Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 22:06, курсовая работа
В сложившихся современных экономических условиях в стране проявляют себя тенденции, которые определяют «антиэкологический» природоемкий характер развития хозяйствования как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Здесь можно выделить ряд причин, действующих в различных сферах, на разных уровнях и с различным масштабом воздействия:
- макроэкономическая политика в целом, приводящая к экстенсивному использованию природных ресурсов;
- несбалансированная инвестиционная политика, ведущая к росту диспропорций между ресурсоэксплуатирующими и перерабатывающими, обрабатывающими и инфраструктурными отраслями экономики;
- неэффективная секторальная политика (топливно-энергетический комплекс, сельское и лесное хозяйство);
Введение.....................................................................................................................2
1 Экономическое развитие и его влияние на экологию.........................................5
Причины нечувствительности экономики к ситуации
экологического кризиса......................................................................................................5
1.2 Необходимость перехода от традиционной экономики к
экономике устойчивого развития.....................................................................................10
2 Экологическая безопасность в современных российских условиях...............17
2.1 Место и роль экологической безопасности в системе
национальной безопасности.............................................................................................17
2.1 Задачи по выходу из экологического кризиса в России и
обеспечения экологической безопасности......................................................................20
Заключение...............................................................................................................31
Библиографический список.....................................................................
За годы экономических реформ в России снизилось потребление на душу населения нефтепродуктов - более” чем в 2 раза, стали - более чем в 3 раза, меди - более чем в 2.5 раза, никеля - более чем в 3 раза, цинка, свинца - более чем в 2 раза.
Этот показатель является индикатором технического уровня развития народного хозяйства, показателем уровня развития научно-технического развития в стране.
Качество жизни населения зависит не менее чем на 50-60 процентов от качества окружающей среды, в которой человек живет, отдыхает и работает; от качества продуктов питания, качества лекарств, качества питьевой воды и т.д. Продается населению некачественной воды - до 75 процентов, мясомолочных продуктов- 45-50 процентов, водки -до 70 процентов, каждая четвертая таблетка -подделка и т.д. Так, только от “паленой” водки в год погибает около 35 тыс. человек. В стране с этим злом не могут справиться.
4. Опасность потерь и расхищения природных ресурсов при переходе клиберальной рыночной экономике.
В физическом выражении потери невозобновляемых природных ресурсов в России весьма значительны. В среднем потери при добычи составляют: хромовых руд - 28 процентов, калийной соли - 61.0 процент, соли поваренной- 46.0 процентов, угля - 14,9 процентов, нефти из пластов извлекается не более 30 процентов. При добыче нефти в России теряется 8-10 млрд. м природного газа - сжигается в факелах (что равняется, примерно, объему потребления газа в быту населением России за год).
При переходе к либеральной экономике использование природных ресурсов: леса, богатств недр, стало более интенсивным за счет увеличения вывоза за рубеж коммерсантами, при ослаблении государственного регулирования этого процесса.
Некоторые, недостаточно четкие формулировки закона о местном самоуправлении, оставили лазейки для нерационального использования природных ресурсов. Конечно, старая система выкачивания центральными ведомствами природных ресурсов из областей и республик была не лучше. Но замена ведомственности на местничество оказывается еще более опасной и также ведет к безвозвратной потери ресурсов. Право собственности на ресурсы еще не означает права бесконтрольного распоряжения ими, государству в интересах всего населения необходимо более четко регламентировать природопользование, независимо от форм собственности.
В связи с этим важной задачей является определение баланса интереса собственника (пользователя), отдельных территорий и всего государства.
5. Проблема борьбы, с радиоактивными и химическими загрязнениями территории России
Выдвигается на первый план, среди других экологических проблем ввиду огромных масштабов и опасных последствий радиоактивного и химического загрязнений. Известные случаи загрязнения окружающей среды требуют незамедлительных мер по совершенствованию системы защиты населения не только от радиоактивных загрязнений, но и защиты населения от особо опасных токсичных веществ (таких как диоксины, полихлорбефинилы, бензапирены. пестициды и др.). Это под силу только государству при условии более четкой организации служб охраны природы и взаимодействия различных инспекций на областном, городском и районном уровнях без дополнительных денежных средств.
6. Ликвидация экологического беспорядка в стране.
Если общий экологический беспорядок условно принять за 100 процентов, то значительная его часть (30-40 процентов) придется на последствия “местной” бесхозяйственности.
