Эколого-экономическая оценка комплексного промышленного освоения Приполярного Урала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:03, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является эколого-экономическая оценка комплексного промышленного освоения Приполярного Урала. Для выполнения поставленной цели в дипломной работе, решены следующие основные задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов освоения промышленных территорий в России, а так же роли проекта для ХМАО;
- проведение экономической оценки ресурсного потенциала;
- оценки перспектив и этапности развития горнодобывающей промышленности Приполярного Урала;
- анализ ценности потенциальных рудных узлов и их энергоемкости;
- проанализированы предложения по строительству железной дороги по восточному склону Уральского хребта;
- рассмотрены вопросы по воздействию на окружающую среду горнорудной промышленности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
3
Глава 1. Промышленное освоение территорий, как основа успешного экономического развития регионов…………………………………………….

6
1.1. История промышленного освоения территорий в России ………
6
1.2. Состояние внутреннего и внешнего рынка минеральных ресурсов………………………………………………………………….

17
1.3. Роль промышленного освоения Приполярного Урала для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры…………………...

26
Глава 2. Экономический анализ минерально-сырьевого потенциала при промышленном освоении Приполярного Урала………………………………

33
2.1. Оценка минерально-сырьевого потенциала………………………
33
2.2. Экономическая оценка перспективных месторождений твердых полезных ископаемых…………………………………………………..

37
Глава 3. Перспективы развития горнорудной промышленности на территории Приполярного Урала………………………………………………

49
3.1. Экономическое обоснование объемов добычи минеральных ресурсов………………………………………………………………….

49
3.2. Экономическая валовая ценность потенциальных горнопромышленных узлов…………………………………………….

56
3.3. Экономическая оценка расходов на строительство железной дороги и энергопотребления…………………………………………...

67
Глава 4. Воздействие горнорудной промышленности на окружающую природную среду………………………………………………………………...

76
Выводы и предложения…………………………………………………………
85
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

мой дипломик.doc

— 806.00 Кб (Скачать файл)

В целом потенциальная  ценность рассматриваемого узла по показателю валовой ценности общего минерально-сырьевого потенциала составляет 2,8 млрд долл., извлекаемая ценность минерально-сырьевого потенциала – 2 млрд долл (таблица 6).

Ятринский ПГПУ; Инясьский ПГПУ. Выделение этих узлов обосновывается возможной необходимостью привлечения ресурсов бурых углей для покрытия роста потребностей, а также в качестве резерва для объектов первоочередной разработки (Люльинское, Тольинское, Оторьинское). Основу их ценности составляют ресурсы следующих проявлений и месторождений: Ятринское, Восточно-Семьинское, Семьинское, Инасское. Их вовлечение в хозяйственный оборот планируется осуществить за пределами 2020 года. В связи с этим оценка по данным узлам производилась на основании только показателей потенциальной ценности (см. таблица 6). Валовая ценность Ятринского ПГПУ оценена в 3,5 млрд долл., Инясьского – 3,2 млрд долл., извлекаемая ценность соответственно – 2,9 и 2,7 млрд долл.

Охтлямский (Туяхланьинский) ПГПУ на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных узлов в плане развития крупномасштабного недропользования Уральской части ХМАО – Югры. Основу его ценности составляют проявления железных руд естюнинского, Охтлямское, Северовольинское), проявление медноцинковых руд Западное (медь, цинк, золото, серебро), а также целый ряд мелких менее существенных проявлений [17].

Промышленное освоение железорудных объектов Вольинского ПГПУ первого порядка: Янытурьинского (Янытурьинский ПГПУ второго порядка), Охтлямского, Северовольинского и А4 (Охтлямский ПГПУ второго порядка) проявлений железа к 2015 году потребует 21,2 млрд руб. инвестиций на строительство предприятий суммарной мощностью 5 млн т по сырой руде, 2,5 млн т концентрата.

Таким образом, Вольинский узел с учетом угля и цеолитов в  состоянии производить в 2015 г. до 5,5 млн т товарной продукции.

