Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 02:31, лекция
Оптимальное налогообложение и распределение доходов. Правило Рамсея. Выбор наиболее приемлемой структуры налогов предполагает, что если одно из требований принимается в качестве критерия оптимизации, то другие должны учитываться в форме ограничений. Реальная налоговая система, не будучи идеальной, с точки зрения какого-либо отдельного критерия, рассматриваемого изолированно, может приближаться к оптимуму с позиций баланса требований в рамках имеющихся возможностей.
Общественные расходы на материальные блага и услуги должны быть адекватны потребностям в общественных благах и должны приводить к значительным позитивным экстерналиям. Организация производства в рамках общественного сектора оправдана и в случаях естественной монополии и информационной асимметрии. Если изъяны рынка вынуждают государство выступать в роли организатора производства, но продукция не обладает свойствами общественного блага, то ее следует реализовать потребителям за плату.
10. Модели бюджетного федерализма в Германии и России. В настоящее время различают несколько моделей бюджетного федерализма. Наиболее распространенной является модель фискального федерализма. Эта модель зависит напрямую от типа налоговой системы и порядка распределения налогов по уровням бюджетной системы в стране. В числе положительных характеристик этой модели называют экономичность централизованного сбора доходов. Налоговое законодательство таких стран как ФРГ строго централизовано. За каждым уровнем бюджетной системы закрепляются определенные налоги. Главным источником доходов являются налоги, которые впоследствии распределяются согласно заданным долям.
В компетенцию федерального правительства включают вопросы, связанные с обеспеченностью обороны, дипломатической деятельности, внешнеэкономической эмиграции, валютным регулированием, федеральным транспортом, почтой и коммуникациями. К компетенции земель относится культура, образование, поддержание общественного порядка, здравоохранение, охрана окружающей среды и региональная экономическая политика. Муниципалисты отвечают за коммунальные услуги, здравоохранение, спорт, отдых, строительство дорог, жилищное строительство.
Недостатками данной модели считают ограничения финансовой самостоятельности и финансовой децентрализации. Нивелируются недостатки данной модели четким разграничением полномочий между различными уровнями бюджетов. Модель в целом характеризуется наличием совместных налогов, совместным регулированием расходов, выравниванием отдельных регионов, оказанием помощи кризисным регионам.
Особенности российской модели бюджетного федерализма.
Специфика российской модели определяется рядом обстоятельств:
1) значительная дифференциация
регионов по политико-
- наличие множества субъектов федерации;
- новообразования субъектов
РФ часто продиктованы не
- наличие различных политических статусов;
- наличие различных муниципальных образований;
- наличие различных федеральных округов.
2) Ярко выраженная
ориентация на фискальную
- наличие развитых выше среднего средних, ниже среднего и слаборазвитых экономических регионов;
- различие демографических характеристик.
В состав РФ входит значительная часть дотационных регионов (субъектов).
Развитие бюджетного федерализма в РФ связано с укреплением финансовой самостоятельности, с созданием стимулов для поступления доходов в различные уровни бюджетов, с созданием стимулов для укрепления качества управления, с повышения финансовой прозрачности всех уровней бюджета.
11. Модель бюджетного федерализма США. Модель конкурентного федерализма используется в США. Для нее характерно наличие собственных налогов, самостоятельность в бюджете, слабое выравнивание, свобода заимствований и высокая вероятность возникновения банкротства. Суть конкурентного федерализма заключается в том, что участники федеральных отношений рассматриваются как конкуренты во взаимоотношениях центров и регионов, центрального и регионального правительства, юридических и физических лиц, действующих на территории.
Для модели конкурентного федерализма характерна высокая степень автономности. Помимо налогов на международную торговлю, отнесенных к компетенции федерального правительства, и налогов на имущество, закрепленных за правительствами штатов и местными органами власти, доступ к остальным уровням налоговой базы открыт для всех уровней бюджетной системы. Правительство штатов имеет право самостоятельно вводить любые налоги, устанавливать налоговые ставки, если они не противоречат конституции.
В компетенцию федерального правительства входит оборона, международные отношения, космические исследования, внешняя и внутренняя торговля, почтовая служба, защита авторских прав и охрана правопорядка. Все три уровня (федеральный, штатный и местный) участвуют в предоставлении таких услуг как жилищное строительство, образование, общественный транспорт и социальное обеспечение. Автономия правительства штатов в расходовании средств ограничивается целевыми грантами федерального правительства, решениями суда.
