Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:02, шпаргалка
Объектом внимания выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах.
Структура экономической теории и, соответственно, четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями.
Первая функция - познавательная.
Вторая функция - практическая.
1. Предмет, структура и функции экономической теории.
2. Методы экономического анализа.
3. Производство, его типы и структура. Производственные возможности.
4. Экономический оборот и общественное воспроизводство.
5. Социально-экономический прогресс и периодизация экономической истории.
6. Постиндустриальное общество и роль человеческого капитала в экономике.
7. Формирование, оценка и накопление человеческого капитала.
8. Качество жизни: оценка и сравнительный анализ.
9. Собственность: экономические и правовые аспекты.
10. Чистый капитализм, командная и смешанная экономика: сравнительный анализ.
11. Основные направления перехода к рыночной экономике.
12. Товар и его свойства. Качество продукции и пути его повышения.
13. Закон стоимости и цена. Эластичность цен.
14. Анализ рынков. Спрос, предложение и факторы их изменения.
15. Конкуренция и ее роль в развитии деловой активности населения.
16. Модели рынков.
17. Индивидуальный спрос и поведение потребителей. Кардинальная и ординалистская концепции полезности.
18. Маркетинг, его концепции и назначение.
19. Предпринимательство, его принципы и формы.
20. Предприятие, его функции, организационно-правовые формы, жизненный цикл.
21. Формирование и оборот капитала предприятия. Основной и оборотный капитал.
22. Издержки предприятий в краткосрочном и долгосрочном периодах.
23. Структура затрат на производство и реализацию продукции.
24. Цена и ее функции. Ценовая политика фирмы.
25. Доходы предприятия. Прибыль, ее оценка, факторы и пути повышения.
26. Предпринимательский доход, его источники, виды, ограничения.
27. Заработная плата, принципы ее организации и регулирования.
28. Тарифная система и пути повышения заработков персонала
29. Воспроизводство индивидуального человеческого капитала.
30. Информатизация экономики и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг.
31. НТР и развитие венчурного капитала.
32. Инновационные технологии и инновационные предприятия. Виды инноваций.
33. Пределы и технологии природопользования. Экологизация экономики.
34. Особенности аграрно-промышленных предприятий.
35. Аграрная реформа и формирование агропромышленного комплекса.
36. Рента и ее виды. Земельная рента. Цена земли.
37. Структура национальной экономики.
38. Основные показатели развития национальной экономики.
39. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, методы их расчета.
40. Потребление, сбережения, инвестиции и их влияние на национальный объем производства.
41. Макроэкономическое равновесие и определяющие его факторы.
42. Необходимость, типы и факторы экономического роста. Роль научно-технического прогресса.
43. Природа и виды экономических циклов. Теории кризисов.
44. Совокупный труд и условия достижения полной и продуктивной занятости населения.
45. Безработица, виды, причины и пути снижения.
46. Денежно-кредитная система. Сущность, формы и функции кредита.
47. Банковская система России.
48. Сущность и функции финансов. Финансовые системы.
49. Госбюджет. Источники и пути преодоления дефицита госбюджета.
50. Налоги и налогообложение. Кривая Лаффера.
51. Экономическая роль государства в рыночной экономике.
52. Источники и распределение доходов населения.
53. Основные формы международных экономических отношений.
54. Международная валютно-финансовая система и устойчивость рубля.
55. Приватизация и эффект реформирования форм собственности.
Так как монопольно–конкурентные фирмы производят дифференцированный продукт, то для данного рынка характерна неценовая конкуренция. Её инструментами являются: развитие продукта (повышение его качества), рекламирование продукта и послепродажное обслуживание.
Следовательно, экономическая эффективность данной рыночной модели низка. Однако такая неэффективность рыночного механизма компенсируется возможностями широкого выбора разнообразных товаров в условиях их дифференциации и неценовой конкуренции.
На олигополистическом рынке конкурируют несколько производителей (продавцов), имеющих преобладающую долю продаж; вход в отрасль для новых фирм затруднён или невозможен; олигополии производят как стандартизированный, так и дифференцированный продукт.
