Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 15:29, курсовая работа
Цена в условиях современной экономики — это один из наиболее важнейших факторов, определяющих прибыльность фирм. Из этого следует, что ценовая политика — это общие цели, которые предприятие собирается достичь при помощи цен на собственную продукцию, и система мер, направленных на это, должны быть основательно обоснованы и продуманы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Эволюция теории «ценовой дискриминации»………..………………5
2. Типы ценовой дискриминации…………………………………………7
3. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации………14
4. Последствия и эффективность ценовой дискриминации ………….17
5. Использование фирмами ценовой дискриминации на практике……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….25
Высокие трансакционные издержки перепродажи предотвращают арбитраж: то, что экономический агент может выиграть от разницы в ценах, он теряет на трансакционных издержках. Одним из наиболее очевидных примеров трансакционных издержек являются транспортные тарифы. Несмотря на разные цены шоколадки «Марс» в Москве и Екатеринбурге, персональный арбитраж практически исключен благодаря тому, что из-за дальности расстояния транспортные расходы достигают величины, сопоставимой с ценой товара. Другим примером трансакционных издержек, способных предотвратить арбитраж, являются импортные тарифы. Ненулевые импортные тарифы в сочетании с транспортными расходами, снижая эффективность арбитражных операций, обеспечивают возможность продажи товара в разных странах по разным ценам.
Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Возможность осуществления ценовой дискриминации является одним из важнейших стимулов вертикальной интеграции. Если производитель конечной и поставщик промежуточной продукции входят в вертикально интегрированную фирму, конечная продукция может поставляться по цене, более низкой по сравнению с ценами поставки «внешним» покупателям. Если поставщик и потребитель являются независимыми фирмами, контракт между ними может быть составлен таким образом, чтобы исключить перепродажи.
Специальные качества продукции. Для исключения арбитража производитель может придавать товарам особые характеристики, снижающие возможности найти потенциальных покупателей для перепродажи. Так, медицинский спирт благодаря специальным добавкам не может использоваться в производстве алкогольных напитков.
Специальные
формы контрактов на продажу. Монополист-производитель,
реализующий продукцию
Особый вид товара. Услуги,
в отличие от продукта, не могут
быть перепроданы. Это дает возможность
поставщикам услуг осуществлять
более актив ценовую
Ценовая дискриминация, при ее правильном использовании только повышает общественное благосостояние, делая доступным услуги для потребителей разного достатка. Конечно, целесообразность той или иной формы ценовой дискриминации должна быть подкреплена экономическими расчетами.
Проведение ценовой
Таким образом, чтобы ценовая дискриминация была эффективной, должны выполняться несколько условий. Во-первых, рынок должен поддаваться сегментированию и сегменты должны отличаться друг от друга интенсивностью спроса. Во-вторых, представители сегмента, в котором товар предлагается по низкой цене, не должны иметь возможности перепродать его представителям сегмента, где товар реализуется по более высокой цене. В-третьих, доступ конкурентов с таким же товаром по низкой цене в высокий платежеспособный сегмент должен быть закрыт. В-четвертых, издержки по сегментированию и отслеживанию рынка не должны превышать суммы дополнительных поступлений от дискриминационного предложения. В-пятых, конкретная форма ценовой дискриминации не должна противоречить действующему законодательству [2].
Электрическая энергия – важнейший продукт, без которого невозможно обойтись ни в производстве, ни в быту. Каждый из нас в какой то мере является потребителем электрической энергии или потребителем товаров, произведенных с ее использованием.
Стандартность качества электроэнергии как товара и, следовательно, отсутствие дифференциации продукта, с одной стороны, а также невозможность ее перепродажи - с другой, вроде бы исключают все факторы ценовых различий, кроме ценовой дискриминации.
Однако электрическая энергия как товар имеет ряд особенностей, которые существенно влияют на формирование затрат при ее производстве, и именно различия в затратах иногда лежат в основе различий платы за ее использование (тарифов).
Рассмотрим особенности
электрической энергии с точки
зрения потребителя: В отличие от
других благ мы ее получаем точно в
тот момент времени, когда в ней
возникает потребность, и так
же мгновенно можем прекратить ее
поступление, нажав на выключатель.
Это отличие электрической
Можно подвергнуть сомнению это утверждение, приведя в качестве примера водопроводную воду. Действительно, если вода нужна - кран открывается, не нужна - закрывается. Благо и в этом случае поступает в зависимости от потребности и прекращает поступать, когда она исчезает. Если смотреть только со стороны потребителя, то разница действительно невелика. Однако, чтобы глубже разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к процессу производства этих благ.
Природа создала огромные запасы воды как в открытых, так и закрытых подземных водоемах, где невостребованное в данный момент благо может храниться, накапливаться и по мере необходимости использоваться. Человеком была создана только система забора, очистки, хранения и доставки воды к местам ее потребления.
Электрическая энергия, которая
используется в настоящее время,
не является продуктом природы. Она
создана человеком. Техника и
технология ее получения не позволяют
накапливать электрическую
Потребление электрической
энергии значительно изменяется
в течение суток. В ночные часы
оно существенно ниже, чем в
утренние и дневные, так как количество
потребителей и объемы их потребления
снижаются как в
В энергетике существует четкое деление затрат на постоянные (амортизация, заработная плата обслуживающего персонала и др.) и переменные, которые в основном определяются топливной составляющей затрат.
