Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:03, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является эколого-экономическая оценка комплексного промышленного освоения Приполярного Урала. Для выполнения поставленной цели в дипломной работе, решены следующие основные задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов освоения промышленных территорий в России, а так же роли проекта для ХМАО;
- проведение экономической оценки ресурсного потенциала;
- оценки перспектив и этапности развития горнодобывающей промышленности Приполярного Урала;
- анализ ценности потенциальных рудных узлов и их энергоемкости;
- проанализированы предложения по строительству железной дороги по восточному склону Уральского хребта;
- рассмотрены вопросы по воздействию на окружающую среду горнорудной промышленности.
Введение………………………………………………………………………….
3
Глава 1. Промышленное освоение территорий, как основа успешного экономического развития регионов…………………………………………….
6
1.1. История промышленного освоения территорий в России ………
6
1.2. Состояние внутреннего и внешнего рынка минеральных ресурсов………………………………………………………………….
17
1.3. Роль промышленного освоения Приполярного Урала для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры…………………...
26
Глава 2. Экономический анализ минерально-сырьевого потенциала при промышленном освоении Приполярного Урала………………………………
33
2.1. Оценка минерально-сырьевого потенциала………………………
33
2.2. Экономическая оценка перспективных месторождений твердых полезных ископаемых…………………………………………………..
37
Глава 3. Перспективы развития горнорудной промышленности на территории Приполярного Урала………………………………………………
49
3.1. Экономическое обоснование объемов добычи минеральных ресурсов………………………………………………………………….
49
3.2. Экономическая валовая ценность потенциальных горнопромышленных узлов…………………………………………….
56
3.3. Экономическая оценка расходов на строительство железной дороги и энергопотребления…………………………………………...
67
Глава 4. Воздействие горнорудной промышленности на окружающую природную среду………………………………………………………………...
76
Выводы и предложения…………………………………………………………
85
Список использованной литературы…………………
Основная масса запасов МПГ России (80%) сосредоточена в комплексных медно-никелевых месторождениях Норильско-Талнахского района. Около 5% запасов приходится на аналогичные руды Кольского полуострова и на россыпи Урала, Чукотки и Хабаровского края. 12-13% запасов России находятся в Федорово-Панском и Чинейском месторождениях Читинской области. Крупным прогнозным потенциалом в отношении металлов платиновой группы обладает Таймырский АО [9].
Цеолиты как полезное ископаемое имеют необычайно широкую сферу использования в промышленности и сельском хозяйстве. Они применяются в нефтехимии, как осушитель газов и сред, для очистки питьевых и техничских вод, для извлечения радионуклидов, в качестве катализатора, в строительстве, для улучшения почвы, в качестве удобрения, для подкормки животных и т.д.
Цены на цеолитовое сырье
значительно варьируются в
В России запасы цеолитового сырья составляют около 570 млн т. В настоящее время Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов является крупнейшим в России специализированным производителем цеолитов. Проектная мощность по цеолитам – 10 тыс.т.
СССР являлся крупнейшим производителем бентонита и по объемам производства уступал только США. Так, в 1989 г. было добыто: в СССР – 2700 тыс.т, в США – 3474 тыс.т [13].
После распада СССР основные горнодобывающие предприятия и ранее подготовленные промышленные запасы остались за пределами России: 70% высококачественных бентонитов оказалось на Кавказе и в Средней Азии. Разведанные запасы бентонитов по России составляют более 150 млн т.
Главная проблема МСБ бентонита – отсутствие месторождений его щелочных разновидностей. Практически все российские бентониты кальциево-магниевые. Потребительские свойства таких бентонитов, содержащих не менее 70% монтмориллонита, после активации кальцинированной содой могут приближаться к свойствам природно-натриевых.
Качественные бентониты являются для России дефицитным сырьем. До недавнего времени ситуация со снабжением российского ТЭК и металлургии (основных потребителей) отечественными бентонитами была критической, фабрики по производству окатышей в связи с отсутствием или низким качеством бентонита, его высокой ценой, вынуждены искать заменители бентонита.
