Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 13:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

национальная экономика, для экзамена.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Объект науки.

Предмет науки.

Методологический инструментарий науки.

Субъект науки.

 

Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

 

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

 

Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

 

Субъект национальной экономики — органы управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслей и регионов, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед национальной экономикой как наукой и областью национальной практики хозяйствования.

 

26)  Национальная экономика как наука включает в себя следующие составные части:

  1. Объект и предмет науки.
  2. Методологический инструментарий.
  3. Субъект науки.

Объектом национальной экономики является хозяйственная система страны, входящие в ее состав уровневые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в объемах (масштабах), темпах (спадах или подъемах) и пропорциях развития.

Инструментарий национальной экономики – методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций развития и разработанные на этой основе меры и средства подготовки и реализации хозяйственных макроэкономических решений.

Субъект национальной экономики – органы управления национальным хозяйством, его регионами и отраслями.

Формирование национальной экономики как специального направления отечественной науки началось во второй половине XIX – начале ХХ вв. В России связь общей экономической теории с национальной спецификой первоначально принимала форму приспособления к российским условиям западного теоретического опыта.

Известен трехтомный труд А. Бутковского «Опыт о народном хозяйстве, или Начала политической экономии» (1847), который является переложением взглядов Ж.Б. Сэя о трех факторах производства, создающих стоимость.

Н.Г. Чернышевский (1828–1889) познакомил россиян с переводом работы Дж.Ст. Милля «Принципы политической экономии», являющейся наиболее последовательным изложением взглядов А. Смита и Д. Рикардо. Н.Г. Чернышевский ставил перед собой задачу соединения учения классиков с реалиями российской экономики, предлагая по ходу повествования свои дополнения к тексту.

Методология изучения национальной экономики заложена Фр. Листом – немецким экономистом XIX века3. Он противопоставил национальную (реальную) политическую экономию «гипотетической» классической политэкономии А. Смита. Фр. Лист полагал:

  • конкретная нация может улучшить свое экономическое положение в реально существующих мировых условиях;
  • национальная политическая экономия занимается производительными силами, а «гипотетическая» ограничивается теорией стоимостного обмена;
  • свобода торговли – орудие доминирующей экономики против менее развитых стран, препятствует созданию конкурентоспособной промышленности;
  • экономический интерес нации является основополагающим при организации хозяйственной деятельности в стране, в реализации данного интереса большая роль принадлежит государству.

Методология изучения национальной экономики, принятая в мировой науке, связана также с именами немецких ученых исторической школы. Почти 100 лет назад Густав фон Шмоллер (1838–1917) сформулировал генетический подход к изучению экономики. В числе факторов, определяющих хозяйственный облик страны, были выделены этнические и даже антропологические признаки. Г. Шмоллер обратил внимание на экономическую психологию, ставшую в последствии ключевым подходом в исследовании рынка. Он полагал, что в экономической политике не может быть правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Вернер Зомбарт (1863–1941) рассматривал склонность к предпринимательству в связи с национальной спецификой. Он выступал за государственное регулирование экономики через контроль и планирование индустриального развития.

В. Зомбарт предложил типизацию экономических систем и периодизацию экономической истории, в основе которых заложены следующие постулаты:

  • «жизнь духа» определяет национальный образ мысли и хозяйственную ориентацию;
  • психология предпринимательства включает такие личностные особенности, как динамизм, склонность к риску, идейная свобода, способность после поражения начать все с нуля.

В. Зомбарт подразделяет предпринимателей на «завоевателей» (уверенность в себе, настойчивость, воля), «организаторов» (умение  
соединить людей в трудовом процессе), «торговцев» (способность завоевать доверие, расположить к себе, побуждать к поступкам). Он связывает склонность к предпринимательству того или иного вида с национальной принадлежностью. Размышляя над возможными вариантами социального развития, В. Зомбарт настаивает на необходимости государственного контроля и планирования индустриального прогресса. Идеалом для Германии называлась система государственного капитализма. В 1915 г. вышла книга В. Зомбарта «Герои и торговцы», где торговцам-англосаксам противостояла героическая германская нация.

Примыкавший к исторической школе, социолог Макс Вебер (1864–1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономическая этика мировых религий» – снискали широкую известность. Примечательны рассуждения М. Вебера о двух началах – мистическом (пассивное созерцание событий) и аскетически активном (преобразование мира). В мировых религиях присутствуют оба начала, но в различных сочетаниях. Особенно значителен аскетический акцент в протестантстве – религии первых американских переселенцев и европейских (британских) предпринимателей XVIII века. Он становится символом рационального поведения, формирует «дух капитализма». Пастыри учат, что бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством избранности являются энергия и успехи. Тем самым предпринимательство получило нематериальный стимул к активной деятельности.

Многие исследователи полагают, что несущей конструкцией национальной экономики являются традиции и менталитет, которые определяют модель государственного регулирования и инструментарий экономической политики. При этом, подобно другим отраслям знания, национальная экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. В этом смысле она не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены повсюду определяются спросом и предложением, а с ростом дохода происходит снижение потребляемой части и возрастание его накопляемой части.

Власть национальной специфики в экономической жизни велика, но в многообразии хозяйственных обычаев, традиций и конкретных форм просматриваются общие закономерности, которые являются предметом экономического анализа.

Каждая национальная экономика специфична. Ни одна, даже самая «хорошая» и общепризнанная в научном сообществе, базовая теоретическая модель не может быть непосредственно применена к экономическому анализу и прогнозу, а требует разработки на ее основе более подробных моделей, учитывающих множество конкретных переменных в конкретной экономике.

Например, своеобразие России состоит не в том, что наша страна идет своим, «третьим», путем. Особенность России – в уровне экономического и социального развития, в степени ее приближения к состоянию, описанному в той или иной модели. Это и определяет соотношение общего и национального при использовании теоретических моделей для экономики России.

Основные специфические черты российской экономики:

  • неразвитость рыночных отношений (рыночной инфраструктуры, институциональной среды);
  • периодически наблюдается откат к существовавшим ранее формам отношений;
  • медленно меняется система государственного управления.

Каждая страна наследует исторические традиции экономического развития нации.

27)  Научно-техническая  политика государства

Под Научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мероприятий, которые обеспечивают комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составляющей инновационной политики и припускает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства для их развития.

 

В данное время украинская экономика имеет нуждается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и других причин. В самом деле, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и использованный эффективно, с одной стороны, влияет на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. Но, с другой стороны, привлечение иностранных инвестиций предусматривает определенные обязательства, создает разные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Итак, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные следствия для национальной экономики. В связи с этим естественно относится вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных кадров, а уже потом о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а потом привлекать иностранный капитал в свою экономику.

 

Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К первой относят действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в стране, а также гарантированные выплаты за внешними долгами. К второй – заходи правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.

 

Продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной и, научно-технической политикой, политикой относительно иностранных инвестиций и т. п.. Все они являются составляющими экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и оказывать содействие ее реализации. Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он предусматривает:

 

выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

 

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они пребывают в тесной взаимосвязи, но определяющей и первичной есть государственная инвестиционная политика, так как она создает условия, а также оказывает содействие активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях хозяйствования.

 

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных областей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление оптимальных относительно сегодняшних нужд хозяйственных пропорций на более близкую и далекую перспективу.

 

Под региональной инвестиционной политикой понимают систему мероприятий, проведенных на уровне региона и благоприятных относительно мобилизации инвестиционных ресурсов и определение направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона, а также отдельных инвесторов.

 

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые могут быть обусловленными такими факторами:

 

экономической и социальной политикой, которая проводится в регионе; величиной имеющегося производственного потенциала; естественными и климатическими условиями; оснащенностью энергетическим сырьем; географическим местонахождением и геополитическим положением; состоянием окружающей среды; демографической ситуацией; привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

 

Все более большую роль в инвестиционной деятельности в последнее время сыграют отдельные (не всегда малые) предприятия и организации. Исходя из этого существенным образом повышается роль инвестиционной политики каждого предприятия, которое претендует на собственное место во внешнеэкономической деятельности государства.

 

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в условиях современной Украины обусловленные отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стрежнем развития экономики, который обеспечивает эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от отдельных предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

 

Согласно предыдущему опыту, основным принципам инвестиционной политики должны быть: целеустремленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулированные действия, и вместе с этим социальная, экологическая а также экономическая безопасность. Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти разного уровня. Инвестиционная политика на государственном уровне должны активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"