Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 13:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Национальная экономика".
27) В последние десятилетия в экономике развитых стран отмечаются повышенные темпы использования достижений НТП. Это объясняется окончанием холодной войны и направлением все большей доли усилий научных работников на решение проблем невоенного характера, высокими темпами миграции научных кадров и, соответственно, расширением обмена творческими достижениями, углублением научной и производственной кооперации в современном мире, что обусловлено процессами глобализации. В таких странах формируется экономика постиндустриального типа, основанная на знаниях, инновациях, внедрении передовых технологий во все сферы жизни общества.
Сегодня государственное регулирование экономики в России ниже допустимого и проявляется в неадекватной оценке ситуации, игнорировании реальной возможности исправить положение дел в отраслях, где еще нет существенного технологического отставания от конкурентов на мировом рынке. Особенно четко - недооценка и снижение роли государственного сектора в экономике прослеживаются по остающейся не выше 2% доле расходов бюджета, связанных с фундаментальными исследованиями, которые могли бы стать базой инновационного процесса и активизации экономического роста в перспективе.
1. Государственная научно-
В России государственная
научно-техническая политика
Основные положения Закона:
Государственная научно-
Основные цели государственной научно-технической политики:
развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;
реализация важнейших социальных задач;
обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;
повышение эффективности и конкурентоспособности продукции материального производства;
улучшение экологической обстановки;
защита информационных ресурсов государства;
укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства;
упрочение взаимосвязи науки и образования.
Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.
Научной деятельностью называется работа, направленная на получение и применение новых знаний.
Законы Российской Федерации определяют направление развития экономики, а ресурсы и методы этого развития определяют государственные органы власти и прежде всего Правительство РФ и Дума. Именно от государственных органов власти зависят содержание научно-технической политики и результаты ее реализации.
Несмотря на принимаемые государством меры по развитию в стране науки и инновационной деятельности, удельный вес страны в показателях мировой науки очень низок. Удельный вес России в показателях мировой науки за 2004 г. составил только 1% (при 1/3 от всех мировых природных ресурсов), Индии - 2%, Китая - 3,9%, Японии - 15,1%, Европейского союза - 25,1%, США - 36,2%. Панов утверждает, что «традиционно мощный военно-промышленный комплекс сегодня дает всего около 8% наукоемкого объема промышленного производства региона. В то же время нарастающее техническое отставание бывших технологических лидеров, жесткие техпроцессы, ориентированные на традиционные виды продукции, стали основной причиной ситуации настоящей стагнации и кризиса на таких предприятиях. Мощности реально загружены не более чем на 12-15%. Причем со всеми вытекающими социальными и финансовыми последствиями - долгами по заработной плате, многомиллионной задолженностью перед бюджетами всех уровней. В таких условиях об инновациях в традиционных направлениях на этих предприятиях, как правило, говорить и не приходится. Есть, конечно, и приятные исключения, но их, к сожалению, не большинство и они скорее подтверждают общие тенденции»[2].
Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от таких факторов:
стадии экономического развития;
социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.
Государственная научно-техническая политика может выступать как:
активная, умеренная или пассивная;
сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;
высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;
с выраженным приоритетом
фундаментальных и
2. Научно-техническая безопасност
Рассматривая сферу научно-
Внутренние угрозы:
утрата приоритетов научно-технической политики;
разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований;
снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;
возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;
утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.
Внешние угрозы:
разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных научных школ и научно-технических комплексов;
стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей науки и техники;
расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и организаций.
Научно-техническая безопаснос
Существует очевидное
Таким образом, состояние научно-технической
сферы и, если так можно выразиться,
ее «здоровье», конкурентоспособность
зависят, прежде всего, от состояния
дел в фундаментальной и
Современная научно-
Стратегическими целями и задачами государственной политики в области промышленной науки и технологий должны являться:
возвращение к стабильному экономическому развитию;
обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую независимость и военную безопасность страны;
выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.
Существенную роль призвано
сыграть осуществление
Это регулирование должно
быть нацелено на повышение
технологического уровня
Конкретное регулирование
должны быть невозможны сделки, предусматривающие утрату российской стороной прав на технологии отечественной разработки;
должен строго соблюдаться принцип взаимности (признается недействительным любой контракт, предусматривающий ограничения прав российской стороны);
заключение контрактов, связанных с передачей новейшей технологии, имеющей общенациональное экономическое значение (список таких технологий должен быть выработан), следует осуществлять лишь по лицензиям.
Научно-техническая безопасность - один из видов безопасности, базирующейся в широком смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов, внешними связями и другими), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности и конкурентоспособности, а в узком смысле - обеспечивающей специальную систему защиты, что в совокупности делает возможным поддерживать ее в устойчивом состоянии и развиваться в общенациональных интересах.
В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[4] решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:
формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;
создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;
реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;
обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.
28) Федеральные и региональные целевые программы
Реформирование российской экономики сопровождается глубоким и затяжным сокращением производства, распадом хозяйственных и территориальных связей, дроблением исторически сложившихся производственных и народнохозяйственных комплексов, резким снижением уровня ее научно-технического потенциала. Наблюдается абсолютное и относительное падение эффективности российской экономики, возрастающее снижение ее роли в мировом хозяйстве, конкурентоспособности ее продукции в наиболее динамичных секторах производства. Если принять за основной критерий уровня экономического развития размеры ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения, то российская экономика, еще недавно претендовавшая на роль лидера, входит в ряд слаборазвитых стран мира. Упадок российского производства происходит на фоне ускоряющейся научно-технической революции в ведущих странах Запада и Востока. Кризис российской экономики и научно-технического развития, ее структурная перестройка серьезно затянулись. Конкуренты быстро продвигаются вперед, занимают освободившиеся от России товарные и технологические «ниши» и делают все возможное, чтобы затянуть выход российской экономики из кризиса.
В этих условиях процесс экономического реформирования необходимо приблизить прежде всего к решению проблем стабилизации производства и повышения его эффективности, создания принципиально новой инвестиционной политики, использования природного и научно-технического потенциала в соответствии с его местом и значением в мировом хозяйстве. Необходимо создавать институты и механизмы, которые бы придавали экономическим преобразованиям нужную направленность, увязывали их с интересами развития производства России и ее регионов, выявляя на первых порах ключевые и приоритетные «точки роста», на основе которых возможно глобальное прогрессивное развитие всех сторон жизни России. Одной из важнейших форм организации государственной региональной политики в этих условиях становятся федеральные и региональные целевые программы. Они могут быть классифицированы по следующим типам:
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"