Разведка и освоение месторождений бентонитовых глин на Приполярном и Полярном Урале будут способствовать снижению зависимости промышленности Урала и России от импорта этого сырья.
1.3. Роль промышленного
освоения Приполярного Урала
для Ханты-Мансийского
"Природные богатства - это естественное конкурентное преимущество России" (Путин В.В, 12.02.04) [33]. Минерально-сырьевая база в настоящее время является фундаментом экономики страны и останется ее основой на ближайшие десятилетия.
Минеральное сырье и продукты его первичной переработки обеспечивают преобладающую часть валютных поступлений в страну и значительную часть поступлений в бюджетную систему России, обеспечивает экономическую безопасность страны.
Вместе с тем минерально-
Выход из сложившейся
критической ситуации нам видится
в объективной возможности
Нам представляется очень важным формирование такого ТПК, где в основе, с одной стороны находятся энергетика и минерально-сырьевая база северных приуральских территорий, с другой – мощная промышленность Уральского промышленного района.
Сегодня можно говорить об объективно существующих тенденциях в интеграционных процессах между этими территориями.
К таким свойствам относятся:
- в северных уральских территориях - избыток энергоресурсов, большое разнообразие твердых полезных ископаемых и значительный спрос на промышленную продукцию;
- в Уральском промышленном регионе недостаток энергоресурсов и многих полезных ископаемых в местах активной хозяйственной деятельности, наличие мощного промышленного потенциала с продукцией, преимущественно, экспортной направленности.
Горная часть Северного
и Приполярного Урала территории
Ханты-Мансийского автономного
Территория Ханты-Мансийского Урала по разнообразию полезных ископаемых не уступает таковой из промышленно освоенных районов Урала.
Прежде всего, это относится к рудам чёрных, цветных, благородных и редких металлов, а также к неметаллическим полезным ископаемым, среди которых особо выделяются: жильный кварц и горный хрусталь, бурые и каменные угли, бентонитовые и каолиновые глины, строительные материалы и ряд других полезных ископаемых.
В равнинной части
округа установлены россыпные
Для развития Приполярного Урала необходимо 5-15 лет, а также создание на данной территории производственной инфраструктуры, прежде всего, транспортных коммуникаций [38].
В настоящее время, в
целях развития и освоения минерально-сырьевой
базы Приполярного Урала, автономным округом
финансируются
Мировое потребление высокочистого кварцевого концентрата ежегодно увеличивается на 8-10 процентов и составляет сейчас свыше 50 тысяч тонн. Примерно такой же рост испытывают и цены на различные сорта кварцевой продукции. Миссия ОАО "Полярный кварц", созданного при поддержке Правительства Югры, отчасти и заключается в удовлетворении растущих потребностей в высокочистом кварцевом концентрате производителей изделий из кварцевого стекла для рынка Hi-Tech. Второй составляющей миссии инвестиционного проекта ОАО "Полярный кварц" является возрождение кварцевой отрасли в Российской Федерации и обеспечение высококачественным сырьем электронной промышленности [26].
При поддержке Правительства Югры ведутся широкомасштабные работы по разработке цеолитосодержащих пород и создания на их основе лекарственных препаратов высокой эффективности. Заканчиваются работы по лекарственному средству – энергособент "Климонт" с дальнейшей организацией на территории Югры производства продукта глубокой переработки для практического здравоохранения.
Общая стоимость рудного потенциала (суммарные запасы и прогнозные ресурсы всех категорий) твердых полезных ископаемых в недрах автономного округа определяются примерно в 7,0 триллионов рублей (267 миллиардов долларов США) [22].
Выполненные ранее Институтом экономики Уральского отделения РАН и другими организациями оценки показали экономическую целесообразность организации добычи на территории округа углей, железных руд, бентонитов и каолинов с использованием их на предприятиях промышленного Урала при условии строительства железной дороги по восточному склону Урала.
Проведенная оценка возможных поставок сырья на Урал из ХМАО учитывает величину ресурсного потенциала, потребности промышленных предприятий Урала, пропускную способность предполагаемой железной дороги.
