Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:02, шпаргалка
Объектом внимания выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах.
Структура экономической теории и, соответственно, четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями.
Первая функция - познавательная.
Вторая функция - практическая.
1. Предмет, структура и функции экономической теории.
2. Методы экономического анализа.
3. Производство, его типы и структура. Производственные возможности.
4. Экономический оборот и общественное воспроизводство.
5. Социально-экономический прогресс и периодизация экономической истории.
6. Постиндустриальное общество и роль человеческого капитала в экономике.
7. Формирование, оценка и накопление человеческого капитала.
8. Качество жизни: оценка и сравнительный анализ.
9. Собственность: экономические и правовые аспекты.
10. Чистый капитализм, командная и смешанная экономика: сравнительный анализ.
11. Основные направления перехода к рыночной экономике.
12. Товар и его свойства. Качество продукции и пути его повышения.
13. Закон стоимости и цена. Эластичность цен.
14. Анализ рынков. Спрос, предложение и факторы их изменения.
15. Конкуренция и ее роль в развитии деловой активности населения.
16. Модели рынков.
17. Индивидуальный спрос и поведение потребителей. Кардинальная и ординалистская концепции полезности.
18. Маркетинг, его концепции и назначение.
19. Предпринимательство, его принципы и формы.
20. Предприятие, его функции, организационно-правовые формы, жизненный цикл.
21. Формирование и оборот капитала предприятия. Основной и оборотный капитал.
22. Издержки предприятий в краткосрочном и долгосрочном периодах.
23. Структура затрат на производство и реализацию продукции.
24. Цена и ее функции. Ценовая политика фирмы.
25. Доходы предприятия. Прибыль, ее оценка, факторы и пути повышения.
26. Предпринимательский доход, его источники, виды, ограничения.
27. Заработная плата, принципы ее организации и регулирования.
28. Тарифная система и пути повышения заработков персонала
29. Воспроизводство индивидуального человеческого капитала.
30. Информатизация экономики и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг.
31. НТР и развитие венчурного капитала.
32. Инновационные технологии и инновационные предприятия. Виды инноваций.
33. Пределы и технологии природопользования. Экологизация экономики.
34. Особенности аграрно-промышленных предприятий.
35. Аграрная реформа и формирование агропромышленного комплекса.
36. Рента и ее виды. Земельная рента. Цена земли.
37. Структура национальной экономики.
38. Основные показатели развития национальной экономики.
39. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, методы их расчета.
40. Потребление, сбережения, инвестиции и их влияние на национальный объем производства.
41. Макроэкономическое равновесие и определяющие его факторы.
42. Необходимость, типы и факторы экономического роста. Роль научно-технического прогресса.
43. Природа и виды экономических циклов. Теории кризисов.
44. Совокупный труд и условия достижения полной и продуктивной занятости населения.
45. Безработица, виды, причины и пути снижения.
46. Денежно-кредитная система. Сущность, формы и функции кредита.
47. Банковская система России.
48. Сущность и функции финансов. Финансовые системы.
49. Госбюджет. Источники и пути преодоления дефицита госбюджета.
50. Налоги и налогообложение. Кривая Лаффера.
51. Экономическая роль государства в рыночной экономике.
52. Источники и распределение доходов населения.
53. Основные формы международных экономических отношений.
54. Международная валютно-финансовая система и устойчивость рубля.
55. Приватизация и эффект реформирования форм собственности.
Необходимо создать
Принцип контроля деятельности - необходим в любой системе управления. Технологический контроль качества выполнения работ, контроль дисциплины и порядка в подразделениях и на рабочих местах, управленческий контроль за ходом выполнения планов и решений обеспечивают соблюдение сроков и координацию, а при необходимости и корректировку процессов производства, сбыта, трудовых взаимоотношений.
Капитал предприятия – это материальные и нематериальные активы, представленные в виде средств производства, интеллектуальной собственности и человеческого капитала, выступающих одновременно как запас и как дисконтированный поток доходов.
