Экономика туристской индустрии Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:50, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определение предпосылок и условий развития экономики туризма в Швейцарии.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть общую характеристику природы и экономики Швейцарии.
2. Изучить основные характеристики экономики туризма Швейцарии:
- историю развития туризма в стране
- факторы развития туризма
- структуру рынка туризма
- рынок средств размещения.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика природы и экономики Швейцарии.
1.1. Географическое положение
1.2. Природно-климатические ресурсы
1.3. Экономика и внешняя торговля
Глава 2. Основные характеристики экономики туризма Швейцарии.
2.1. История развития туризма в Швейцарии.
2.2. Факторы развития туризма в Швейцарии.
2.3. Туроператоры и турагенты: структура рынка Швейцарии.
2.4. Рынок средств размещения в Швейцарии.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

Текстильная индустрия, самая  старая в стране, многие годы была важнейшей  отраслью промышленности. Однако во время  Второй мировой войны произошел  сдвиг в пользу металлургии и  химической промышленности, а на протяжении 1980-х годов быстро развивалось  производство машин и оборудования. В 1990-х годах большую роль играло производство химических продуктов  и медикаментов, научных и измерительных  приборов, оптических инструментов, станков  и продуктов питания, особенно сыра и шоколада. Среди прочих промышленных продуктов выделялись обувь, бумага, изделия из кожи и резины.

Таким образом, на сегодняшний день Швейцария среди стран капиталистического мира  занимает 1-е место по выпуску  часов, в Западной Европе – 3-е место  по производству текстильного оборудования и синтетических красителей, 4 –  по производству станков, генераторов  и турбин, 5-е по медикаментам.

Внешнеэкономические связи  Швейцарии ориентированы главным  образом на промышленно-развитые страны. При этом доля стран ЕС составляет 70,4% всего внешнеторгового оборота. Лидирующие позиции среди торговых партнеров занимает Германия.

 В структуре швейцарского  экспорта основное место занимают  машинотехнические изделия, приборы  и средства транспорта, продукция  химической и фармацевтической  промышленности, а также изделия  часовой промышленности.

Для промышленности Швейцарии характерно немассовое производство высококачественных дорогих изделий на экспорт. Высокое  качество промышленных изделий объясняется тем, что страна располагает высококвалифицированной рабочей силой, а также широко поставленной научно-технической разработкой их новых видов. Решающее значение имеют две отрасли - машиностроение (производство турбин, электромоторов, судовых двигателей, сверхточных станков, электронной и измерительной аппаратуры, часов) и химическая промышленность (производство красителей удобрений для сельского хозяйства, лекарств и прочего).

В Швейцарии преобладают малые  и средние предприятия. По данным 2004 г. 99% от общего их числа насчитывала не более 250 сотрудников. Около 88% составляют крошечные фирмы, насчитывающие менее 10 сотрудников. Самой большой промышленной компанией является Nestlé, крупнейший в мире производитель пищевых продуктов. В конце 2003 г. этот концерн насчитывал 253 тыс. служащих, 97% из которых работало за рубежом. К крупнейшим монополиям, господствующим внутри страны и имеющим довольно прочные позиции на мировом рынке, относятся также электротехнический концерн "Броун Бовери", машиностроительный "Зульцер", химический "СИБА-Гейги", "Сандоц", "Хофман-Ла Рош", металлургический "Фон Ролль", "Алюсвисс". Многие монополии открывают предприятия за границей.

Американский журнал «Business Week»  опубликовал в 2004 г. список 50-ти самых богатых компаний в мире, отобрав их по одному критерию – совокупной рыночной стоимости акции. 4 швейцарских фирмы входят в их число, а фармацевтический концерн Novartis занимает 17 место в рейтинге.

Согласно ежегодному рейтингу 500-та крупнейших компаний мира по критерию рыночной капитализации (Global 500), проводимому  британской деловой газетой Financial Times, в конце 2004 г. Швейцария с ее 11 фирмами занимала шестое место среди других стран мира.

Около 12% площади Швейцарии  используется под пашни и еще 28% для экстенсивного разведения крупного рогатого скота и производства молочных продуктов. Примерно треть  территории страны занята непродуктивными  землями (по крайней мере непригодными для земледелия), особенно в кантонах Ури, Вале и Граубюнден, и четверть – покрыта лесами. Неудивительно, что 40% продовольственных товаров приходится импортировать. В то же время Швейцария обеспечивает себя пшеницей, мясо-молочная продукция производится в избытке. Основные очаги земледелия сосредоточены в кантонах Берн, Во, Цюрих, Фрибур и Аргау. Главными сельскохозяйственными культурами являются пшеница, картофель и сахарная свекла. Крупная лесоперерабатывающая промышленность работает на внутренний и внешний рынки. Однако в последние годы леса Швейцарии сильно пострадали от загрязнения воздуха, что заставило правительство ввести строгий контроль за выбросом выхлопных газов автомобилей.