Согласно расчетам, в начальные этапы освоения такие поставки могут составить: по углям - до 17 млн. т, железным рудам - до 3 млн. т, по рудам цветных металлов - до 2 млн. т в год. Производительность предприятия на Усть-Маньинском месторождении может составить 0,5 млн. т бентонитовой и каолиновой продукции [22].
На первом этапе освоения минерально-сырьевой базы, предполагающем, в основном, расширение действующих производств, суммарный объем товарной продукции горных предприятий может составить около 76 млн. долл. в год при необходимых инвестициях 50 млн. долларов.
В целом необходимые инвестиции в развитие района оцениваются в количестве около 1,5 млрд. долл. США, в том числе, порядка 500 млн. долл. в горнопромышленный комплекс и 1,0 млрд. долл. в создание транспортной сети.
Минерально-сырьевой комплекс
горного Урала Ханты-
При этом уже после 5 летнего периода, возможно обеспечить полностью потребность Уральского региона в углях и Свердловской области в железных рудах, а по истечению 15 лет полностью восполнить испытываемый промышленностью Урала дефицит в основных видах сырья - углях, рудах черных и цветных металлов.
Применение современных методов разведки и разработки обеспечит минимальное воздействие на окружающую среду и учтет самые жесткие требования к экологической опасности горного производства.
Помимо твердых полезных ископаемых, ТПК позволит вовлечь в хозяйственный оборот более 10 млн.куб.м деловой древесины.
Есть все основания считать, что образующийся Урало-Западно-Сибирский ТПК может быть одним из важнейших в стране на ближайшие десятилетия.
Это определяется:
- имеющимися запасами нефти и газа, определяющими регион в число мировых лидеров по добыче углеводородного сырья;
- наличием многих полезных ископаемых, в том числе имеющих исключительно важное значение для экономики страны;
- реальной возможностью наращивания промышленного потенциала Урала;
- потенциально большим рынком Азии, где мы имеем возможность наращивания технологического преимущества;
- геостратегическим положением региона, особенно при реализации им важного пространственного положения в общенациональной транспортной системе (формирования транспортных коридоров не только "запад-восток, но и "север-юг").
Создание нового Урало-Западно-Сибирского ТПК стало уже стратегически важной задачей для России. Она требует скорейшего решения на федеральном уровне, так как на ресурсной базе данного района возможно формирование производств мирового значения.
Кроме того, ускоренное развитие современной транспортной инфраструктуры сделает производимую здесь продукцию более конкурентноспособной на мировом рынке.
Усиливающим фактором к вышеизложенной позиции нужно так же считать и стратегическое положение рождающегося ТПК между Востоком и Западом. Вследствие этого район становится все более значимым с позиций участия Российской Федерации в международной экономической кооперации и системы мирового разделения труда, где роль транспорта также относится к одному из определяющих факторов развития территорий.
На это же направлено и подписанное 6 субъектами Федерации (Свердловской, Пермской, Челябинской областей, Республики Коми, ЯНАО, ХМАО - Югры) "Соглашение о сотрудничестве в комплексном промышленном освоении Приполярного и Полярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры" [38].
Нарождающийся новый экономический район, помимо развития отечественной минерально-сырьевой базы в интересах промышленности Урала, одновременно обеспечивает связь северных территорий с промышленно и социально освоенными территориями России. Это может служить эффективной моделью формирования государственной промышленной и социальной политики в освоении российского Севера.
Реализация проекта
будет способствовать повышению
эффективности использования
Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Север — Юг — сырьевые ресурсы Полярного и Приполярного Урала, сжиженный природный газ, деловая древесина, строительные материалы — в Индию, Китай, кварцевый концентрат в Японию, сжиженный газ в Европу.
Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Юг — Север (при достройке железной дороги Обская — Бованенково — порт Харасавэй с выходом на трассу Северного морского пути) — экспортная продукция перерабатывающей промышленности Урала, Сибири, лес и лесоматериалы Ханты-Мансийского автономного округа, Свердловской области.
Таким образом, диверсификация экономики автономного округа и интеграция ее с социально-экономическими системами промышленного Урала способствуют повышению экономической мощи государства, укреплению Федерации и формированию долговременной эффективной социально-экономической политики страны.