Уставной капитал является базой, с которой начинается хозяйственная деятельность предприятия. Поскольку целью этой деятельности является, как правило, получение прибыли, то основная задача функционирования капитала – его увеличение, или его расширенное воспроизводство.
В процессе производственной деятельности происходит превращение различных форм капитала - денежного, производительного, товарного и снова денежного. Данный процесс смены функциональных форм капитала называется кругооборотом капитала.
Можно считать, что первоначально капитал выступает в виде авансированных денег, которые, превращаясь в материальные блага в ходе хозяйственного отбора, формируют капитал предприятия и позволяют получить определенную прибыль.
Первая стадия совершается в сфере обращения, где денежный капитал превращается в элементы производительного капитала. Авансированные денежные средства идут на приобретение средств производства (СП) и рабочей силы (РС), Соотношение между этими составляющими представляется в виде соотношения между постоянным и переменным капиталом. Постоянная часть - это капитал, объем которого не зависит от выпуска продукции. Переменная часть капитала связана с объемом выпушенной продукции. В своей сумме постоянный и переменный капитал составляют производительный капитал.
Вторая стадия протекает в сфере производства. В этом движении производительная форма капитала приобретает вид товарной формы. Производственный процесс объединяет вещественные и личные факторы производства, создавая продукт, выступающий как результат функционирования взаимосвязанных структурных составляющих капитала. Новый продукт обладает определенной полезностью и содержит вновь возникающую стоимость, в которой "отражена" стоимость капитала, используемого для его создания.
Третья стадия относится к сфере обращения, где товарный капитал с возросшей стоимостью вновь превращается в ходе реализации производственного продукта в денежный капитал, содержащий прибыль.
Число оборотов капитала за год подсчитывается по формуле:
где r0 - число оборотов;
О - период измерения, обычно год;
о - время оборота капитала.
Оборот капитала определяет
индивидуальное воспроизводство капитала,
которое представляет собой непрерывный,
постоянно повторяющийся
Капитал акционерного общества
представляет собой совокупность активов,
большая часть которых
Основной капитал - часть производительного капитала, которая в течение длительного срока используется в производстве и переносит свою стоимость на готовый продукт постепенно, по мере износа. Оборотный капитал - часть производительного капитала, стоимость которой переносится на созданный продукт и возвращается в денежной форме в течение одного кругооборота.
Покупка факторов производства – это денежные затраты фирмы или её издержки производства. Различают бухгалтерские и экономические альтернативные издержки.
Бухгалтерские издержки – внешние, явные платежи фирмы, отражаемые на бухгалтерских счетах.
Экономические альтернативные издержки есть сумма внешних явных и внутренних неявных издержек-затрат.
Внутренние неявные издержки включают
стоимость затраченных
Краткосрочный период – это короткий период, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей. Принимают форму постоянных и переменных.
Долгосрочный период – это период, достаточный для изменения производственных мощностей. Являются переменными.
В краткосрочном периоде
В краткосрочном периоде
Общие издержки состоят из постоянных издержек (FC) и переменных издержек (VC). FC – это денежные затраты на ресурсы, предоставляющие постоянные факторы производства. VC – это денежные затраты на ресурсы, предоставляющие переменные факторы производства.
AFC – постоянные издержки в расчете на единицу продукции: AFC = FC/Q.
AVC – переменные издержки в расчете на единицу продукции: AVC = VC/Q. По мере увеличения объема производства AVC сначала падают, достигают своего минимума, а затем под воздействием закона убывающей предельной отдачи начинают расти.
ATC – общие издержки в расчете на единицу продукции: ATC = TC/Q.
Предельные издержки (МС) – издержки на производство еще одной дополнительной, сверх определенного объема единицы продукции: МС = ΔТС/ΔQ. МС показывают, во сколько обойдется предприятию увеличение выпуска продукции на единицу.
МС также изменяется под действием закона убывающей предельной отдачи.
На долговременном отрезке времени предприятие может менять все используемые факторы производства.
