Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:18, курсовая работа
Предприятия — это сложные экономические системы, характеризующиеся определенными свойствами. Раскрытие свойств, понимание их сущности, взаимообусловленности и взаимосвязи служит базисом для принятия оптимальных решений, поскольку это позволяет сформировать представление о ключевых факторах успешной деятельности предприятий, верно подойти к процессу организации, планирования, менеджмента, маркетинга.
Экономика предприятия
Факторы внешней среды пищевых предприятий…………………………..3
Организация производства
Типы производств и их характеристика. (Единичное, серийное, массо-
вое)……………………………………………………………………………..9
Список используемой литературы…………………………………………15
Задача………………………………………………………………………...16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уфимский филиал государственного федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский Государственный Университет»
Кафедра «Экономика и управление на предприятии пищевой промышленности»
Контрольная работа
Экономика и организации производства
Выполнила студентка |
(подпись) |
Хасанова Н.Н. Шифр 734, гр.ТБС-4 Вопросы № 5 |
Проверила |
(подпись) |
Мухамадеева Н.Г. |
г.Уфа-2012
Содержание
Экономика предприятия
Факторы внешней
среды пищевых предприятий……………
Организация производства
Типы производств и их характеристика. (Единичное, серийное, массо-
вое)……………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………15
Задача………………………………………………………………
№5.Факторы внешней среды пищевых предприятий
Предприятия
— это сложные экономические
системы, характеризующиеся
При изучении предприятий как экономических систем необходимо комплексно рассмотреть два аспекта: внутреннее содержание целостности системы и ее взаимодействие с окружающими системами.
Предприятия являются открытыми системами, что характеризуется их взаимодействием с внешней средой, носящей также название среды предпринимательства или маркетинговой среды.
Успех развития
предприятий зависит от учета
внешнего окружения при организации
их деятельности и управлении. Внешняя
среда предприятий включает такие
элементы, как потребители, конкуренты,
государственные учреждения, поставщики,
посредники, финансово-кредитные
Вышеуказанные элементы внешней среды оказывают непосредственное влияние на деятельность пищевых предприятий. В связи с этим их относят к среде прямого воздействия, или микросреде.
К среде
косвенного воздействия, или макросреде,
предприятий относятся: состояние
экономики, научно-технический прогресс,
социально-культурные, политические, демографические,
природно-климатические
Рис. 1. Основные факторы, влияющие на формирование и функционирование внешней среды пищевого предприятия
Каждое
предприятие независимо от формы
собственности и
1. Факторы демографические: динамика численности и структура населения в регионе рынка сбыта продукции. Продукция предприятий пищевой промышленности, как никакой другой отрасли, ориентирована на возрастные группы населения, профессии, характер труда (ручная и машинная работа), а также особенности экономики районов, быта, традиции, навыки.
Имеются различия в характере потребления пищевых продуктов городским и сельским населением. В городах больше потребляют сахара, мяса, рыбы, масла животного, сыра, колбас; в селе — больше хлеба, картофеля, масла растительного, молока, творога. Важно учитывать, что демографические процессы весьма инерционны и очень слабо поддаются внешним воздействиям.
Спрос на продукты питания, производимые пищевыми предприятиями, имеет прямо пропорциональную зависимость от демографической ситуации в стране, поэтому учет этого фактора должен найти отражение при составлении планов и прогнозов деятельности пищевых предприятий и отраслей пищевой промышленности в целом.
2. Подъемы и спады экономики. Спрос на тот или иной вид продукции предприятий зависит от реальных доходов населения, инвестиционной активности, государственных расходов, возможностей получения кредита. Общий источник, формирующий все эти условия, — валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход. Поэтому анализ показателей макроэкономического уровня является основой стратегического планирования предприятия.
Общее состояние экономики сказывается и на деятельности предприятий. Например, прогноз инфляции способствует увеличению запасов ресурсов, чтобы сдержать рост издержек в будущем. Прогноз экономического спада может повлиять на планы расширения производства. Общая экономическая обстановка обусловливает уменьшение объемов денежных средств, которые могут истратить покупатели на приобретение товаров.