Швейцария – один из важнейших  финансовых центров мира. Ее банковская система значительно превышает  объем, необходимый для внутренних сделок. Имеются две взаимосвязанные  банковские системы: государственная  система, включающая Швейцарский национальный банк и банки кантонов, и система  частных банков. Швейцарский национальный банк, начавший свою деятельность в 1907, является единственным финансовым учреждением, выпускающим национальную валюту. Основная денежная единица – швейцарский  франк – одна из наиболее стабильных в мире валют.

Система частных банков Швейцарии  в 1990-х годах состояла из нескольких крупных коммерческих банков, входящих в «большую четверку»: «Швайцеришер банкферайн» (ШБФ), «Швайцерише банкгезельшафт» (ШБГ), «Швайцерише кредитанштальт»  и «Швайцерише фольскбанк». В 1997 «большая четверка» превратилась в  «большую тройку», после слияния  ШБГ с ШБФ. Действуют также 28 кантональных банков, сотни региональных и сберегательных банков, финансовых кампаний и прочих банков, 20 из них принадлежат иностранцам. Роль иностранных банков возрастает: в конце 1990-х годов им принадлежало более 10% швейцарских банковских авуаров.

Индустрия туризма – один из жизненно важных источников доходов  Швейцарии. В 1996 в Швейцарии останавливались  на отдых свыше 18 млн. лиц, прибывших главным образом из ФРГ, Великобритании, Франции, США, стран Бенилюкса и Скандинавии. Туризм играет важную роль в развитии швейцарской экономики. В списке стран по доходам от туризма, опубликованном в 2001 г. Всемирной Торговой Организацией, Швейцария занимала 13 место. В том же самом году страну посетило в целом 10.7 млн. иностранных туристов. Общая сумма доходов от туризма в 2002 г. составила 19.9 млрд. швейцарских франков, из которых 12.9 млрд. франков приходилось на долю иностранных, и 9.7 млрд. – на долю местных туристов. В туристическом секторе задействовано большое количество населения страны, а в горных регионах практически каждый третий житель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные характеристики экономики туризма  Швейцарии.

2.1. История развития туризма  в Швейцарии.

Эта страна как будто бы знакома всем и одновременно остается загадкой. Швейцария относит себя к родоначальникам туристического бизнеса.

Начиная с XIX в. зарубежная аристократия, в основном из Великобритании, отдыхала на живописных берегах многочисленных озер Швейцарии. Первую туристскую группу к Женевскому озеру организовала компания Томаса Кука в 1863 г. Вышедший в свет в 1902 году русский путеводитель по Европе назвал ее “единственной во всем мире страной, которая никогда ни одним путешественником не пропускается”.

В 1917 году, невзирая на все  социальные потрясения в Европе, в  Швейцарии возникла национальная туристическая  корпорация - Switzerland Tourism. Задача этой некоммерческой организации - создание условий, благоприятствующих притоку туристов в страну.

Англичане также популяризовали отдых на горных курортах, например, в Цер-Матте, который первоначально был построен как центр альпинизма. С проведением в Альпы железной дороги в 1870 г. туризм получил дальнейшее развитие: были построены известные альпийские оздоровительные курорты - Санкт-Мориц в Швейцарии и БадИшл в Австрии. Летний туризм в Альпах доминировал вплоть до 20-х годов прошлого века, когда в 1924 г. в Шамони (Франция) впервые были проведены зимние Олимпийские игры. В этот период в Швейцарии активно начали прокладывать трассы для горнолыжного спорта. До второй мировой войны большинство туристов приезжали с Британских островов.

Экономический кризис и вторая мировая война с ее последствиями  нанесли большой урон туристскому  бизнесу Швейцарии, но, несмотря на это, она начала строить новые  центры туризма и до начала 50-х  годов занимала первое место в  альпийском туризме, но в 1955 г. другая альпийская страна - Австрия - ее обошла.

В 80-е годы туризм в Швейцарии  испытывал определенный застой, так  как отрасль модернизировала  свой номерной фонд в гостиницах и  других местах проживания. Однако модернизация проводилась медленными темпами  и не успевала за требованиями клиентов в современных условиях. Кроме  того, теплые зимы с поздним и  небольшим снежным покровом создали  ряд новых проблем. Тем не менее  зимние виды спорта имели определенную тенденцию роста, что давало возможность  гостиничному сектору сохранять  устойчивость бизнеса, размещая гостей в течение всего года и принимая около 3 млн человек в месяц. Однако сектор самообслуживания загружался только в сезоны "пик".

В начале 90-х годов, несмотря на то, что летний туризм в Швейцарии  теряет свою популярность, наиболее загруженным  периодом года по-прежнему остается лето - 57% всего количества дней пребывания туристов (и международных и внутренних) приходилось на летние месяцы.

