Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:38, контрольная работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ
1.1 История возникновения налогов в России
1.2 Этапы реформирования налоговой системы
1.3 Характеристика современной налоговой системы РФ
ГЛАВА 2. УРОВНИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Проблема распределения между федеральным и региональными бюджетами
2.2 Разграничение федеральных и региональных налогов
2.3 Налоговая политика Российской Федерации
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы налогового законодательства
3.2 Пути решения проблемы налогообложения РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Налоговый кодекс Российской Федерации[ 2] устанавливает общие нормы и принципы налогообложения, определяет перечень налогов, объекты и субъекты налоговых отношений, налоговые обязательства, налоговую ответственность, налоговые санкции, а также процедурные вопросы, регулирующие порядок уплаты налогов и сборов, применение мер по обеспечению их уплаты, предоставление отсрочек, рассрочек налогового и инвестиционного кредита, возврата излишне уплаченных средств. Предлагаются новые подходы по определению составов налоговых правонарушений, устанавливается порядок возбуждения, рассмотрения и разрешении дела о налоговом правонарушении.
По федеральным налогам и сборам устанавливается порядок налогообложения, включающий определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок и льгот, последовательность исчисления и уплаты налогов и сборов. По региональным и местным налогам и сборам устанавливаются общие для всех субъектов Федерации и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в стране.
Налоговый кодекс четко
разграничивает полномочия в сфере
налогообложения между
Так, на федеральном уровне
предусматриваются следующие
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;
- налог на доход (прибыль) предприятий;
- налог на доходы от капитала;
- налог на доходы с физических лиц;
- взносы в пенсионный фонд РФ, в федеральный бюджет на социальное страхование;
- государственная пошлина;
- таможенные пошлины,
таможенные сборы и иные
- налог на пользование
недрами и налог на воспроизвод
- налог на дополнительный налог от добычи углеводов;
- налог на пользование объектами животного мира;
- водный налог; экологический налог;
- федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организации; налог на недвижимость; транспортный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.
Если на территории субъекта вводится налог на недвижимость, то прекращается действие налога на имущество организации, налога на имущество физических лиц и земельного налога[ 6 ].
С 1 января 2005 года вступило в силу новое наименование региональных налогов: налог на имущество организации; налог на игорный бизнес; транспортный налог. Новый перечень налогов введен с целью упрощения налоговой системы.
К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.
Налоги в приведенном перечне ограничивают налоговую нагрузку на налогоплательщиков и позволяют государству иметь ясное представление об общей тяжести налогообложения. Если же не ограничивать налоговый предел, то налогоплательщики становятся должниками законодательных инициатив местных и региональных органов управления.
Законодательство субъектов
РФ о налогах и сборах состоит
из законов о налогах и сборах
субъектов Российской Федерации, которые
приняты в соответствии с Налоговым
кодексом. Исполнительные власти субъектов
могут в предусмотренных
Таблица 2
Планируемые доходы федерального бюджета на 2010-2012 год (млрд.руб)
Виды доходов |
2010 |
2011 |
2012 |
|
План |
план |
план |
||
1.всего доходов |
6950 |
7456 |
8070 |
|
2.нефтегазовые доходы |
3195 |
3312 |
3503 |
|
3.инфляция |
10% |
8% |
7% |
|
Налоговые доходы бюджета субъектов РФ - это собственные налоговые доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами определяются законом на очередной финансовый год[14,С.14]. К ним также относятся налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределяемым к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определяемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам[ 6 ].
Таким образом, налоговая
система государства призвана обеспечивать
мобилизацию и аккумуляцию
2.3 Налоговая политика Российской Федерации
Налоговая политика представляет систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества.
Налоговая политика государства должна быть направлена на перераспределение национального дохода в целях изменения структуры производства, территориально-экономического развития, изменения уровня доходности населения.