Величиной, определяющей возрастание средних общих затрат на производство в пиковые часы нагрузки, являются постоянные затраты на содержание резервных мощностей; средние переменные затраты в этот период могут оставаться неизменными.
Это и определяет обоснованность установления двух тарифов. По одному оплачивается электроэнергия в обычные часы, а по повышенному - в часы пиковых нагрузок, т.е., потребляя ее в этот период времени, необходимо дополнительно оплатить энергопредприятию постоянные затраты на содержание резервных мощностей. Если установить единый тариф на уровне средних общих затрат с учетом стоимости резервных мощностей, то потребители, которые не увеличивают потребление в часы совмещенного максимума, будут «переплачивать», а остальные - «недоплачивать». Кроме того, исчезнет стимул к более равномерному потреблению электроэнергии по времени суток, которое позволило бы уменьшить затраты на создание резервных мощностей.
Обратимся к графическому анализу ценообразования по пиковой нагрузке, представленному на рисунке 4.1. Условно примем, что все электростанции разделены на две группы: первая группа работает непрерывно; вторая группа работает только в часы совмещенного максимума. Линии АСn и АСd отражают соответственно средние затраты на производство «ночной» (первая группа станций) и «дневной» (вторая группа) электроэнергии, т. е. производимой дополнительно в часы совмещенного максимума. Линии МСn и МСd, предельные затраты на производство дневной и ночной энергии, совпадают (МС). Соответственно линии Dn и Dd отражают «ночной» (постоянный в течение суток) и «дневной» (дополнительный в часы совмещенного максимума) спрос на электроэнергию. Объем производства «ночной» (Qn) и «дневной» (Qd) электроэнергии определяется точками пересечения соответствующих линий предельной выручки МRn и MRd линией предельных затрат (МС). Следовательно, цены «ночной» и «дневной» электроэнергии Рn и Pd максимизируют прибыль.
Рисунок 4.1 - Ценообразование по пиковой нагрузке
Итак, на один товар, электроэнергию, устанавливается две цены. И следовательно, имеет место ценовая дискриминация. Одни экономисты дают утвердительный ответ и говорят, что ценовая дискриминация в этом случае приобретает особую форму - дискриминации во времени. Другие экономисты считают, что поскольку различие в ценах обусловлено различием в затратах, то этот случай не подпадает под общепринятое определение ценовой дискриминации. В реальности рынки «ночной» и «дневной» электроэнергии не отделены зримыми границами. Для их более точного разграничения требуются счетчики электрической энергии, которые фиксируют не только количество потребленной энергии, но и время ее потребления. На Западе такие счетчики широко используются. В странах СНГ их внедрение только начинается. Поэтому применяется двухставочный тариф. В двухставочном тарифе размер платы состоит из двух частей: основной годовой платы за максимально заявленную мощность, которая характеризует участие потребителя в формировании совмещенного максимума энергосистемы, и дополнительной - за фактически потребленную электроэнергию. Ставка основной платы рассчитывается так, чтобы покрывались условно-постоянные затраты энергосистемы; дополнительная плата должна компенсировать условно-переменные затраты. Использование двухставочного тарифа, хотя и стимулирует более равномерное потребление электроэнергии по времени суток, все же приводит к тому, что одни потребители недоплачивают, а другие переплачивают по отношению к фактическому потреблению в часы совмещенного максимума.
Какова бы, однако, ни была форма тарифов, первооснова различий цен остается одна и та же - различие в спросе на «ночную» и «дневную» электроэнергию, которое ведет к различию в затратах на ее производство.
Жильцы квартир с
В CCCР в качестве монополиста выступало государство, которое определяло тарифы на электроэнергию для различных потребителей. На рис. 4.1 частный монополист максимизирует прибыль. Государство может иметь другие цели, например максимизацию объема производства при нормальном уровне рентабельности. В этом случае тарифы будут установлены на уровне средних общих затрат в точке пересечения линии АС с линией спроса. Поэтому повышенные тарифы для предприятий могут быть нацелены на компенсацию убытков от продажи электроэнергии населению по пониженным тарифам, что и имеет место в странах СНГ. Отметим, что в развитых странах картина иная - население платит по более высоким тарифам, чем фирмы. Почему? Мы знаем, что цена выше на том рынке, где эластичность спроса ниже. Спрос населения на электроэнергию менее эластичен по ряду причин: во-первых, населению сложнее, чем предприятиям, заменить один вид энергии другим, например перейти с электричества на газ; во-вторых, крупные предприятия могут частично самообеспечиваться электроэнергией; в-третьих, возможности сбережения электроэнергии также выше у фирм, чем у населения.
Конечно, целесообразность той или иной формы ценовой дискриминации должна быть подкреплена экономическими расчетами. Ведь повышенные тарифы для предприятий перейдут в повышенные затраты на производство товаров и, возможно, более высокие розничные цены для тех же потребителей. Непросто ответить на вопрос, будет ли при этом достигнут желательный для государства социальный эффект.
Ценовая дискриминация очень плотно вошла в нашу жизнь, чего порой мы даже и не замечаем. Больше количество фирм применяют различные виды ценовой дискриминации, которые мы и рассмотрим ниже.