Не надо никаких затрат и капитальных вложений, чтобы избавиться от “ползучей” радиации в школах, вузах, научно-исследовательских институтах, поликлиниках, больницах, на отдельных предприятиях и объектах, на свалках. Обилие открытых мусоросборников, помоек и т.п. в городских поселениях привели к резкому увеличению грызунов, бездомных животных, являющихся переносчиками инфекционных болезней (в Москве почти все, за исключением находящихся в центре, мусоросборники, помойки -открыты)11.
Создается впечатление, что загрязнение окружающей среды в местах проживания населения, отдыха и работы вышло из-под контроля государственных природоохранных и санитарно-эпидемиологических организаций России, руководителей мегаполисов. Точечная застройка городов ведется без учета экологической и транспортных возможностей, без учета нормального их функционирования.
7. Переработка и использование отходов.
В Российской Федерации ежегодно образуется около 7-8 млрд. т отходов; из них вторично используется только 2-2.5 млрд. т, т.е. около 28%. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 90 млрд. т только твердых отходов, при этом изымаются из хозяйственного оборота сотни тысяч гектаров земли. Сконцентрированные в отвалах, хвостохранилищах и свалках отходы являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и растений.
Большую тревогу вызывают накопления в отвалах и свалках токсичные и экологически опасные отходы, общее количество которых достигло 1,7 млрд. т, что ведет к необратимому загрязнению окружающей среды. Согласно данным инвентаризации, в стране ежегодно образуется 75-80 млн. т высокотоксичных отходов, из них перерабатывается и обезвреживается лишь 18-20%. Ежегодно из более чем 4 млн. т отработанных масел, утилизируется не более 5-10%, а остальные сжигаются и сливаются по всей территории страны.
Следует особо выделить проблемы, связанные с образованием и обезвреживанием бытовых отходов (ТБО) и осадков сточных вод. Переработка ТБО в стране решается крайне недостаточно, т.к. идет дальнейшее их нарастание (накопление). Общая мощность мусоросжигающих и мусороперерабатывающих заводов составляет около 5-7 млн. год.т.е. всего 3,5-4% общего объема образующих ТБО. В основном отходы зарываются в землю, где гниют десятилетиями, а это. нередко сопровождается образованием диоксинов12.
Существующая реализуемая программа “Отходы” не решает проблемы дальнейшего предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Свалки наступают на города, природу и жителей.
8. Экологическое воспитание населения.
Уровень экологической культуры, экологических знаний населения России одно из самых низких среди развитых стран Европы. Из-за низкой экологической культуры люди не осознают приближающейся экологической катастрофы, и в целом безучастны в охране окружающей среды. В вузах, школах и техникумах проблеме охраны окружающей среды и природопользования не уделяется должного внимания - стали исключаться из учебных программ экологические дисциплины. Руководители всех уровней в России: министры, губернаторы, чиновники, занимающиеся образованием, - не придают должного внимания экологическому просвещению населения.
Экологической просвещение - должно быть первой, одной из главных забот руководства страныв целях экологического возрождения России.
Без достаточных экологических знаний мы не достигнем экологического возрождения.
Практика надзора и контроля по охране окружающей среды в России свидетельствует о том. что большинство, как крупных, так и малых экологических нарушений допускается населением в связи с крайне низкими экологическими знаниями и экологической культурой поведения, отсутствием экологической подготовки руководящих органов власти контроля, хозяйствующих субъектов.
9. Решение межгосударственных экологических проблем.
Здесь речь идет о создании общего экологического пространства СНГ. В обозримом будущем это пространство должно быть единым не только в рамках СНГ, но оно должно сомкнуться с уже существующими Европейскими и Азиатскими экологическими пространствами, где действуют общие экологические правила поведения, формируются и решаются согласованные задачи по улучшению качества среды и условий жизни.
Без международных программ нельзя приостановить трансграничные переносы загрязняющих веществ из стран, соседствующих с Россией. Так, “импорт” свинца, кадмия и других загрязнителей в Россию из Польши. Германии и Швеции превышает их “экспорт” из России. Велик “импорт” загрязнителей в Россию из Украины. Белоруссии, Литвы, Финляндии.
Без совместных экологических программ не будут решены проблемы Балтийского, Черного и Каспийского морей, Кольского п-ова, Арала и оз. Ханка (на границе с Китаем). Политика политикой, экономика экономикой, но природа ждать не будет, необходимо незамедлительно разрабатывать и принимать межгосударственные соглашения по названным и другим природным объектам. Для “галочки” - эти программы есть, но их крайне недостаточно, чтобы предотвратить дальнейшее загрязнение природы13.
10. Разработка государственной
программы “Экология и
Чтобы улучшить среду обитания человека, необходимо разработать и постепенно реализовывать практическими мерами программу “Экология и здоровье человека” на каждом предприятии, в каждом регионе, городе, населенном пункте России, особенно в настоящее время, при вымирании населения за год на 700 - 800 тыс. человек.
