Эволюция теории «ценовой дискриминации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цена в условиях современной экономики — это один из наиболее важнейших факторов, определяющих прибыльность фирм. Из этого следует, что ценовая политика — это общие цели, которые предприятие собирается достичь при помощи цен на собственную продукцию, и система мер, направленных на это, должны быть основательно обоснованы и продуманы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Эволюция теории «ценовой дискриминации»………..………………5
2. Типы ценовой дискриминации…………………………………………7
3. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации………14
4. Последствия и эффективность ценовой дискриминации ………….17
5. Использование фирмами ценовой дискриминации на практике……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 144.24 Кб (Скачать файл)

Итак, цены на билеты в кинотеатры. Многие кинотеатры устанавливают более низкие цены для детей, студентов и пожилых граждан, именуя их льготным сеансом. Объяснить данную практику в рамках конкурентного рынка очень трудно. На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а издержки предоставления места в кинотеатре ребенку или пожилому человеку те же, что и для обычных зрителей. Однако все становится на свои места, если мы предположим, что кинотеатры обладают некоторой монопольной властью над локальным рынком, а дети, студенты и пожилые люди готовы заплатить за билет меньшую по сравнению с обычными зрителями цену. Ценовая дискриминация позволяет кинотеатрам увеличить прибыль.

Далее цены на авиабилеты. Цены на авиабилеты — это образец многообразия. Большинство авиакомпаний устанавливают низкие цены на билет туда и обратно между двумя странами, если пассажир остается в пункте назначения в ночь с субботы на воскресенье. На первый взгляд, подобная практика кажется странной. Какое дело авиакомпании до того, останется ли пассажир в пункте назначения в ночь на воскресенье или нет? Причина кроется в том, что такая практика позволяет разделить тех, кто летает по делам бизнеса, и пассажиров, отправляющихся в полет по личным делам. Те, кто занят бизнесом, готовы заплатить за билет большую сумму денег и, что более вероятно, вряд ли остаются в другой стране в ночь на субботу. Напротив, те, кто летают по личным делам, готовы заплатить за билет меньше, а вероятность того, что они пожелают задержаться в пункте прибытия с субботы на воскресенье, значительно выше. Таким образом, авиакомпании могут успешно осуществлять ценовую дискриминацию, назначая более низкие цены для пассажиров, остающихся в другом городе в ночь на воскресенье.

 Также в последнее время мы начали часто встречать покупоны на право получения скидки. Многие компании размещают свои покупоны в интернет источниках, печатают в газетах и журналах покупоны на право получения скидки. Покупатель просто должен вырезать или распечатать покупон и предъявить его кассиру магазина, чтобы получить скидку, скажем в 20%-50%, при очередной покупке. Зачем компании печатают покупоны? Почему бы просто не снизить цену на 20%-50%? Ответ заключается в том, что посредством покупонов компании осуществляют ценовую дискриминацию. Фирмам известно, что не все покупатели готовы тратить время на вырезание и распечатывание покупонов. Более того, так как готовность находится в прямой зависимости от цены, которую потребитель желает заплатить за товар. Обеспеченная и постоянно занятая деловая женщина вряд ли будет тратить время на распечатывание покупонов, она скорее заплатит за необходимый ей продукт более высокую цену. Напротив, вполне вероятно, что студент с удовольствием займется просмотром сайтов и распечатыванием покупонов, чтобы сэкономить при покупке товара. Таким образом, устанавливая низкие цены только для предъявителей покупонов, фирмы успешно осуществляют ценовую дискриминацию. Одним из показательных примеров также являются оптовые скидки, возьмем для рассмотрения сеть магазинов «Евроопт». До сих пор в наших примерах ценовой дискриминации монополист назначал разную цену для разных покупателей. Однако иногда он осуществляет ценовую дискриминацию посредством назначения для одного и того же покупателя разных цен на один и тот же товар в зависимости от объема покупки. Например, компания «Евроопт» предлагает оптовым покупателям более низкие цены на товары, к примеру, он запрашивает за один пончик 2 500руб, но только 15 000 за десяток или при покупке 1кг. киви мы платим 10 900 руб, а при покупке 10кг. – 80 900руб. Мы имеем дело с формой ценовой дискриминации, так как обычный покупатель платит за первую купленную единицу товара больше, чем за десятую. Оптовые скидки зарекомендовали себя как весьма удачный способ ценовой дискриминации.

