Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 02:31, лекция
Оптимальное налогообложение и распределение доходов. Правило Рамсея. Выбор наиболее приемлемой структуры налогов предполагает, что если одно из требований принимается в качестве критерия оптимизации, то другие должны учитываться в форме ограничений. Реальная налоговая система, не будучи идеальной, с точки зрения какого-либо отдельного критерия, рассматриваемого изолированно, может приближаться к оптимуму с позиций баланса требований в рамках имеющихся возможностей.
1. Оптимальное налогообложение и распределение доходов. Правило Рамсея. Выбор наиболее приемлемой структуры налогов предполагает, что если одно из требований принимается в качестве критерия оптимизации, то другие должны учитываться в форме ограничений. Реальная налоговая система, не будучи идеальной, с точки зрения какого-либо отдельного критерия, рассматриваемого изолированно, может приближаться к оптимуму с позиций баланса требований в рамках имеющихся возможностей.
Существенным и вместе с тем наиболее удобным для представления в количественной форме является требование экономической нейтральности, иными словами, минимизации избыточного налогового бремени. Ясно, что полностью избежать искажающего налогообложения не удается. Однако, проектируя любые изменения в налоговой системе, имеет смысл ставить вопрос, какой из приемлемых и практически осуществимых вариантов является наиболее нейтральным, то есть порождает наименьшее избыточное бремя.
Практическая осуществимость вариантов зависит от того, какие виды прямых и косвенных налогов удается фактически собирать с помощью тех средств, которые имеются в распоряжении государства.
Приемлемость вариантов
Следовательно, задача состоит в минимизации избыточного бремени имеющихся в распоряжении государства налогов при заданной величине налоговых поступлений и некоторых ограничениях на распределение доходов. Сначала сфокусируем внимание на определении структуры налогов, минимизирующей избыточное бремя при данной величине поступлений безотносительно к распределению доходов, и лишь затем включим в рассмотрение проблематику распределения.
При каких условиях налогообложение товаров, обеспечивающее данную сумму поступлений, порождает наименьшее избыточное бремя? Величина последнего, как известно, зависит от эластичности спроса и предложения. Пусть имеются два товара, каждый из которых можно обложить налогом. Отвлекаясь пока от эластичности предложения (предполагая, что предложение в обоих случаях абсолютно эластично), можно сделать вывод, что при одинаковом обложении большее избыточное бремя будет связано с тем товаром, эластичность спроса на который выше.
Это видно на рис. 5.5, в верхней части которого изображены функция спроса DA на товар А и соответствующие доналоговая и посленалоговая цены Р0А и Р1А, а в нижней части – менее эластичная функция спроса DВ на товар В и соответствующие доналоговая и посленалоговая цены Р0В и Р1В. На рисунке отрезки Р0АР1А и Р0ВР1В имеют одинаковую длину, то есть речь идет об одинаковых специфических налогах.
Сокращение объема продаж в первом случае значительнее, чем во втором (Q0А - Q1А >Q0В - Q1В), что определяет разницу в площади заштрихованных треугольников. Для функции А на каждую единицу налоговых поступлений приходится большее избыточное бремя, чем для функции В. Следовательно, налог размещен не оптимально. В противном случае отношение предельной величины избыточного бремени к предельной величине поступлений для обоих товаров было бы одинаковым. Стремясь к минимизации избыточного бремени при данной потребности в налоговых поступлениях, имело бы смысл уменьшить обложение товара А и увеличить обложение товара В.
Если обратиться теперь
к случаю пропорционального налогообложе
Преобразуем указанное равенство: tAeDA = tBeDB.
Поскольку tA и tВ – процентные
изменения цен по сравнению с доналоговым
периодом, то
eDA
= (dQА/QА)/tА, а еDB = (dQB/QB)/tB
, где QА и QВ – количества
соответствующих товаров. Следовательно,
равенство можно записать в форме
tАdQА /QА tА = tBdQB/QBtB
.
Итак, мы приходим к выводу: dQА/QА = dQB/QB, иными словами, при оптимальном налогообложении физический объем производства (продаж) каждого из товаров сокращается в одинаковой пропорции. Это утверждение называется правилом Рамсея. Естественно, предполагается, что в доналоговой ситуации имело место конкурентное равновесие.
Если отказаться от использованного выше допущения об абсолютно эластичном предложении, оптимальные налоги Рамсея приобретают несколько более сложный вид: ti = k (1/eDi + 1/esi ), где ti – оптимальное значение налоговой ставки на i-й товар, k - коэффициент пропорциональности, который зависит от величины налоговых поступлений, еDi – эластичность компенсированного спроса на этот товар, a esi. – эластичность предложения данного товара.
Правило Корлетта-Хейга. Принцип «второго лучшего»
Как уже отмечалось выше, искажающее действие налогов в ряде случаев связано с тем обстоятельством, что досуг, с одной стороны, сопоставим с товарами и услугами как фактор благосостояния, а с другой – в отличие от других благ непосредственно не поддается налогообложению.
Последствия искажений могут быть уменьшены, если при прочих равных условиях товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем товары и услуги, взаимодополняемые с досугом. Таково правило Корлетта-Хейга.
Напомним, что если блага взаимозаменяемы, то рост цены на одно из них, в том числе за счет налогообложения, приводит к увеличению потребления второго, а если они взаимодополняемы, то повышение цены на одно влечет сокращение потребления второго.
