богатства в форме недвижимого имущества или ценных бумаг. Однако деньги имеют то преимущество, что они могут быть безотлагательно использованы для удовлетворения любого финансового обязательства.

Развитие мировой  торговли способствовало появлению  новой функции — мировых денег. На мировом рынке, деньги имеют следующие  функции: всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство, абсолютно общественная материализация богатства вообще.

Необходимые свойства денег: износостойкость, портативность, узнаваемость, однородность.

15. Рынок:  условия возникновения, структура,  функции. (Булатова, Нуреев, nuru.ru, шпора)

Рынок представляет собой систему отношений, в которой  связи покупателей и продавцов  столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию  быстро выравниваться.

Рынок — это прежде всего , место встречи продавцов  и покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось  договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности  и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления  сделки необходимы издержки, связанные  с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой  прав собственности, заключением прав собственности и т.д.

Первое условие  — разделение труда, которое ведет  к специализации и обмену. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к  производству тех или иных товаров  специально для продажи. Только тогда  и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны  их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие  — самостоятельность экономических  агентов, или, обособленность хозяйствующих  субъектов.

Третье условие  — свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства  имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет  рынок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему издержек и  противовесов, противодействующих произволу  и деформации рыночных отношений.

Функции рынка:

Ценообразующая  функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения  и спроса на товары и услуги на рынке  формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство В отличие от административно-командной  системы в рыночной экономике  эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления  затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного  обмена цена устанавливается путем  сопоставления затрат (издержек) и  полезности обмениваемых благ

Информационная  функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно  изменяющиеся цены на продукты и ресурсы  дают объективную информацию о потребном  количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном  предложении, низкие цены — об избытке  благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику  хозяйственной деятельности сверять  собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка  на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют  о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать  затраты, улучшать качество продукции. Образно говоря, на рынке действует  регулирующая «невидимая рука», о которой  еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный  интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой  рукой направляется к цели, которая  совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится  служить им».  В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице. 

Посредническая  функция. Рынок выступает посредником  между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель  имеет возможность выбора оптимального поставщику, Продавец со своих позиций  стремится найти и заключить  сделку наиболее устраивающим его покупателем. 

Санирующая функция. Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный  отбор» среди участников хозяйственной  деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику  от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более  предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального  хозяйства в целом.  

Структура рынков:

1) по экономическому  назначению объектов рыночных  отношений

• потребительских  товаров и услуг

• товаров промышленного  назначении

• промежуточных  товаров

• сырьевой

• труда

• фондовый (ценных бумаг)

• ноу-хау

2) по географическому  положению

• местный

• региональный

• национальный

• мировой

3) по степени ограничения  конкуренции

• монопольный

• смешанный

• свободный

4)           по отраслям (сколько отраслей — столько рынков)

5)           по характеру продаж

• оптовый

• розничный

6)           по степени насыщенности

• равновесный рынок

• дефицитный рынок

• избыточный рынок

7)           в соответствии с действующим законодательством

• легальный

• нелегальный

16. Понятие  рыночной конкуренции и её  виды.

Конкуренция — соперничество  между участниками рынка. По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение  устойчивости ниши на рынке. Достоинство  конкуренции в том, что она  ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических  аргументов соревнующихся. Победить в  конкурентной борьбе можно, предлагая  блага более высокого качества либо по меньшей цене. Роль конкуренции  заключается в том, что она  способствует установлению на рынке  определенного порядка, гарантирующего производства достаточного количества разнообразных благ с наименьшими  затратами.

Виды конкуренции (форм рыночных структур).

Совершенная (чистая) конкуренция возникает на рынке  при следующих условиях:

• существует множество  мелких фирм, предлагающих на рынке  однородную продукцию, при этом потребителю  безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

• доля каждой фирмы  в общем объеме рыночного предложения  данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышении  или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

• вступление новых  фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно  свободен;

• нет ограничений  на доступ той или иной фирмы к  информации о состоянии рынка, ценах  на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и  т.д.

Несовершенная конкуренция  в той или иной степени связана  с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для этого  вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской  деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей произвольно  влиять на конъюнктуру рынка. При  несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения  на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Монополистическая конкуренция — является смесью двух первых видов конкуренции. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок  и выход с него обычно не связаны  с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые  делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Монополия — противоположность  конкуренции. В условиях монополии  одна фирма является единственным продавцом  данной продукции, не имеющей близких  заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически  непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая  конкуренция называется монопсонией.

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается  своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции  выступает один продавец и один покупатель (военное производство: заказчик —  государство, поставщик — единая фирма).

Чистая монополия  и чистая монопсония — сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в странах  с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид  конкуренции предполагает существование  на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых  фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений  о ценах на свою продукцию.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"