Статистика швейцарского туризма базируется на информации, собранной в различных местах размещения туристов, так как Швейцария  не собирает статистические данные о  прибытиях на границе (это связано  с тем, что туристы могут въезжать в страну многими наземными путями), тем самым осложняя оценку размеров различных рынков. Почти 60% размещений иностранных гостей (13 млн человек) приходится на гостиничный сектор, в то время как 62% внутреннего  туризма (примерно 2 млн человек) размещается  в секторе самообслуживания (квартиры в частных домах, шале, лагеря).

Гостиничный сектор также  имеет большое значение для размещения туристов, однако количество туродней, приходящихся на этот сектор, распределяется неравномерно по туристским зонам, например, наиболее популярны горные курорты, затем следуют озера, крупные  города и т. д.

Швейцария принимает гостей как из северных, так и из южных  стран, благодаря своим специфическим  туристским ресурсам и географическому положению. Крупнейшим генерирующим рынком для страны является Германия. Далее идут Нидерланды, Великобритания, Франция, Бельгия, Италия, США, Япония, Испания, Австрия и др.

Швейцария имеет большой  рынок однодневных и транзитных гостей. Приблизительно одну треть  составляют гости из Германии, другую треть - из Италии и одну пятую часть - из Франции.

С середины 80-х годов иностранные  гости Швейцарии сократили продолжительность  своего пребывания в стране из-за усиления положения швейцарского франка по отношению  к другим валютам, а также из-за относительно высоких цен на товары и услуги.

Некоторый спад в международном  туризме Швейцарии связан также  с конкуренцией со стороны стран  средиземноморского бассейна, предлагающих отличный летний отдых на пляжах.

Международный туризм занимает важное место в экономике Швейцарии: ежегодно он приносит почти 13 млрд швейцарских  франков дохода, который составляет 8% всего национального дохода страны, и одновременно предоставляет работу около 14% населения страны. Швейцарцы  сами любят путешествовать - приблизительно 60% путешествий осуществляется в  стране средиземноморского бассейна, при этом туристы тратят около 10 млрд швейцарских франков за границей. Таким образом, доход от международного туризма составляет около 3 млрд швейцарских  франков.

Туризм в стране активно  исследуется. Так, еще в годы Второй мировой войны были основаны крупные учебно-исследовательские центры, такие как Институт исследования туризма Бернского университета и Санкт-Галленская школа экономики. Кроме того, развитие туризма поддерживается правительственными и общественными организациями страны, так как он является единственной экономической альтернативной сельскому хозяйству в горных районах. Вместе с тем, он создает и проблемы для руководства страны, так как отрицательно влияет на чувствительную окружающую среду Альп и причиняет неудобства местному населению.

В настоящий момент обслуживание туристов поставлено швейцарской “индустрией  туризма” хорошо. Где бы ни остановился  турист на ночлег, комната будет сиять чистотой, обслуживание будет быстрым, четким и предельно вежливым.

 

2.2. Факторы развития туризма  в Швейцарии.

Являясь сложной социально-экономической  системой, туризм подвержен влиянию  со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может  быть различной как по силе, так  и по продолжительности воздействия  на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации  эффективной туристской деятельности.

Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

    • внешние (экзогенные);
    • внутренние (эндогенные).

Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и  имеют неодинаковую значимость для  различных элементов системы  туризма.

К числу важнейших внешних  факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:

1. природно-географические;

2. культурно-исторические;

3. экономические;

4. социально-демографические;

5. политико-правовые;

6. технологические.

Природно-географические факторы. Многообразие природных достопримечательностей делает Швейцарию одной из наиболее любимых туристами стран.

В Восточной Швейцарии  можно познакомиться со знаменитым Рейнским водопадом. Эта часть страны густо покрыта необычайными разноцветными  цветущими коврами. Основная масса  растений – многолетние травы  и кустарники с яркими и крупными цветами. Сказочные деревеньки и маленькие городки являются неотъемлемой частью такого ландшафта.

В Центральной Швейцарии  туристы восхищаются горой Пилатус (2120м). В 10 км от нее расположен Люцерн – главный город Центральной  Швейцарии. Он находится вблизи Фирвальдштетского озера и окружен величественными горами.

Гора Маттерхорн (4478 м), по форме похожая на огромную пирамиду, находится в Западной Швейцарии. Это излюбленное место альпинистов, а также любителей горнолыжного спорта.

Гордостью Швейцарии являются Женевское и Боденское озера  – любимые места отдыха как  жителей страны, так и иностранных  гостей.

Четкое деление ландшафта  и большие различия в высоте делают путешествие в Швейцарию благоприятным  в любое время года.

 Культурно-исторические факторы.

Швейцария - удивительная страна, которая бережно сохраняет свою национальную культуру. Однако влияние архитектурных стилей соседних стран особенно ощутимо на памятниках эпохи средневековья, когда Швейцарская Конфедерация еще только формировалась как государство.

Информация о работе Экономика туристской индустрии Швейцарии