Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 02:21, курсовая работа
целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности, как основы экономической системы государства, изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в России и взаимодействия государственной и частной собственности.
В соответствии с целью задачей курсовой работы является
- описать экономическую сущность и структуру собственности;
- охарактеризовать понятие экономической системы;
- рассмотреть критерии классификации экономических систем;
- дать анализ современной модели экономической системы;
Введение………………………………………………………………………………………...4
Раздел I. Теоретические основы изучения форм собственности и различных видов экономических систем
1.1. Собственность как основа экономической системы……………………………………6
1.2. Формы собственности……………………………………………………………………10
1.3. Возможные модели организации экономических систем ……………………………….12
Раздел II. Особенности формирования различных форм собственности в
России
2.1. Концентрация частной, государственной и муниципальной
собственности в России ……………………………………………………………………….. .19
2.2.Эволюция собственности в российских компаниях ……………………………………....20
2.3.Экспансия государственных компаний и эффективность
российской экономики…………………………………………………………………………..24
2.4.Российские холдинги ………………………………………………………………..…........25
2.5.Концентрация предприятий с различной формой собственности
в Пензенской области …………………………………………………………………………..27
Раздел III. Инструменты государственного регулирования
экономических систем
3.1. Способы эффективного управления государственной собственностью ………………. 30
3.2. Инновационная трансформация экономических систем…………………………………32
Заключение……………………………………………………………………. ……………..35
Пользователь-
Единство
отношений пользования и
В западной литературе распорядителей называют менеджерами. Ф. Махлуп выделяет менеджеров и менеджеров-собственников, что свидетельствует о признании выбора у номинального владельца: либо остаться номинальным владельцем, получателем части полезного эффекта, дохода, либо стать функционирующим менеджером-собственником, т.е. распорядителем, и участвовать в создании полезно эффекта.
Собственность является сложной экономической категорией, и наиболее многогранно она раскрывается в правах собственности. Хотя их вкратце можно свести к трем основным правам – владения, пользования и распоряжения, но в хозяйственной жизни к ним добавляются и другие права. Наиболее полный перечень реально существующих прав собственности описал английский экономист Оноре. Помимо прав владения, пользования и распоряжения, это также право суверена (полная власть над собственностью вплоть до ее уничтожения), право на бессрочность обладания, на доход, на безопасность, на передачу в наследство, на запрет вредного использования (вредящего другим экономическим агентам), на ответственность в виде взыскания (например, в случае банкротства должника), на остаточный характер неучтенных прав (например, право на суд в защиту нарушенных прав собственности).
Обобщая
права собственности, можно сказать,
что это отношения между
Права собственности существуют потому, что экономические блага ограничены по сравнению с потребностями в них и общество не может позволить всем индивидуумам свободный доступ ко всем ресурсам. Таким ограничителем и стал институт собственности, который ограничивает доступ к экономическим благам. Это осуществляется через наделение экономических агентов правами собственности на тот или иной объект собственности. Закрепление за экономическими отдельных или всех прав собственности называется спецификацией прав собственности. На важность такой спецификации указывает теорема Коуза. Из нее вытекает, что только на основе четкой спецификации прав собственности на все блага и свободного обмена этих прав возможно эффективное использование благ. «Ничья» собственность обычно используется хуже всего. Важной чертой собственности современной России является то, что ускоренная приватизация 90-х гг. 20 века проходила в условиях массового нарушения прав приватизации. В результате значительная часть приватизированной собственности недостаточно легитимна, т.е. ее нынешние владельцы не всегда имеют абсолютно законные права на нее. Недостаточная легитимность их собственности означает потенциальную возможность пересмотра прав на нее, т.е. отсутствие реальных гарантий прав на эту собственность [6, c.56] .
Другая черта – это недостаточная гарантия даже легитимной собственности. Слабость судебно-правовой системы, которая должна охранять собственность, особенно заметна в условиях активно идущего в современной России процесса передела приватизированной собственности.
Все это уменьшает у многих собственников стимулы к ее эффективному использованию в долгосрочной перспективе, а также подталкивает их к вызову этой собственности за рубеж в целях ее сохранения.
Существуют три основные, прослеживающиеся на протяжении тысячелетий формы собственности – частная, коммунальная, государственная.