3. Политика
и право. Любое предприятие
находится в тесной
Действие политических факторов сказывается на предприятиях в виде налоговых льгот и льготных пошлин, стабильности операций по купле-продаже с другими странами; на принятии законодательных документов, регулирующих их деятельность.
4. Научно-технический прогресс — один из наиболее мобильных факторов воздействия на поведение предприятий. Рыночная экономика способствует восприятию предприятием научно-технических достижений, применению эффективной техники, технологии, современных методов организации производства и труда.
Научно-технические нововведения для предприятий затрагивают следующие аспекты: непосредственно технологию изготовления продукции (новые технологии: экструзия, использование СВЧ-энергии, микроволновой техники), ее упаковку (асептическую), продажу (через автоматы); сбор, хранение, обработку потоков информации на предприятии (компьютерные и интегрированные линии связи); способ обработки полуфабрикатов; оборудование по изготовлению продукта (робототехника), получение синтетических продуктов питания.
5. Социально-культурная среда. Несмотря на то что она изменяется достаточно медленно, заметно влияет на систему ценностей и модели поведения людей как потребителей.
Жизненные
ценности, традиции, установки, определяющие
социально-культурные факторы для
предприятий, находят отражение
в производимом ассортименте продукции.
Например, не везде будут пользоваться
одинаковым спросом суповые концентраты,
хлебобулочные изделия
6. Природно-климатические факторы обусловливают для предприятий доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия; оказывают влияние на расходы по доставке сырья и использованию рабочей силы; являются источником рисков в сельском хозяйстве и стихийных бедствий, приводящих к гибели посевов сельскохозяйственных культур, а также экономических рисков, влияющих в целом на продовольственную безопасность.
Следует
заметить, что предприятия, производящие
продукцию первой физиологической
необходимости, при прочих равных условиях
менее чувствительны к
Кроме того, на общие условия функционирования предприятия оказывают влияние:
- инфляционный фактор, включая инфляционное ожидание;
- изменение социально-экономических отношений, включая трудовые отношения, дестабилизирующие моменты в этой области, а также политические факторы;
- финансовая,
налоговая и кредитно-денежная
политика государственных и
- меры, принимаемые в области государственного регулирования цен;
- изменения, вносимые в законодательное и правовое обеспечение функционирования предприятия на рынке.1
Целесообразно выделить следующие особенности внешней среды предприятий.
Взаимосвязанность факторов внешней среды. Изменение одного фактора может обусловить изменение других. Например, снижение поставок зерна из зарубежных стран в силу политических факторов влияет на соотношение между интересами внутренних поставок зерна и потребителей продукции.
Сложность внешней среды. Предприятие должно реагировать на государственные постановления, на многочисленных конкурентов, ускоренные технологические изменения, многообразие ресурсов.
Подвижность внешней среды. Для предприятий Российской Федерации это особенно актуально в связи с быстрыми изменениями в законодательной базе и ускорением продвижения товаров на рынки (внешние и внутренние).
Неопределенность внешней среды для предприятий обусловливают в основном два аспекта: отраслевой и информационный. Отраслевой заключается в том, что предприятия первичной переработки напрямую зависят от сельского хозяйства, где получение урожая заданного количества является неопределенным. Информационные институты, содержащие необходимую качественную и количественную информацию, только создаются. Поэтому принятие эффективных решений на предприятиях затруднено, в том числе из-за этого аспекта.
Основные
факторы внешней среды
1. Формирование
и освоение рыночных отношений
потребовали принципиально
Материально-техническое
обеспечение предприятия
Продукция
большинства предприятий
В сфере
сбыта определяется окончательно результат
всех усилий предприятия, направленных
на развитие производства и получение
максимальной прибыли. Приспосабливая
сбытовую сеть к запросам покупателей,
производитель имеет
Производственные
и рыночные связи предприятий, дополняющие
факторы внешней среды, довольно
сложны и разнообразны. Однако предприятие
имеет возможность направлять развитие
факторов, обусловливающих
С переходом
к рыночной системе хозяйствования
обеспечение предприятий сырьем
и другими материальными
При закупках
сырья предприятия