Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 02:21, курсовая работа
целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности, как основы экономической системы государства, изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в России и взаимодействия государственной и частной собственности.
В соответствии с целью задачей курсовой работы является
- описать экономическую сущность и структуру собственности;
- охарактеризовать понятие экономической системы;
- рассмотреть критерии классификации экономических систем;
- дать анализ современной модели экономической системы;
Введение………………………………………………………………………………………...4
Раздел I. Теоретические основы изучения форм собственности и различных видов экономических систем
1.1. Собственность как основа экономической системы……………………………………6
1.2. Формы собственности……………………………………………………………………10
1.3. Возможные модели организации экономических систем ……………………………….12
Раздел II. Особенности формирования различных форм собственности в
России
2.1. Концентрация частной, государственной и муниципальной
собственности в России ……………………………………………………………………….. .19
2.2.Эволюция собственности в российских компаниях ……………………………………....20
2.3.Экспансия государственных компаний и эффективность
российской экономики…………………………………………………………………………..24
2.4.Российские холдинги ………………………………………………………………..…........25
2.5.Концентрация предприятий с различной формой собственности
в Пензенской области …………………………………………………………………………..27
Раздел III. Инструменты государственного регулирования
экономических систем
3.1. Способы эффективного управления государственной собственностью ………………. 30
3.2. Инновационная трансформация экономических систем…………………………………32
Заключение……………………………………………………………………. ……………..35
Средняя доля владения обыкновенными акциями при разных уровнях концентрации
капитала (в % от уставного капитала)
Типы акционера | Низкий | Средний | Высокий | Значимость различий |
Федеральные органы власти | 1,8 | 5,5 | 4,2 | 0,034/0,028 |
Региональные и местные органы власти | 1,0 | 1,7 | 2,3 | 0,136/0,138 |
Все мелкие акционеры – физические лица | 30,5 | 31,1 | 20,5 | 0,000/0,000 |
Банки | 1,1 | 0,6 | 1,8 | 0,648/0,619 |
Инвестиционные фонды и компании | 0,0 | 1,5 | 3,2 | 0,547/0,560 |
Российские нефинансовые предприятия | 6,1 | 9,4 | 16,0 | 0,002/0,002 |
Все крупные акционеры – физические лица | 39,5 | 35,4 | 35,8 | 0,107/0,064 |
Иностранные инвесторы | 1,9 | 3,0 | 5,3 | 0,207/0,193 |
Таким
образом, структура владения обыкновенными
акциями подтверждает наличие высокой
концентрации капитала наряду с сохранением
его определенного распыления, преобладание
крупных акционеров и нефинансовых организаций.
При этом очевидно использование последних
для обеспечения участия крупных собственников
на уровне контрольного пакета.
2.3. Экспансия государственных компаний и эффективность
В последнее время крупные государственные компании активно наращивают свое влияние в основных отраслях российской экономики. Прежде всего обращает на себя внимание впечатляющая масштабность экспансии. Начало было положено в 2004г., когда» «Роснефть» получила контроль над «Юганскнефтегазом». В сентябре 2005 г. «Газпром» приобрел контрольный пакет акций «Сибнефти» (впоследствии переименованной в «Газпромнефть»); в декабре 2005 г. «Рособоронэкспорт» установил контроль над «АвтоВАЗом»; тогда же РАО «ЕЭС России» купило «Силовые машины». В ноябре 2005 г. Газпрмбанк приобрел 42% акций ОМЗ, а в феврале 2006г. довел пакет до 75%. В середине 2006 г. «Газпром» приобрел 19% акций независимого производителя газа «НОВАТЭК». В ноябре 2006 г. «Рособоронэкспорт» получил контрольный пакет акций «ВСМПО-Ависимы». В настоящее время мы наблюдаем процесс поглощения недавно созданной государственной Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) частной корпорации «Иркут».
Государственные
компании, похоже, не собираются останавливаться
на достигнутом и планируют
И даже некоторые попытки государства реализовать часть своих активов, по сути, приводят лишь к перекладыванию этих активов в другой государственный карман. В то время как государство приватизирует доли в энергетических компаниях, «Газпром» предпринимает значительные усилия при покупке таких компаний. Так, «Газпром» приобрел блокпакет «Мосэнерго» и собирается участвовать в допэмиссии этой компании, что обеспечит ему контрольный пакет; Газпромбанк в интересах «Газпрома» претендовал на покупку всего размещения акций ОГК-5 в октябре 2006г., хотя в итоге сумел приобрести лишь около 1%.
Казалось
бы, что плохого в усилении роли
государства в стратегических отраслях?