Частная собственность предполагает, что права на неё принадлежат частным лицам (домохозяйствам). Частную собственность можно подразделить на индивидуальную и корпоративную. В индивидуальной собственности чаще всего находится имущество, подсобные и крестьянские (фермерские хозяйства), небольшие фирмы (предприятия), в том числе без образования юридического лица. В корпоративной собственности чаще всего находятся средние и крупные фирмы. Эти корпоративные предприятия существуют в виде товариществ (полных или на вере) и обществ (с ограниченной ответственностью, закрытых и открытых акционерных обществ). Особенностью российской частной собственности является небольшой вес индивидуальной собственности вследствие бедности большинства населения (невелико домашнее имущество, мало частных домов), а также крестьянских (фермерских) хозяйств и небольших фирм вследствие слабой поддержки малого бизнеса со стороны государства.
Коммунальная собственность означает право на нее группы, локального общества людей. В коммунальной собственности обычно находятся кооперативы, некоммерческие организации, а больше всего – объекты, принадлежащие муниципалитетам (т.е. органам городского и сельского самоуправления), например коммунальное хозяйство.
В государственной собственности чаще всего находятся природные ресурсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры (дороги и порты, школы, университеты научно-исследовательские институты), но часто и другие объекты (банки, промышленные предприятия). Государственную собственность подразделяют на принадлежащую центральному правительству (в России это федеральная собственность) и региональным властям (в России это собственность субъектов Федерации). Если к ней добавить еще собственность муниципалитетов, то получим общественную собственность.
Эти
три основных вида собственности
образуют различные сочетания, чаще
всего в виде смешанной государственной
и частной собственности. В России подобная
смешанная собственность весьма заметна
– на объектах такой собственности занят
каждый десятый работник. Это следствие
приватизации 90-х гг. XX в., в ходе которой
заметная часть приватизируемых объектов
оставалась в частичной государственной
собственности.
Деятельность экономических субъектов осуществляется в среде, которая характеризуется специфическим качественным состоянием социально-экономических и научно-технологических процессов, протекающих в национальной экономике в данный временной период. Эта среда называется экономической средой. Она представляет собой совокупность факторов, воздействующих на деятельность экономического субъекта либо тормозящим, либо стимулирующим образом.
Существование и взаимосвязь экономических явлений, процессов и механизмов в пространстве и во времени конкретизируются тем фактором, что все они имеют место в национальной экономике конкретного государства и, следовательно, в рамках юридических законов, принимаемых государством, и правил, налагаемых институтами права. В целом совокупность законов и правил формирует экономический режим, который определяется юридической и институциональной базами конкретного государства. Последние не только формируют экономический режим, но и являются основой социальных отношений, поскольку определяют формы поддержки, защиты, и защищенности разных социальных групп.
Национальная экономика конкретного государства, кроме юридической и институциональной базы, характеризуется параметрами природно-ресурсных факторов, показателями технико-технологического уровня и спецификой психологического генотипа. Совокупность всех указанных параметров и их производительных возможностей формирует экономическую систему национальной экономики.
Анализ экономических систем
обусловил попытки их
В соответствии с различными
методами, посредством которых в
экономических системах
Конкретизация
методов, с помощью которых
Традиционная экономика
Если традиционную систему охарактеризовать более фундаментально, то ей свойственны:
В то же время традиционная система отличается предсказуемостью и стабильностью.
В силу сказанного, страны традиционной системы являются поставщиками сырья и материалов в мировое хозяйство, служат рынком сбыта готовой продукции, выступают как аграрно-сырьевой придаток бывших своих метрополий, ныне индустриально-развитых капиталистических государств [3, c. 153].
Командно-административная (централизованная) экономика решает вопросы производства приказными методами. История отражает попытки использования этих методов не только в XX веке.
Командную экономику XX в. характеризуют директивное планирование, затратное ценообразование, реализация которых осуществлялась на основе монополии государственной собственности на средства производства и абсолютизации государственной власти. Вместе с тем даже в условия экономической системы, основой которой является частная собственность, наблюдались периоды, когда вопросы воспроизводства решались административно-командными методами: например в Германии с 1936 по 1945гг. почти не было государственной собственности, однако государство устанавливало частным предприятиям заказы, цены, тарифы и ставки оплаты труда.
Антиподом
такой экономики выступает
(табл. 1) [3, c.149]