Извлекаемая ценность минерального сырья Охтлямского ПГПУ без учета металлогенического потенциала составляет около 2,3 млрд долл (таблица 6).

Оторьинский ПГПУ. Основную ценность представляют месторождения бурого угля: Оторьинское, Тольинское и Няйсское. Месторождения оценены до глубины 300 м. Марка углей – Б-3. Запасы учтены Государственным балансом в качестве резервных. На базе этих двух месторождений ежегодная добыча может составить 16 млн т угольной массы с выпуском товарного угля в объеме 13,7 млн т [16].

Оторьинский ПГПУ второго  порядка имеет минерально-сырьевую базу способную обеспечить до 13,7 млн товарного угля в год. Этот узел лидирует как по показателям, характеризующим возможные объемы производства товарной продукции в натуральном выражении, так и по потенциальной ценности МСП. Извлекаемая ценность текущего МСП составляет 10,5 млрд долл. (таблица 6).

Несомненно, стоит упомянуть  о Маньхамбовском рудном узле и проявлении Турман (редкие металлы, уран) в частности. Выделение этого объекта в отдельный потенциальный горнопромышленный узел не представляется целесообразным. Однако, нуждается в рассмотрении при оценке Оторьинского ПГПУ первого порядка. В связи с неясными перспективами проявления как потенциального месторождения и ординарными содержаниями полезных компонентов в период до 2015 года не предполагается его промышленное освоение. Маньхамбовское и Нахорское проявления железных руд скарнового геолого-промышленного типа так же до 2015 года не будут вовлечены в промышленное освоение в связи с их низкой изученностью и небольшим объемом ожидаемых запасов (около 40 млн т по двум объектам) [21].

Лопсинский ПГПУ. В его состав входят следующие объекты: Лопсинское месторождение (бурый уголь), Лопсинский участок (медные руды), Лопсинская площадь (бокситы). В большей степени выделение этого узла связано с его потенциальной ценностью, которая по показателю извлекаемой ценности текущего минерально-сырьевого потенциала составляет 590 млн долл. (таблица 6).

Наиболее изученным  объектом на территории является Лопсинское месторождение бурых углей, находящееся в государственном резерве. Вовлечение месторождения в эксплуатацию в обозримой перспективе не планируется в связи с тем, что в этот период рост потребности в бурых углях можно обеспечить за счет уже оцененных Оторьинского и Тольинского месторождений, а также в связи с тем, что месторождение достаточно удалено от местных потенциальных потребителей.

Руды этого проявления не планируются к промышленной отработке  в рассматриваемый период в связи с их низким качеством и незначительным объемом. По аналогичным причинам не оценена Лопсинская площадь, перспективная на бокситы [16].

Усть-Маньинский ПГПУ. Его выделение связано, кроме перечисленных критериев, с относительно более высокой доступностью и удобным расположением. Он находится в окрестностях пос. Усть-Манья. Извлекаемая ценность текущего МСП оценена в 661 млн долл. Основу его ценности составляют Усть-Маньинское месторождение бурого угля и одноименное месторождение бентонитовых глин.

Малососьвинский ПГПУ. Узел включает в себя Малососьвинское медноцинковое проявление и Апсинское проявление каменного угля.

На Малососьвинском  проявлении выявлено две неоконтуренных зоны халькопирит-сфалерит-пиритовой минерализации. В первой зоне (300х10х200 м) запасы меди оценены в 22,5 тыс.т при среднем содержании 0,8%, цинка соответственно – 44,4 тыс.т и 4%. По второй зоне отмечено содержание меди до 0,3%. Руды данного проявления можно оценить как рядовые, а их незначительный объем не позволяет рассчитывать на введение этого объекта в хозяйственный оборот до 2015 г. В результате геологоразведочных работ возможно выявление промышленного объекта, развитие которого предполагается за рамками временного интервала исследований, предположительно до 2020 г [5].