1. Модель, основанная на тайном сговоре. Тайный сговор – это негласное соглашение о фиксировании цен и разделе рынков, заключаемое в целях ограничения конкуренции и увеличения прибыли, предотвращения войны цен, установления барьеров для проникновения на рынок. Олигополисты вступают в тайный сговор при наличии сходных условий изменения спроса и издержек. Тайные соглашения заключаются в различных формах. Это могут быть картельные или джентельменские соглашения, а также согласования без соглашения.
2. Согласование без соглашения, осуществляемое в форме ценового лидерства, то есть практика ценообразования, в соответствии с которой лидер–доминирующая фирма изменяет цену, а все другие фирмы автоматически следуют этому изменению. Причём ценовой лидер руководствуется следующими принципами ценообразования:
3. Модель поведения олигополии, объяснить которую можно, используя теорию игр.
Единой оценки эффективности
олигополистического
Согласно кардиналистам, закон убывающей предельной полезности играет ключевую роль в объяснении того, каким образом потребителям следует распределить свой ограниченный денежный доход между различными товарами и услугами, чтобы получить максимальное удовлетворение своих потребностей. Если это произойдёт, то потребитель будет находиться в состоянии равновесия, т.е. не будет смысла изменять набор приобретённых благ, структуру потребления.
Все потребители испытывают
на себе сдерживающее влияние бюджета
и цен. Поэтому потребитель может
приобрести лишь ограниченное количество
товаров и услуг. При этом он должен
идти на компромиссы, то есть выбирать
между альтернативными продукта
В решении этой задачи ему помогает правило максимизации полезности. Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором предельная денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов приносит одинаковую предельную полезность.
Выразим правило максимизации полезности математически:
,
где MU— предельная полезность блага,
P— цена блага.
Итак, в теории потребительского выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества благ покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Это им удаётся с помощью правила максимизации полезности.
Другое объяснение поведения потребителя и потребительского равновесия может быть дано при помощи бюджетных линий и кривых безразличия.
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода. Она показывает все возможные комбинации каждой пары продуктов, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на продукты и данной величине его дохода. Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене товара А, то есть крутизна наклона равна РВ/РА=1 долл./1,5 долл.=2/3.
Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо, уменьшение— влево.
Изменение цен продуктов также приводит к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов, эквивалентное увеличению реального дохода, перемещает бюджетную линию вправо, рост цен на продукты А и В — влево. Возможны и другие варианты.
Кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объём удовлетворения потребностей, или полезности.
Представим кривую безразличия в виде таблицы и графика.
Свойства кривой безразличия:
Нисходящий вид кривой: потребитель должен отказаться от некоторого количества продукта А, чтобы приобрести некоторое количество продукта В.
Выпуклость по отношению к началу координат. Кривая безразличия выпукла, если смотреть на неё от начала координат.
Карта безразличия. Наша кривая безразличия соответствует некоторой постоянной величине совокупной полезности, которая может изменяться. Поэтому существует целая серия кривых безразличия, или карта безразличия.
Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия.
Следует отметить, под спросом обычно понимают платёжеспособную потребность. Используя бюджетные линии и кривые безразличия можно построитькривую «доход-потребление» или кривую уровня жизни.
Теория полезности важна для маркетинга, особого вида человеческой деятельности, направленной на изучение потребностей потребителей, стимулирование сбыта и спроса. Цель маркетинга – облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое, в свою очередь, создаёт условия для максимального производства, занятости и богатства. Маркетинг обеспечивает разнообразие товаров, предоставляет потребителю широкий выбор, а следовательно, и получение наибольшего удовлетворения.
В конечном счёте, система
маркетинга повышает качество жизни
населения благодаря
Предприимчивость - это способность человека или группы людей правильно оценить проблему и ситуацию, ее породившую, предложить решение проблемы и, как правило, выполнить это решение.
Предприниматели - предприимчивые люди, открывающие и ведущие на свой риск предприятия (бизнес).
Предприниматель - прежде всего инноватор, внедряющий новые продукты, новые технологии, новые способы организации дела, новые формы продвижения товаров на рынках.
Предприниматель обязан быть хорошим организатором дела и посветить ему всю жизнь.