Это правило является примером решения, отвечающего принципу «второго лучшего», который играет важную роль в экономике общественного сектора и обосновании реалистической экономической политики. Прежде чем сформулировать данный принцип в общем виде, рассмотрим высказанное утверждение подробнее.
В целом принцип «второго лучшего» говорит о том, что при отсутствии одного или нескольких условий достижения оптимума по Парето наилучшее из возможных решений связано с нарушением других условий, даже если они сами по себе выполнимы. Поскольку реальная экономика не является миром совершенной конкуренции, причем государство осуществляет свое вмешательство преимущественно в ситуациях, наиболее далеких от идеального конкурентного равновесия, поиски «вторых лучших» решений достаточно характерны для практической политики.
Фактически многое из того, что уже изучалось в данном курсе, может быть интерпретировано в терминах «второго лучшего». Например, регулируя цены посредством административных решений, государство заведомо нарушает общепринятое условие достижения экономического оптимума, но, если речь идет о естественной монополии, беспрепятственное установление частным предприятием любых желательных для него цен способно часто приводить к большим отклонениям от оптимума, чем регулирование. Вместе с тем государство практически не имеет возможности установить цены так, чтобы их соотношения в точности соответствовали соотношениям предельных норм замещения и предельных норм трансформации. Ведь оно не имеет возможности получить вполне достоверную информацию о потребительских предпочтениях.
Нередко политические решения
приходится принимать в ситуациях,
когда, с одной стороны, ясно, что
некоторые предпосылки
Рассматривая правила Рамсея и Корлетта-Хейга, мы не принимали в расчет требования к распределению доходов. Между тем они, как и вообще соображения справедливости, существенно лимитируют выбор налоговой структуры.
Если непосредственно
и безоговорочно применять
Но, с другой стороны, отступление от правила Рамсея при обложении товаров заведомо влечет относительное увеличение избыточного бремени. Чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения, в пределах которых осуществляется оптимизация, и тем больше избыточное налоговое бремя, с которым в итоге приходится мириться.
Ясно, что как из соображений
справедливости, так и из соображений
эффективности фактические
Что же касается налогообложения наиболее высоких доходов, то многое зависит, во-первых, от их удельного веса в совокупных доходах общества и, во-вторых, от их связи с трудовыми усилиями, разумеется, понимаемыми широко. Если на долю наиболее обеспеченных налогоплательщиков приходится сравнительно небольшая часть национального дохода, а сама эта группа состоит из наиболее активных и эффективно действующих предпринимателей, изобретателей, деятелей искусства и т.п., то введение сверхвысокой верхней предельной ставки, с одной стороны, не приведет к значительному росту поступлений ввиду узости соответствующей налоговой базы, а с другой – окажет нежелательное дестимулирующее воздействие. При ином характере доналогового распределения доходов вывод, естественно, может оказаться иным.
Пусть возможно создание двух не вполне одинаковых систем, в равной мере отвечающих одним и тем же требованиям к распределению доходов, однако первая из двух порождает большие потери эффективности, чем вторая. В этом случае переход от первой ко второй представлял бы собой Парето-улучшение. Налоговая структура, являющаяся в указанном смысле наилучшей при данных условиях (включая имеющуюся информацию и возможности сбора налогов), называется Парето-эффективной налоговой структурой.
2. Искажающее действие налогов на доходы и капитал. Понятие избыточного бремени связано с оптимальным налогообложением. Чтобы добиться минимизации избыточного бремени, необходимо определить величину налоговых поступлений, в которых нуждается общественный сектор, а также учесть принципы справедливости.
Если большая часть доходов изымается в бюджет, то люди уменьшают продолжительность и интенсивность труда, т.е. происходит замещение труда досугом. Досуг можно рассматривать как один из компонентов благосостояния, однако в отличие от товаров и денежных доходов досуг не поддается налогообложению. Поэтому при увеличении налога смещение может происходить в пользу досуга. При снижении цены труда эффект замещения ведет к относительному уменьшению его предложения, а эффект дохода – к увеличению. Готовность отказаться от досуга ради дополнительного заработка бывает разной как у индивидов, так и у сообществ.
Величина избыточного
бремени обложения доходов
3. Эффект замещения, эффект доходов и избыточное налоговое бремя. Значительный по действию налог приводит к тому, что происходит замещение налогооблагаемых товаров, а потребление приспосабливается к новому реальному уровню доходов, поэтому избыточное налоговое бремя необходимо связывать с процессами замещения одних благ другими. Избыточное налоговое бремя в денежном масштабе связывают с эффектом дохода, а собственно само бремя – с эффектом замещения.
Т.о. избыточное налоговое бремя можно представить как денежный эквивалент потерь полезности, который вызван эффектом замещения. Эффект замещения выражает искажающее действие налога, которое в свою очередь состоит в искажении соотношений цен, на основе которых осуществляется алокация ресурсов. Избыточное налоговое бремя связано как с излишками потребителя, так и производителя. На практике избыточное налоговое бремя определяют по функциям спроса и предложения, а также по взаимосвязи различных рыночных структур. Следует иметь в виду, что избыточное бремя растет быстрее размера налога или его ставки.
4. Налогообложение и излишек потребителя. Налогообложение реагирует на введение или повышение налогов двояким образом: