Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:34, шпаргалка
3. Основные этапы формирования ЭТ как науки. Экономическая мысль периодов античности и средневековой западноевропейской экономической мысли.
21. Понятие эластичнгости предложения. Виды эластичности предложения: 5 обобщенных типов эластичности предложения по цене. Эластичност в условиях кратчайшего, кратко- и долгосрочного периодов в экономике. Методы расчета эластичности предложения.
22. Воздействие реализации государством налоговой политики на участников рынка. Распределение налога между потребителями и производителями.
17. Рыночный
спрос. Построение кривой
Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Рыночный спрос на благо образуется в результате сложения индивидуального спроса всех его потребителей.
Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.
Кривая спроса. Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, в цену на вертикальной оси. Мы делаем это, проведя перпендикуляры от соответствующих точек на двух осях. Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить но этой цене. Предположив, что такая же обратная связь между ценой и величиной спроса существует в любой другой точке графика, можно вывести общее заключение об обратной связи между ценой и величиной спроса путем проведения кривой, представляющей все возможные варианты соотношения цены и величины спроса а пределах, показанных на графике,
Закон спроса. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса.
Основа этого закона:
1. Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности согласуются с тем, что ним показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку, Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают "распродажи", служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. "Дни торговли по сниженным ценам" основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные
2. В любой данный период
времени каждый покупатель
3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Приведем для иллюстрации следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект доходе). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по - более низкой цене, чем по высокой.
Неценовые факторы спроса:
• изменение в доходах
населения. Если доходы населения растут,
то у покупателей возникает
Факторы, помимо цены, влияющие на спрос. К детерминантам спроса относят:
• уровень личных располагаемых доходов потребителей;
• инфляционные либо дефляционные ценовые ожидания;
• изменения цен на сопряженные товары;
• социально-экономические факторы: размер рынка, реклама, вкусы и предпочтения, сезонность, изменения в законодательстве, катаклизмы и т.п.
18. Рыночное предложение.
Построение кривой рыночного
предложения. Закон
Предложение
Предложение можно определить
как шкалу, показывающую разные количества
продукта, которые производитель
желает и способен произвести и предложить
к продаже на рынке по каждой конкретной
цене из ряда возможных цен в течение
определенного периода времени.
Предложение показывает, какие количества
продукта будут предъявлены к продаже
по разным ценам, притом все прочие факторы
остаются неизменными. В данном случае
предположим, что наш производитель является
фермером, выращивающим картофель, спрос
на который мы только что рассматривали.
Наше определение понятия "предложение"
показывает, что предложение обычно рассматривается
с точки зрения выгодности цены. Иными
словами, мы считаем, что предложение указывает
на количество продукта, которое производители
станут предлагать по разным возможным
ценам. Однако в равной мере правильно,
а в ряде случаев даже полезнее рассматривать
предложение с точки зрения его величины.
Вместо того чтобы спрашивать, какое количество
будет предлагаться по разным ценам, мы
вправе спросить, какими должны быть цены,
которые побудят производителя предлагать
разное количество товара.
Закон предложения
Легко заметить, что таблица
1 показывает положительную, или прямую,
связь между ценой и
Цена, с точки зрения потребителя,
выступает как сдерживающий фактор.
Препятствие в виде высокой цены означает,
что потребитель, оказывающийся в роли
плательщика, будет покупать по этой цене
относительно небольшое количество продукта;
чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель
станет покупать. С другой стороны, поставщик
выступает в роли получателя денег за
продукт. Для него цена представляет собой
выручку за каждую единицу продукта, а
поэтому она служит стимулом к тому, чтобы
производить и предлагать свой продукт
к продаже на рынке.
Теперь представим себе фермера,
ресурсы которого в определенных
пределах поддаются переключению с
производства одних продуктов на
другие.
По мере повышения цены фермер сочтет
выгодным изъять земли из производства
пшеницы, овса и соевых бобов и переключить
их на производство картофеля. К тому же
более высокие цены на картофель предоставят
фермеру возможность покрывать издержки,
обусловленные более интенсивной обработкой
земли и применением в большем количестве
минеральных удобрений и пестицидов. Все
эти затраты приводят к увеличению объема
производства кукурузы.
Рассмотрим также предприятие
в обрабатывающей промышленности. На
каком-то этапе промышленники обычно
сталкиваются с увеличением издержек
производства единицы продукции. А
поэтому для покрытия возросших
издержек необходимо повысить цену на
производимый продукт. Но почему возрастают
издержки? Они возрастают потому, что
определенные производственные ресурсы,
в особенности производственные
площади и машинный парк, невозможно
увеличить за короткое время. Поэтому,
по мере того как фирма наращивает
количество более мобильных ресурсов
например, рабочей силы, сырья и
комплектующих изделий, стационарные
сооружения и оборудование в какой-то
момент становятся перегруженными, в
результате чего эффективность производства
снижается, а издержки производства
каждой последующей единицы продукта
возрастают. Для производства этих
требующих больших издержек единиц
продукта производители должны получить
более высокую цену: Между ценой
и величиной предложения
Полезно представить предложение в виде кривой. График представлен на рис. 1. На оси ординат обозначена цена единицы товара Р в долларах. Это цена, которую продавец получает за определенное предлагаемое количество товара и которую покупатель заплатит за определенное требуемое количество этого товара. Ось ординат показывает общее требуемое и предлагаемое количество товара Q в данный период времени.
Кривая предложения
Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производителя могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени — за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.
Кривая предложения
К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены ни ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены ни другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.
19. Отраслевое равновесие
спроса и предложения. Два
В условиях рынка конкуренция способствует оптимизации цен спроса и предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.
Графической моделью рынка равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы устанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчивое.
В т.Е объем предложения будет равен объему спроса благодаря чему установится цена равновесия одинаково устраивающая как покупателей, так и продавцов. Если произойдет изменение цены, то по поводу того, как рынок будет реагировать существует две версии: Вальраса и Маршала:
Согласно Вальрасу: при избытке возникает конкуренция между продавцами, для привлечения покупателей они начнут снижать цену. По мере уменьшения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие.
В случае отклонения цены ниже от равновесного значения спрос будет превышать предложения, конкуренция м/у покупателями за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложения. Так будет продолжать до возвращения цены к равновесию Pe. => по Вальрасу комбинация Pe-Qe представляет устойчивое рыночное равновесие.
Согласно Маршалу: Главным
в его подходе является разность
цен P1-P2. Если цена вырастет до P1, то объем
спроса сокращается до Q1, такое количество
продукции предприниматели
Короткий период лучше
характеризуется моделью
20. Понятие эластичности
спроса. Виды эластичности спроса:
пять обобщенных типов
Возможная реакция со стороны экономических объектов (домашние хозяйства и фирмы) на изменение цены определяет понятие эластичность. Реакция величины спроса на изменение цены для разных товаров и обозначается ценовая эластичность спроса.