В качестве задач налоговой политики выделяют: обеспечение государства финансовыми ресурсами; создание условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживание возникающих в процессе рыночных отношений неравенства в уровне доходов населения. Согласно общепринятой системе дифференциации выделяют три типа налоговой политики.
Первый тип - политика максимальных налогов. Повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50 процентов. Несмотря на видимую привлекательность данного типа политики, необходимо учесть возрастающее налоговое бремя, а как следствие, уход значительного сектора экономики в «тень». А это повлечет обратную связь - снижение налоговых поступлений.
Второй тип - политика разумных налогов, способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.
Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения и бизнеса. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Отмечается, что такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Как известно для России характерна эклектичность налоговой политики, сочетание использования первого и третий тип.
Достаточно высокое налоговое бремя, правовая незащищенность честного налогоплательщика в отношениях с государством, а также отсутствие информации о расходовании денежных средств для наших соотечественников является причинами уклонения от уплаты налогов. Именно на устранении этих причин и следовало бы сосредоточиться в настоящее время.
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.
Налоговый механизм соединяет в себе:
1. Во-первых, планирование, т.е. регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
2.Во-вторых, стихийно-рыночную
конкуренцию, что определяет
Эффективность использования
налогового механизма зависит от
того, насколько государство
В налоговой политике
проявляется относительная
1. Первый тип задач
- экономические: обеспечение
2.Второй тип задач
- социальные: перераспределение
3.Третий тип задач - фискальные: повышение доходов государства.
4.Четвёртый тип задач
- международные: укрепление
Изменяя налоговую политику,
манипулируя налоговым механизм
Таким образом, эффективная
налоговая политика является одним
из основных условий динамичного
развития экономики России. Посредством
воздействия на хозяйственную деятельность
и частные финансовые ресурсы, а
также через бюджетно-
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы налогового законодательства
В настоящий момент, думается, ни у кого не вызывает сомнения необходимость проведения разовой реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, образовавшейся в прежние годы. Но, к сожалению, данное мероприятие проводится с грубейшим нарушением основного налогового законодательства РФ. Почему одновременно с принятием закона о бюджете нельзя было внести необходимые изменения в НК РФ, предусмотрев не только саму возможность проведения реструктуризации накопленных долгов бюджету, но одновременно обозначив условия и порядок ее проведения, а также право исполнительной власти списывать на установленных в Кодексе условиях часть этой задолженности?
15 февраля 2010 года Правительство
РФ направило в
Частью первой НК РФ достаточно четко и подробно установлены формы изменения сроков уплаты конкретных налогов, а также порядок и условия их применения. Это - отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Других форм изменения сроков уплаты налогов НК РФ не предусматривает. Также не предусмотрено право налогоплательщика на списание не уплаченных им вовремя долгов. Между тем статьёй 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" введено новое понятие - реструктуризация. Этим Федеральным законом Правительству РФ было поручено определить механизм погашения кредиторской задолженности организаций, сложившейся на 1 января 1999 года, в том числе путем ее реструктуризации, а также порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Правительство РФ во исполнение указанной статьи Федерального закона приняло соответствующий Порядок проведения реструктуризации, в п. 5 которого предусмотрено и право налогоплательщика на списание задолженности по пеням и штрафам при условии своевременного и полного внесения им текущих налоговых платежей в федеральный бюджет. Это, безусловно, противоречит положениям НК РФ [20].
В частности, если ранее в состав облагаемого налогом добытого минерального сырья включались нормативные и сверхнормативные потери, то с внесением изменений в Закон нормативные потери не входят в налогооблагаемую базу. В инструкции же все по-прежнему трактуется иначе. Справедливости ради надо отметить, что в данном случае и налогоплательщики, и налоговые органы живут не по инструкции, а по Закону. Но это, к сожалению, всего лишь исключение из правил, поскольку данное положение Закона является нормой прямого действия. Зачастую же издаваемые органами исполнительной власти документы в этой области противоречат основополагающим законам, которые, к сожалению, не всегда четко и ясно трактуют вопросы налогообложения.