Издержки называются долгосрочными средними издержками (LATC).
Кривая долгосрочных средних издержек представляет собой кривую, огибающую бесконечное число кривых краткосрочных средних издержек производства, которые соприкасаются с ней в точках их минимума. Она показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем выпуска при условии, что фирма имеет время для изменения всех факторов производства.
Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой зависит от размера предприятия, измеряемого объема выпуска. Различают:
Возрастающая отдача от масштаба имеет место тогда, когда объем производства растет быстрее, чем растут издержки, и, следовательно, LATC предприятия падают.
Убывающая отдача от масштаба (отрицательный эффект масштаба) имеет место, когда издержки производства растут быстрее его объема, и, следовательно, LATC растут по мере увеличения выпуска.
Постоянная отдача от масштаба имеет место тогда, когда издержки и объем производства растут одинаковыми темпами, и следовательно, LATC остаются постоянными при всех объемах производства.
Существует несколько причин возрастающей отдачи от масштаба, или экономии от масштаба: специализация труда; эффективное использование капитала; производство побочных продуктов.
При калькулировании себестоимости различают прямые и косвенные затраты. Прямые затраты (или переменные) с ростом объема производства возрастают, косвенные (или постоянные) – падают. Стоимость первых включается в стоимость производимой продукции. Стоимость вторых включается в стоимость производимой продукции по частям по мере износа основных производственных фондов.
К переменным, прямым издержкам относят:
Общепринято на практике определение постоянных издержек как накладных расходов. К ним относят амортизационные отчисления на здание и оборудование, налог на имущество, страховые платежи, ремонт, эксплуатационные расходы и упущенный предполагаемый процент на вложенный капитал.
Рассчитав прямые и косвенные
затраты на единицу продукции, т.
е. себестоимость единицы
Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить продукт, а производитель продать. Цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, стимулирует или сдерживает расширение производства и потребление различных продуктов. Цена может поощрять или тормозить научно-технический прогресс, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Распределительная функция цены связана с отклонением ее от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими её секторами, рыночными формами собственности, регионами, социальными группами населения.
Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и предложением, предложением и спросом. Она сигнализирует о диспропорциях в сфере производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению.
Факторы, влияющие на уровень цен и их динамику подразделяют на внутренние и внешние по отношению к предприятию. Внешние факторы не контролируются предприятиями. К ним относятся: потребители, государственное регулирование, участники товародвижения, конкуренты, издержки. К внутренним факторам относят: издержки на производство продукта, специфика производимой продукции, особенности производственного процесса, реклама, рыночная стратегия и тактика производителя, специфика жизненного цикла продукции, организация сервиса, объём рынка и др.
Ценовая политика предприятия зависит во многом от конкурентной структуры рынка. Различают совершенную и несовершенную по типу конкуренции структуры рынка. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей стандартизированного товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Производители и потребители подстраиваются под рыночную цену. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции – для отрасли – обратно пропорциональна, то есть снижение цены способствует увеличению спроса.
Следовательно, в условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Однако в данной ситуации предприятие может кратковременно воздействовать на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, которая состоит в установлении цен на максимально высоком уровне с последующим медленным снижением до рыночного уровня.
Рынок монополистической конкуренции состоит из многих предприятий, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Данному рынку присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между предприятиями; дифференциация товаров, выпускаемыми предприятиями-конкурентами, за счёт различий как в потребительских свойствах, так и в оказании неодинаковых дополнительных услуг; лёгкость проникновения на рынок. Наиболее распространённая стратегия на данном рынке – установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в различных частях страны по разным ценам.
При сильно дифференцированном покупательском спросе может быть использована стратегия цен «выше номинала». Суть данной стратегии: покупателям с высоким уровнем доходов предлагаются товары категории «люкс» по очень высоким ценам; для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по пониженным ценам. Эта стратегия требует от предприятия, её использующего, строгого контроля за конкурентами.
Олигополистическая
На данном рынке применяется
множество стратегий