Это сложная проблема, но требует незамедлительного решения в условиях России, где идет снижение численности населения, где 2 млн. детей беспризорных. 700 тыс. детей- инвалидов и около 4-6 млн. человек бездомных.
Анализ заболеваемости населения, наложенный на демографическую структуру и социальные аспекты, дает основную характеристику территории, называемую экологическим риском. Степень экологического риска - это не характеристика среды, а характеристика человека, находящегося в данной среде, его возможность, заболеть, повредить какую-либо жизнеобеспечивающую систему, например, генетическую. Экологический риск в отличие от также необходимого показателя ПДК - очень важная социальная характеристика. Необходимо, чтобы была государственная ответственность за здоровье населения. Сегодня в России на первом месте - смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) - 56,7%, страдают ими 22 млн. В 1990-х годах умирали 4,4 человека на тысячу населения, а по оценке 2006 г. эта цифра возросла до 9,4 - более чем в два раза (в западных странах наблюдается обратная тенденция - резкое снижение смертности из-за ССЗ).
11. Государственная поддержка общественного экологического движения.
Никакие государственные, региональные экологические программы не могут быть реализованы без широкой поддержки общественности.
На каждом предприятии (в организации), где имеет место загрязнение окружающей среды, должны быть организованы общественные комиссии по экологии (в цехе, на предприятии и т.д.). Эти комиссии обязаны совместно с администрацией выявлять все источники загрязнения окружающей среды и разрабатывать конкретные мероприятия по их устранению.
Общественное экологическое движение необходимо организовывать на каждом предприятии, в каждом городе, районе так, чтобы работающие и население не только митинговали по поводу экологических нарушений, но и принимали самое активное участие в разработке и внедрении экологических программ для всех сред их обитания.
12. Интеграция экологии, экономики, политики.
Если в XXI веке не произойдет интеграции экологии, экономики и политики и преобразования общественного развития при новых формах управления обществом, то последнее слово скажет деградирующая биосфера. Населению надо понять, что общество всеобщего изобилия вплотную приближается к пропасти. Начавшийся общемировой экономический кризис будет иметь затяжной характер.
В XXI веке важной проблемой по-прежнему является проблема сокращения потребления энергии, сокращения значительного, по крайней мере, на порядок. Придется максимально сократить энерго- и ресурсоемкость валового национального продукта и потребления энергии и ресурсов в расчете на одного жителя.
В технической политике для увеличения производства продукции на душу населения при меньших затратах следует использовать ресурсы с наибольшим эффектом, совершенствовать и менять технологии, способствующие обеспечению энерго- и ресурсосбережения. Эти проблемы должны решаться в русле превентивной экологической стратегии: снижения развития экологически опасных производств (металлургии, химических, энергетических), максимального сокращения потребления первичной биологической продукции и т.д.
А какие новые подходы должны быть в экономической политике? Очевидно, полезно вспомнить мнение великого хранителя природы Жака Ив Кусто, который однажды отметил: ”Мне по душе либеральная экономика, но существует глубокое различие между либеральной экономикой, т.е. между свободным предпринимательством, основанным на законе спроса и потребления, и рыночной системой. Рыночная система в том виде, в каком она у нас сегодня существует, вредит планете больше, чем что-либо, поскольку все у нас имеет цену, но не рассматривается как ценность: нынешний рынок не принимает во внимание отдельных последствий, судьба будущих поколений не является одной из составных частей “экономическогоуправления ”14.
Заключение
Состояние экологической безопасности Российской Федерации в настоящее время вызывает глубокую тревогу и по ряду других причин: под угрозой находится здоровье десятков миллионов человек; растут масштабы эколого-техногенных катастроф, налицо опасность экологического терроризма и других угроз, вызванных глобализационными процессами; происходит загрязнение продуктов питания, запасов питьевой воды, появляются новые виды загрязнения (в том числе на генетическом уровне).
Усиливаются тревожные тенденции деградации почв, сокращения биоразнообразия, расточительного использования природных ресурсов, приводящего к их необратимому истощению; не реализуются в полной мере конституционные права граждан России на благоприятную окружающую среду.
К сожалению, пока еще Россия не может похвастаться эффективной экологической политикой как на национальном, так и на глобальном уровне, а саму отрасль политики, направленную на обеспечение экологической безопасности личности, общества и государства предстоит еще создать, как это и предусмотрено Концепцией национальной безопасности и Экологической доктриной Российской Федерации.
Информация о работе Экономика и экология. Проблемы экологической безопасности в российских условиях