Эволюция теории налогов: классическая, кейнсианская, современная теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение фундаментальных теорий налогообложения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследование становления и эволюции классической теории налогообложения;
- осмысление кейнсианского учения о налогах;
- выявление современных тенденций становления и развития налогообложения в России.

Содержание

Введение 3
1 Классическая теория налогообложения 4
1.1 Взгляды А.Смита 4
1.2 Взгляды Д.Рикардо 9
2 Кейнсианская теория налогообложения 14
2.1 Вклад Дж.М.Кейнса в экономическую теорию 14
3 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Российской Федерации 19
3.1 Становление и развитие налогообложения в России 19
3.2 Сущность, структура и способы взимания налогов 21
3.3 Недостатки российской системы налогообложения и пути их преодоления 32
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2к.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра налогов и  налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ НАЛОГОВ: КЛАССИЧЕСКАЯ, КЕЙНСИАНСКАЯ, СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Руководитель

                                                                                                                               

                                                           Автор работы

                                  

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение            3

1 Классическая теория налогообложения        4

1.1 Взгляды А.Смита         4

1.2 Взгляды Д.Рикардо         9

2 Кейнсианская теория налогообложения                 14

2.1 Вклад Дж.М.Кейнса в экономическую  теорию              14

3 Проблемы и перспективы развития  налоговой системы Российской  Федерации           19

3.1 Становление и развитие налогообложения  в России             19

3.2 Сущность, структура и способы взимания налогов              21

3.3 Недостатки российской системы  налогообложения и пути их  преодоления      32

Заключение                     35

Список используемой литературы                  36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории человечества не было государственного образования, которое смогло бы обойтись без налогов в той или иной форме. Являясь инструментом изменения экономической жизни, налоги, в свою очередь, и сами менялись под воздействием социальных, экономических, политических и ряда других факторов.

Налоговая система возникла и развивается  вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием  налоговой системы. В истории  давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий.

Налоги являются атрибутом государства, и поэтому налоговая система отражает те процессы, которые происходят в современной России. Формирование вертикали власти, усиление государственного сектора в экономике, возврат государством контроля над энергетическими активами и другие процессы, происходящие у нас в стране, которые принято в широком смысле именовать консолидацией власти, влияют на налоговую систему Российской Федерации. Более того, налоговое право является в настоящее время одним из центральных инструментов проведения политики консолидации власти.

Целью данной работы является рассмотрение фундаментальных теорий налогообложения.

Для достижения указанной цели в  работе поставлены следующие задачи:

- исследование становления и  эволюции классической теории  налогообложения;

- осмысление кейнсианского учения о налогах;

- выявление современных тенденций становления и развития налогообложения в России.

 

 

 

 

 

 

1 Классическая теория  налогообложения

1.1 Взгляды А.Смита

 

Создателями этой теории являлись два англичанина – основоположники английской буржуазной классической политэкономии Адам Смит(1723-1790), опубликовавший в 1776 году фундаментальный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», и Давид Рикардо(1772-1823), издавший в 1817 году классическую работу «Начала политической экономии и налогового обложения».

Эта теория иначе называется теорией  налогового нейтралитета или классической (либеральной) теорией налогов.

Основополагающим положением классической теории налогов является доказательство того тезиса, что налоги - это один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства, и что налоги не выполняют какой-либо другой роли в развитии общества. Налоги в рамках этой теории не рассматривались ни как инструмент регулирования экономики, ни как страховой платеж, ни как плата за услуги государства.

Все выводы классиков о налогообложении  основывались на фундаментальном учении Смита о рыночной экономике. В  условиях свободного рынка удовлетворение индивидуальных потребностей обеспечивается предоставлением со стороны государства хозяйствующим субъектам экономической свободы деятельности. Смит решительно выступал против вмешательства государства в экономику. По его мнению, экономическая свобода – лучший способ обеспечить максимальное удовлетворение потребностей.

По мнению А. Смит власти должны обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя  право собственности. Для этого  государству требовались соответствующие  средства. Собственных же доходов  от государственной собственности государству явно не хватало. Поэтому источником покрытия указанных расходов должны стать налоговые

доходы. Иные расходы (строительство  и содержание дорог, содержание судебных учреждений и др.) финансировались за счет взимания пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. Смит считал, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборы не должны рассматриваться как налоги.

Интересны суждения А.Смита и о  системе налогов. Он показал, что формирование налоговой системы происходит в государстве с достаточно высоким уровнем развития. Налоговую систему Смит определил как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Напомним, что рассматриваемая  налоговая теория иначе называется теорией налогового нейтралитета. Ученые-классики доказывали, что экономическая нейтральность государства и налогов означает не вмешательство государства в экономику посредством использования налоговых инструментов. Государство не должно применять налоги для регулирования экономических процессов. Достаточно того, чтобы государство охраняло право собственности, тем самым обеспечивая развитие экономики. В этом классическая теория тесно связана с концепцией «государства-ночного сторожа».

Таким образом, внутри своей теории классики отводили налогам лишь роль источников дохода бюджета государства.