Имеющиеся данные по этому  проявлению не позволяют предположить возможность введения его в хозяйственный  оборот в обозримой перспективе. Исходя из вышеизложенного, рассматриваемый узел целесообразно оценить по показателям потенциальной ценности. Извлекаемая ценность текущего МСП Малососьвинского ПГПУ определена в размере 240 млн долл. (таблица 6).

Что касается оценки ресурсов исследуемой территории по россыпному золоту и платине, то такие работы проводились неоднократно. Производить учет отдельных россыпей, попадающих на территорию выделенных ПГПУ на наш взгляд нецелесообразно по следующим причинам: технология отработки россыпей не предполагает значительных капитальных затрат; малый срок отработки отдельной конкретной россыпи. Общие перспективы по добыче россыпного золота на всей территории Уральской части ХМАО – Югры оцениваются к 2015 г в объеме 400 кг в год, что требует инвестиций в размере 163 млн руб.

Рассмотренные узлы второго  порядка скомпонованы в ПГПУ первого  порядка. Подобная агломерация позволит существенно снизить затраты на переработку сырья. Таким образом, по горнопромышленным узлам 1-ого порядка в 2015 г. возможны следующие объемы производства товарной продукции и вывоза:

- Тыкотлово-Хальмерьинский до 0,2 млн т;

- Народнинский до 20 тыс.т;

- Вольинский до 5,5 млн т;

- Оторьинский до 13,7 млн т;

- Усть-Маньинский до 0,3 млн т;

- Малососьвинский – освоение за пределами 2015 г.

 

 

3.3. Экономическая оценка  энергопотребления и расходов  на строительство железной дороги

 

Масштабное  освоение минерально-сырьевого потенциала потребует значительного количества электроэнергии. Укрупненный расчет потребности в электроэнергии выполнен для 2015 г. и 2020 гг. Результаты расчетов приведены в таблице 7.

 

Таблица 7 - Экономическая оценка потребности в электроэнергии

Виды сырья

 

Расход электроэнергии на единицу сырья

2015 г.

2020 г.

Объем произво

дства

Расход электроэнергии

Объем произво

дства

Расход электроэнергии

млн кВт.ч

%

млн кВт. ч

%

Товарный бурый уголь

36,46 кВт. ч/т

16,6 млн т

605,2

65,6

16,6 млн т

605,2

56,9

Железный концентрат

90,56 кВт. ч/т

2,5 млн т

226,4

24,6

3,5 млн т

317,0

29,8

Хромовый концентрат

103,5 кВт. ч/т

0,2 млн т

20,7

2,2

0,4 млн т

41,4

3,9

Медный и цинковый концентраты

 

685,96 кВт. ч/т

 

57 тыс.т

 

39,1

 

4,2

 

95 тыс.т

 

65,2

 

6,2

Золото россыпное

17500 кВт. ч/кг

400 кг

7,0

0,8

500 кг

8,7

0,8

Золото рудное

9900 кВт. ч/кг

1000 кг

9,9

1,1

1200 кг

11,9

1,1

Бентопорошок

43,67 кВт. ч/т

0,3 млн т

13,1

1,4

0,3 млн т

13,1

1,2

Кварцевое сырье

27,5 кВт. ч/т

20 тыс.т

0,55

0,06

20 тыс.т

0,55

0,05

Цеолиты

10,33 кВт. ч/т

30 тыс.т

0,31

0,03

40 тыс.т

0,42

0,04

Итого

-

-

922,26

100

-

1063,47

100


Для расчета общего расхода электроэнергии используется следующая формула:

РЭо = РЭед * ОП                      (9)

где РЭед – расход электоэнергии на единицу сырья;

ОП – объем  производства по видам сырья.

В целом по видам сырья за 2015 год ожидается  расход электроэнергии в размере 922,26 млн кВт. ч, из них больший расход приходиться на бурый уголь 65,6%, а наименьшие расходы на кварцевое сырье и цеолиты – 0,06 млн кВт. ч и 0,03 млн кВт. ч соответственно. К 2020 году расход электроэнергии возрастет до 1063,47 млн кВт. ч, по расходам на сырье потребление не измениться.