Правительству штатов запрещено финансирование текущих расходов как долговых обязательств. Население территории покупает общественные услуги, а в качестве цены используются налоги, поэтому если услуги не устраивают потребителя, то он имеет право и может переехать в другой район, перерегистрировать свой бизнес или свое предприятие. Идея налоговой конкуренции сформулирована в гипотезе Тибо, а именно: при наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям, т.к. она создает предпосылки для полного выявления предпочтений в потреблении общественных благ и реализации этих благ. В модели конкурентного федерализма фирмы и население стремятся выбирать наиболее выгодные для себя условия жизнедеятельности. Задача концепции конкурентного федерализма заключается в том, чтобы разработать систему правил конкуренции между органами власти в отличие от фискального федерализма, который стремится к оптимальному налогообложению. Конкурентный федерализм считает модель оптимального налогообложения бессмысленной, т.к. ситуация постоянно изменяется.
12. Принципы построения бюджетной системы. Бюджет – это фонд денежных ресурсов, находящийся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, предназначенных для финансового обеспечения их деятельности. В расходную часть бюджета включают расходы на оборону, государственную безопасность, содержание государственного аппарата, научные исследования, некоторые социально-культурные нужды общества. Социальные трансферты, субсидии для ряда отраслей народного хозяйства и обслуживание государственного долга.
Вторая часть (доходная) бюджета является объектом налоговой политики и формируется в основном благодаря налогам.
Перед утверждением бюджет проходит несколько этапов:
1) Правительство РФ
вносит проект федерального
2) Государственная Дума направляет законопроект в комитет Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, где материалы рассматриваются с участием ученых, чиновников, экономистов;
3) проект направляется
президенту, в другие комитеты
Государственной Думы и в
4) далее бюджет выносится на заседание Государственной Думы, которая и принимает его.
Бюджет должен отвечать ряду принципов:
1. Принцип гласности и открытости;
2. Принцип ежегодности – предусматривает ежегодное утверждение бюджета на следующий год и составление бюджета с учетом календарного и бюджетного года;
3. Принцип полноты бюджетного процесса означает, что все доходы и расходы должны быть включены в общий бюджет, не должно быть каких-либо скрытых бюджетов, с тем, чтобы исключить злоупотребление исполнительной властью. Бюджетная система должна быть представлена совокупностью федерального бюджета, местных бюджетов и региональных;
4. Принцип единства бюджетной системы означает наличие единой правовой базы, единой классификации, документации, отчетности, денежной системы бюджетов разных уровней;
5. Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления использования этих доходов;
6. Принцип ясности бюджетного процесса предполагает наличие простоты контроля за выполнением государственного бюджета;
7. Принцип сбалансированности бюджетов всех уровней позволяет определить предельные размеры дефицита бюджета на различных уровнях.
13. Структура доходов и расходов в бюджетной системе РФ
Доходы бюджета – это денежные средства, которые поступают безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
Выделяют следующие доходы бюджета:
1) налоги;
2) доходы от предпринимательской и другой деятельности;
3) безвозмездные поступления.
К налоговым доходам относятся:
- НДС;
- акцизы;
- таможенные пошлины;
- сборы платежей;
- налог на прибыль;
- налог на операции с ценными бумагами;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- транспортный налог;
- налог за пользование водными объектами;
- налог на имущество организаций;
- налог на рекламу;
- земельный налог;
- налог на игорный бизнес.
Безвозмездные поступления – это поступления бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов, дотации, субвенции, трансферты, средства, получаемые в виде компенсаций, поступления от негосударственных организаций, от государственных организаций, поступления от наднациональных организаций.
К неналоговым доходам относят:
- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от продажи
имущества, находящегося в
- доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от реализации государственных запасов;
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
- поступления трансфертов
из негосударственных
- административные платежи, сборы, штрафные санкции;
- доходы от внешнеэкономической деятельности.
Расходы бюджета представляют собой затраты, выражающие экономические отношения, на основе которых происходит использование государственных средств.
Расходы связаны с обеспечением деятельности президента, органов государственного управления, федеральной судебной системы, государственной поддержки транспорта, освоения космоса, обслуживания государственного долга и пр.
Важными бюджетными направлениями считают:
- разграничение полномочий
между различными уровнями
- замену натуральных льгот денежными выплатами;
- использование нормативных
методов расчета при планирован
- проведение административных реформ.
14. Государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования.
Фонд социального страхования (ФСС).
ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования, и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.
Основные задачи Фонда:
- обеспечение
гарантированных государством
- участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;
- подготовка
мер по совершенствованию
Средства ФСС образуется за счет:
- страховых взносов работодателей;
- страховых взносов граждан-предпринимателей, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
- добровольных
взносов физических и
- ассигнований из государственного бюджета РФ;
- прочих доходов.
На 1999 год тариф страховых взносов в ФСС установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Страховые взносы не начисляются на:
- средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний;
- доходы, полученные от избирательных комиссий;
- фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемые международными организациями;