При том, что налогам оставлялась единственная функция – быть источником доходов государства, самому государству, питаемому налогами, отводится роль «ночного сторожа» оно лишь поддерживало общий порядок и не вмешивалось в экономические и социальные дела. Согласно классическим представлениям, налог, обеспечивая государство средствами, не должен оказывать никакого воздействия на экономику и социальную сферу.

Этим объясняется другое название этой теории – теория налогового нейтралитета. Ее представители имели все основания трактовать налоги и как плату за государственные услуги, и как пожертвование, и как добровольный взнос, поскольку по существу она являлась преемницей теории обмена. Классическая теория основывалась на постулате: «Меньше государства – меньше налогов». Государство должно было устанавливать налоги исходя из выгодности их для налогоплательщиков. Отсюда известные принципы налогообложения, сформулированные А.Смитом.

В книге «Исследование о природе  и причинах богатства народов» А. Смит определил основные принципы налогообложения, которые не устарели и до нашего времени.

1. Принцип справедливости, в соответствии  с которым утверждается обязательность  обложения налогом всех граждан государства и равномерность его распределения между людьми соразмерно их доходам.

2.Принцип определенности, требующий,  чтобы размер налога, способ уплаты  и ее время были заранее  известны плательщику.

3. Принцип удобности, основанный на том, что при взимании налога необходимо руководствоваться соображениями удобства налогоплательщика; выбираются наиболее подходящие время и способ выплаты.

4. Принцип экономии, он предполагает  сокращение издержек при взимании  налога и влечет за собой  упрощении системы налогообложения.

Данные принципы налогообложения  настолько очевидны и естественны, что их нельзя приписать никому конкретно, даже самому гениальному ученому. Организуя  налогообложение, ими интуитивно руководствовались  все государства и до Смита. Однако мировая научная традиция такова, что приоритет обычно отдается тому ученому, который впервые письменно сформулировал те или иные положения.

Налог может извлекать из народа большее количество денег, чем такое  требуется нуждами казны, или  оставлять эти деньги вне распоряжения

казначейства, четырьмя различными способами:

1. взимание налога может требовать  большего числа чиновников, содержание  которых поглотит большую часть  налога, а личное лихоимство их  предоставит новый прибавочный  продукт на народ;

2. налог может стеснить промышленность  народа и отстранить ее от  некоторых отраслей труда и  торговли, которые доставили бы  занятие и средства существования  большому числу лиц. Поэтому,  между тем как, с одной стороны,  он принуждает народ к уплате, с другой – он

уменьшает или, может быть, уничтожает некоторые источники, которые бы доставили народу средства внести налог;

3. конфискации, пени и другие  наказания, которым подвергаются  несчастные, покушающиеся увернуться  от налога, легко могут разорить  их, и уничтожить таким образом пользу, которую получило бы общество от употребления их капиталов. Чрезмерный налог служит великим искушением к обману; но наказания за уклонение естественно увеличиваются с усилением искушения к обману...;

4. подвергая народ беспрерывным посещениям и ненавистным осмотрам сборщиков, налог может вызвать множество бесполезных беспокойств, прижимок и притеснений; и хотя, строго говоря, притеснение и не сопровождалось материальным ущербом, оно, разумеется, равноценно издержкой, которою человек охотно бы откупился от него.

Принципы налогообложения А.Смита  в современной интерпретации:

1. Принцип справедливости, который говорит о том, что каждый гражданин общества обязан принимать участие в формировании государственного бюджета соразмерно своим доходам и возможностям. В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя блага другим.

Необходимо различать:

• принцип горизонтальной справедливости означает, что лица с одинаковым доходом должны уплачивать одинаковый налог.

• принцип вертикальной справедливости означает, что люди, которые пользуются общественными благами в большем  объеме, должны платить больше налог.

Если законодатели в основе формирования налоговой системы будут закладывать принцип справедливости, то они должны руководствоваться следующими положениями:

1. Бюджетная и налоговая политика  государства должна строиться  на перераспределении налоговых  платежей между налогоплательщиками с разными возможностями.

2. Для достижения справедливости  налоговая система должна быть  дифференцирована в части тех  или иных налогов, т.е. налоговая  система должна включать в  себя как общегосударственные  налоги, так и налоги, ориентированные на финансирование определенных общегосударственных нужд, а плательщиками являлись бы лица, которые больше всех используют эти общественные блага (например, транспортный налог).

3.Основой справедливой налоговой  системы является наличие льгот.

4. Методологической основой  справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение, т.к. согласно классическому определению – налоговая система является справедливой, если после уплаты налогов экономическое неравенство граждан сокращается.

5. С юридической точки зрения налогоплательщики и налоговые органы должны иметь равные возможности при защите своих интересов.

2. Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны. Задача законодателя – установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

3. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщика заключается в том, что налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Налогоплательщик должен быть информированным обо всех изменениях налогового законодательства.

4. Принцип эффективности означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. 

Разумно  построенная система  взимания налогов всегда базируется на них, даже если это делается неосознанно. Стоит государству пренебречь хотя бы не надолго всего лишь одним из них, как бюджет истощается, либо в противоположном случае стесняются интересы населения и субъектов хозяйствования со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Информация о работе Эволюция теории налогов: классическая, кейнсианская, современная теории