 Ценовую  дискриминация часто   считают   несправедливостью.   Многие   люди испытывают раздражение, узнав, например, что человек,  сидящий впереди впереди них в самолете, заплатил за билет меньше ,чем они. Законы, запрещающие некоторые виды ценовой  дискриминации,  были приняты на  самых разных  законодательных уровнях -  от  республиканского  до местных. Наиболее известны из них закон Робинсона – Патмэна (устранение конкурентов).  На примере университетских студенческих  стипендий можно  тем не менее убедится, что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит  не только вред, но и пользу. Так, многие студенты  из  числа тех   кто не может  платить  за  обучение,  все  -  таки  посещают   колледж.   Ценовая дискриминация позволяет студентам покупать билеты  на  самолет,  если  эти билеты не были приобретены бизнесменами, не  желающими ехать по  делам в субботу или воскресенье.     Все эти примеры показывают,  что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны, что нередко и она способствует  достижению  большей справедливости.  В силу  этих  причин  экономисты   относятся   к   ценовой дискриминации более терпимо    нежели  остальная публика   для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.

Подводя итог к этой теме можно сделать вывод о том, что в целом ценовая дискриминация, при ее правильном использовании  только повышает общественное благосостояние, делая доступным услуги для потребителей разного достатка. Изучив ценовую дискриминацию, можно отметить тот факт, что фирмы стали успешно не только применять, но и получать прибыль от ценовой дискриминации, а получение прибыли, в условиях рыночной экономики, основная цель фирм.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С таким феноменом, как ценовой дискриминации в жизни мы сталкиваемся довольно часто, и как показывает практика, иногда даже не догадываясь об этом. В некоторых моментах покупатель, подвергшийся ценовой дискриминации, считает, что он, наоборот, совершил очень выгодную сделку, например, приобрел товар по желаемой стоимости. Это говорит нам лишь о том, что ценовая дискриминация представляет собой достаточно противоречивое явление, которое нельзя оценивать однозначно.

 Со стороны продавца ценовая дискриминация означает увеличение общего выпуска продукции за счет более широкого охвата рынка и максимизацию прибыли. А вот для покупателя это явление имеет неоднозначное последствие: для покупателей с более низкой эластичностью спроса по цене – это потеря потребительского излишка; для покупателей с высокой эластичностью спроса по цене – это возможность приобрести товар по сниженным ценам, и, как правило, улучшить материальное благосостояние.

 Отношение общественности  к ценовой дискриминации в большей степени негативное, так как часто люди расценивают ее как несправедливость. Но тем не менее, экономисты достаточно терпимо относятся к существованию такого рода практики, так как при логичном использовании ценовая дискриминация может стать инструментом привлечения более широких слоев общества в товарно-денежные отношения, а также способствовать экономическому росту, благодаря максимизации производства.

 Так, к примеру, если в качестве мотива осуществления ценовой дискриминации у монополистов выступает стремление к расширению производства в условиях всеобщего спада, то их действия не следует признавать противоправными, а наоборот, позволить им открыто назначать различные цены разным категориям потребителей. В случае же, если ценовая дискриминация противоречит интересам общества, существуют особые меры по ее предотвращению или ограничению.

 В целом по изученному материалу можно сделать следующий вывод, что ценовая дискриминация может быть признана правомерной, если производители или продавцы докажут, что их действия действительно несут пользу. Поэтому нельзя однозначно сказать, что ценовая дискриминация по определению является негативным и нежелательным явлением. Наоборот, необходимо систематически осуществлять ее при необходимости, но должен существовать четкий и разумный механизм ее применения.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Коваленко А.В. Микроэкономикаю, Минск:БГУ 2003.
  2. Лемешевский И.М., Микроэкономика. Минск: «ФУАинформ», 2010 – С. – 670
  3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2. Гл. 23.
  4. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика, учебник для вузов, Москва, Высшая школа, 1996г. - 447с.
  5. Носова С. С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 520 с.
  6. Самуэльсон П. Нордхаус В. Экономикс (дайджест). - М., 2002. - Гл. 26-27.
  7. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006.
  8. Хорошун К.Н. Микроэкномика. Минск., 2005.

 

 


Информация о работе Эволюция теории «ценовой дискриминации»