Основными потребителями  электроэнергии будут горнообогатительные  предприятия по разработке буроугольных (65,6-59,6% от всей потребности) и железорудных (24,6-29,8%) месторождений, приуроченных к Вольинскому и Оторьинскому ПГПУ I порядка, на долю которых в 2015 г. приходится 94,4%, а в 2020 г. – 90,5% от общего количества потребляемой электроэнергии (табл. 8).

Таблица 8 - Распределение потребности в электроэнергии горных предприятий по потенциальным горнопромышленным узлам первого порядка

ПГПУ I порядка

2015 г.

2020 г.

млн кВт.ч

%

млн кВт.ч

%

Тыкотловско-Хальмерьинский

31,1

3,7

57,7

5,4

Народнинский

1,25

0,14

1,45

0,14

Вольинский

359,91

39,0

450,62

42,4

Оторьинский

511,1

55,4

511,1

48,1

Усть-Маньинский

14,5

1,6

14,8

1,4

Малососьвинский

1,4

0,15

27,8

2,6

 

922,26

100

1063,47

100


В настоящее время  постоянной транспортной связи промышленного  Урала с Приполярным и Полярным Уралом по восточному склону Уральского хребта не существует.

Намечаемый к строительству новый транспортный коридор в составе железной дороги нормальной колеи, автомобильной дороги федерального значения, линии электропередачи, трубопровода магистрального транспорта газа должен связать по кратчайшему пути промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с месторождениями бурого угля Приполярного и Полярного Урала, рудными месторождениями Урала и зоной нефтегазодобычи – полуостровом Ямал.

Кроме того, направление  перспективно, как звено опорной железнодорожной сети, связывающее промышленные районы Урала и Западной Сибири с Северным морским путем. Тем самым расширяется возможность маневра материальными ресурсами на территории Российской Федерации, увеличивается ее экономическая и оборонная безопасность.

Наличие железной дороги в рассматриваемом регионе будет  способствовать удешевлению строительства объектов промышленного производства за счет сокращения затрат на перевозку материалов и оборудования.

 

Рисунок 8 - Экономическая оценка расхода электроэнергии за 2015 и 2020 годы по видам сырья, %

 

Строительство железной дороги вдоль восточного склона Урала  решает не только экономические –  освоение богатств территории, но и  острые социальные вопросы, прежде всего – создания дополнительных рабочих мест.

Целесообразность строительства  железной дороги по восточному склону рассматривалась учеными и правительственными органами неоднократно. Одна из первых работ по перспективам освоения природно-ресурсного потенциала северных территорий Урала была проделана СОПСом АН СССР в 1941 г. В 1950 г. Совет Министров СССР обязал Госплан СССР совместно с АН СССР и заинтересованными ведомствами разработать комплексный план создания Урало-Печорской угольно-металлургической базы. В 1951 г. была организована комплексная Урало-Печорская комиссия, которую возглавил академик Немчинов В.С. Комиссия считала целесообразным строительство железной дороги по восточному склону Уральского хребта и рекомендовала вариант трассы от ст. Полуночная до ст. Подгорная Печорской дороги. В 1975-1976 гг., затем в 1980-1983 гг. Институт экономики УНЦ АН СССР совместно с институтом УЭМИИТ рассматривал 4 варианта трассы железной дороги по восточному склону с пересечением Уральского хребта и выходом на Печорскую дорогу и один вариант по западному склону Урала со строительством дороги Соликамск-Троицко-Печорск. Главная цель строительства дороги – поставки энергетических и коксующихся углей из Воркутинского угольного бассейна на заводы и электростанции Среднего и Южного Урала. Объем перевозок угля оценивался в 10 млн т в год [39].

Информация о работе Эколого-экономическая оценка комплексного промышленного освоения Приполярного Урала