Предприниматель призван быть хорошим хозяином.
Предприниматель умеет разумно рисковать. Предвидение и трезвая оценка риска, наличия резерва и страховых гарантии, уменьшают вероятность разорения и банкротства.
Предприниматель - энергичный и волевой человек.
Каждый гражданин может заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (статья 23 ГК РФ).
“Юридическим лицом” признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (Статья 48, ГК РФ).
Организации, создаваемые
непосредственно для
Частный бизнес организуется отдельным человеком или семьей. Свобода принятия решений, полное владение капиталом и прибылью, гибкость приспособления к изменениям конъюнктуры и спроса. Недостатки: возможность личного произвола.
Коллективным предпринимательством занимаются два и более человека в форме товарищества (партнерства) или кооператива. Преимущества: расширение объемов капитала, в формировании демократических форм предпринимательства. Недостатки: разногласия при принятии решений, сложности учета вклада партнеров в конечные результаты деятельности, противоречия при распределении доходов или покрытии убытков.
Корпорации в развитых странах выступают преобладающей формой бизнеса, концентрируя 60-70% капитала и объемов производства. В корпорациях четко распределены имущественные права собственников-акционеров, распорядительные полномочия наемных менеджеров (директоров), личные правомочия по управлению фирмой.
Преимущества: неограниченность привлечения капитала, возможность найма высокопрофессиональных работников, высокая конкурентоспособность на рынках и устойчивость.
Недостатки: двойное налогообложение и прибыли, и дивидендов; противоречия интересов акционеров и управляющих; сложности контроля за деятельностью управляющих.
По объемам капитала и доле на рынках различают мелкий, средний и крупный бизнес. Малые предприятия имеют льготы по налогам, целевые инвестиционные фонды, им оказывается информационная и консультационная поддержка. В то же время малые предприятия слабо защищены от бюрократического произвола и рэкета.
Средние предприятия, как правило,
работают на конкурентных рынках. Увеличение
мощности данных предприятий ограничено
сырьевыми или спросовыми пределами.
Часто средние предприятия
Крупный бизнес развивается в наукоемких
отраслях хозяйства, где производится
технически сложная продукция и
требуется выдерживать
Каждое предприятие возникает, развивается или может прийти к разорению и банкротству. Проектирование нового предприятия ведется под конкретные бизнес-идеи. Бизнес-проект позволяет оценить выгодность и осуществимость идеи. По учредительным документам - уставу предприятия, учредительному договору и заявке - предприятие регистрируется и вносится в государственный реестр. При необходимости получаются лицензии или сертификаты.
Установление хозяйственных
связей с предприятиями
На каждой стадии могут возникнуть кризисные ситуации. Предприятия испытывают недостаток оборотных средств, что порождает финансовый кризис. Кризисные явления изучаются и анализируются, а при положительной оценке на возможность решения проблем разрабатываются и осуществляются программы cанации, т.е. устранения причин, порождающих кризис. Если антикризисные действия не приносят эффекта и долги предприятия государству или кредиторам превышают законные пределы, суд объявляет предприятие банкротом. Ликвидационная комиссия описывает, оценивает и распродает имущество, рассчитывается с претензиями в пределах возможности и предприятие ликвидируется, в т.ч. выводится из реестра.
На всех стадиях жизненного цикла предприятия им нужно управлять. Система его управления конкретно формируется на каждом предприятии с учетом десятков факторов внутренней и внешней среды.
Функция управления деловыми организациями получила название “менеджмент”, а специалисты по управлению называются менеджерами.
Управление предприятием осуществляется посредством ряда параллельных действий - планирования, организации, мотивации персонала и контроля.
Планирование деятельности предприятия включает в себя выработку стратегического плана на 3-5 лет, текущего или оперативного планирования и разработки целевых программ.
Стратегия и цели фирмы позволяют формировать организационные структуры управления. Выбор оргструктуры зависит от конкретного состояния предприятия, его технологии, сложности, масштабов деятельности. Традиционно на средних и крупных предприятиях использовались линейные и дивизиональные оргструктуры управления через отношения руководитель-подчиненные в иерархической пирамиде.