Капитализация компаний растет, «энергетический»
аргумент становится чрезвычайно весомым
во внешней политике. Однако у данного
процесса есть и негативные стороны, прежде
всего с точки зрения конкурентоспособности
и экономической эффективности компаний
и экономики в целом. Необходимо учитывать,
что у крупных «государственных» компаний
имеются еще и миноритарные акционеры,
интересы которых связаны именно с экономической
эффективностью компаний, т.е. со снижением
издержек, улучшением планирования и контроля,
ростом объема получаемой прибыли и ее
доли в общем доходе. Чтобы добиться высокой
экономической эффективности, необходимы
адекватные механизмы, позволяющие осуществлять
контроль в интересах собственников и
повышать заинтересованность менеджмента.
В экономической литературе изучению российских холдингов как формы концентрации капитала и одновременно – реструктуризации компаний уделяется немало внимания. Крупнейшие холдинги контролируют почти половину российской промышленности и подавляющую часть компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке. Пройдя этап приобретения недооцененных активов или установления контроля над ними с помощью неимущественных инструментов в течение 1990-х годов, в последние годы холдинги осуществляют реструктуризацию входящих в них компаний и акционерных связей. Контролирующие холдинги группы выступают не просто крупнейшими владельцами, но и более эффективными собственниками по сравнению с владельцами отдельных предприятий.
Интегрированные структуры в разных отраслях представлены неравномерно (рис. 1). Лидерами являются связь, топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия, а аутсайдерами – легкая промышленность и промышленность строительных материалов. При сопоставлении доли холдингов в количестве предприятий и в численности занятых видно, что объединениями охвачены более крупные предприятия [1, c.100].
Рис. 2. Доля холдингов в количестве предприятий и в численности занятых по отраслям (в %)
Интенсивность процессов присоединения к холдингам резко нарастает с 1999 г. и достигает пика в 2002 г. К настоящему времени для предприятий выборки период интенсивных слияний и поглощений остался позади (рис. 3) [1, c.101]. Эта тенденция сохраняется во всех отраслях обрабатывающей промышленности.
Рис. 3. Интенсивность
присоединения предприятий
к холдингам.
Подводя
итог, можно сделать вывод, что
подавляющая часть
Собственность в российских холдингах практически так же высоко концентрирована, как и в автономных компаниях, но гораздо чаще отделена от менеджмента. С точки зрения используемой модели корпоративного управления холдинги неоднородны.
Данные
об использовании средств холдинга
в качестве источника финансирования
инвестиций подтверждают гипотезу о
существовании внутреннего
Можно
заключить, что развитие холдингов
в ближайшем будущем останется
важным фактором эволюции национальной
модели корпоративного управления.
2.5. Концентрация предприятий с различной формой собственности в Пензенской области.
В областном центре на 1 января 2007 г. зарегистрировано 12782 хозяйствующих субъекта, или 55,0% от их общего количества по области (по области – 23224 субъекта). По сравнению с 2005 г. их число уменьшилось на 897 субъектов (на 6,6%), по области – на 1366 (на 5,6%). По сравнению с 1996 г. их количество возросло на 4360 субъектов (на 51,8%).
Свыше
90% предприятий относится к
Государственному сектору экономики, включая муниципальную собственность, принадлежат 827 предприятий (6,5% от общего числа) [20].
Распределение предприятий и организаций г. Пензы по формам собственности за 1996 -
2006гг.
1996 | 1997 | 2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2006 в % к: | ||
1996 | 2005 | |||||||
Всего | 8422 | 9238 | 10642 | 13162 | 13679 | 12782 | 151,8 | 93,4 |
Федеральная собственность | 315 | 316 | 315 | 291 | 282 | 276 | 87,6 | 97,9 |
Собственность субъектов федерации | 151 | 161 | 160 | 166 | 167 | 151 | 100,0 | 90,4 |
Муниципальная собственность | 433 | 436 | 459 | 479 | 424 | 400 | 92,4 | 94,3 |
Собственность общественных объединений | 530 | 996 | 1317 | 1487 | 1319 | 1069 | 2,0 | 81,0 |
Частная собственность | 6174 | 6570 | 7960 | 10344 | 11084 | 10570 | 171,2 | 95,4 |
Смешанная российская собственность без иностранного участия | 757 | 694 | 352 | 316 | 309 | 221 | 29,2 | 71,5 |
Собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства | 10 | 16 | 25 | 31 | 43 | 47 | 4,7 | 109,3 |
Смешанная собственность с совместным российским иностранным участием | 52 | 49 | 54 | 48 | 51 | 48 | 92,3 | 94,1 |