Экономика туристской индустрии Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:50, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определение предпосылок и условий развития экономики туризма в Швейцарии.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть общую характеристику природы и экономики Швейцарии.
2. Изучить основные характеристики экономики туризма Швейцарии:
- историю развития туризма в стране
- факторы развития туризма
- структуру рынка туризма
- рынок средств размещения.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика природы и экономики Швейцарии.
1.1. Географическое положение
1.2. Природно-климатические ресурсы
1.3. Экономика и внешняя торговля
Глава 2. Основные характеристики экономики туризма Швейцарии.
2.1. История развития туризма в Швейцарии.
2.2. Факторы развития туризма в Швейцарии.
2.3. Туроператоры и турагенты: структура рынка Швейцарии.
2.4. Рынок средств размещения в Швейцарии.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

В Швейцарии сохранилось огромное множество построек средневековья: церквей, замков, соборов, монастырей, дворцов, которые поражают взор туристов своим величием и красотой. На территории страны располагается четыре мировых памятника культуры: Старый город Берна, Замки Беллинзоны, Монастырь Санкт-Галлена и Монастырь Святого Иоанна Крестителя в Мюстаире привлекающие ежегодно огромное количество туристов. Но для культурного и исторического ландшафта страны большое значение имеют также и традиционные крестьянские домики, сильно отличающиеся друг от друга в разных кантонах Швейцарии.

В Швейцарии насчитывается  около 900 музеев, это примерно один музей  на 7 500 жителей. С 1950 г. их количество увеличилось втрое, прежде всего благодаря открытию многочисленных региональных музеев. Впечатляет не только количество музеев, но и их разнообразие. Так, например, наряду с крупными музеями, важнейшие из которых Landesmuseum в Цюрихе и музеи искусств Базеля, Берна, Женевы, расположенными в больших городах, организуются маленькие выставочные залы, в которых представлены эксклюзивные экспонаты, сохранившихся благодаря неутомимой работе энтузиастов.

Отличительная особенность Швейцарии   — удивительный сплав культур. Язык, кухня, быт, архитектура и даже природа сильно отличаются в зависимости от того, в какой части страны Вы находитесь. В Швейцарии очень бережно относятся к старинным обычаям. Здесь следует назвать не только такие знаменитые фольклорные праздники, как Базельский карнавал или певческие конкурсы в Цюрихе. Небезынтересна и поездка в Альпы весной, когда крестьяне, перегоняя скот на горные пастбища, превращают это заурядное событие в маленький праздник. Лето — пора многочисленных фестивалей, наиболее известные из которых проходят в Лозанне, Цюрихе, Люцерне, и Монтре. И каждое время года отличается своими интересными событиями и праздниками.

Швейцария – удивительная страна с богатой и разнообразной  культурной жизнью. На каждом шагу –  памятные места, выставки и музеи, содержащие произведения искусства со всего  мира. Швейцария – это рай для туристов. Здесь можно найти развлечение на любой вкус: опера, театры, музеи ... постоянные карнавалы и праздники.

Экономические факторы. В экономике Швейцарии большую роль играет обслуживание туристов, каждый год в стране бывает свыше 7 млн. человек. Общая сумма доходов от туризма в 2008 г. составила 14,4 млн. долларов, общее же посещение туристов – 8,6 млн. человек. В 2009 году доля туризма в ВВП страны составила 13,6%, доля экспорта туристских услуг от общей стоимости экспорта – 7,2%, а в сфере туризма было занято 17,5% населения.

 Швейцария славится  своим гостеприимством. Местные  отели считаются лучшими в  мире. Клиентам обеспечен высокий  уровень обслуживания и комфорта, соответственно затраченным средствам. Туристический сезон здесь длится практически круглый год. В Швейцарии не составит труда найти недорогое размещение – кемпинги, молодежное общежитие (хостел), или скромный пансион, работающий по системе «постель и завтрак». Страна также располагает значительным количеством роскошных дорогостоящих отелей, так что каждый турист с любым «карманом» может найти себе место по вкусу.

Цены в городах практически  постоянны весь год, но в мелких городах  и на курортах выделяются низкий, средний  и высокий сезоны. На некоторых  горных курортах выделяются 2 высоких  горных сезона – летом и зимой  для горнолыжников.

Социально-демографические факторы. Значительное влияние на формирование туристического спроса оказывают в первую очередь следующие демографические факторы:

·        возрастная и социальная структура  общества;

·        структура семьи;

·        уровень доходов различных слоев  общества;

·        соотношение городского и сельского  населения.

Возрастную  структуру общества в развитых странах  в настоящее время определяет тенденция к образованию "демографического гриба". Так и в Швейцарии темпы прироста населения в конце прошлого столетия заметно уменьшились, в то время как число людей, достигших 80 лет, увеличилось до 50%. В настоящее время растет перспективность для туризма старших возрастных групп, и в первую очередь группы "сениоров" (от 50 лет и старше).

В основе повышения  интенсивности туризма во всех старших  возрастных группах и постепенного ее нивелирования с аналогичным  показателем по традиционным туристическим  возрастным группам лежат следующие  причины:

  • повышение материального благосостояния всех групп общества;
  • увеличение продолжительности жизни и снижение пенсионного порога;
  • изменение психологического отношения к старению;
  • современные "сениоры" формировали свои туристические вкусы и привычки в 50-70-е гг., когда шло становление массового туризма. Именно эта "молодая путешествующая публика 50-70-х гг." обусловила резкий скачок интенсивности турпоездок в возрастной группе 40-49 - летних.

Современные "сениоры" – далеко не однородная группа. Около 50% составляют так называемые самостоятельные пожилые люди, которые  стремятся к активному наслаждению  жизнью и имеют достаточные материальные средства, которые они с большей  охотой готовы отдать на собственное  потребление, чем оставить кому-либо в наследство.

Актуальной  целевой группой современного туристического рынка является также несемейная молодежь до 35 лет - "одиночки". Имея достаточно высокий уровень образования и потребностей, молодые люди, становясь сегодня в относительно раннем возрасте материально независимыми, не желают связывать себя семейными узами и заботами. Они уделяют много внимания организации своего свободного времени, стремясь наслаждаться жизнью в полной мере.

Туристическая активность находится в прямо  пропорциональной зависимости от уровня доходов и образования потенциальных  потребителей. Учитывая тот факт, что  в 50 - 80-е гг. оба этих показателя имели  тенденцию к росту, интенсивность  туризма также увеличивалась. Вместе с тем, с 80-х гг. наблюдается активизация туристического спроса и среди населения с невысоким уровнем доходов и образования.

Политико-правовые факторы. Эта небольшая страна играет заметную роль в мировой политической жизни. С окончанием Второй мировой войны Швейцария приняла решение не вступать в новосозданную Организацию объединенных наций (ООН) и приобрела статус наблюдателя, что позволило разместить в Женеве европейскую штаб-квартиру и несколько специализированных организаций ООН, включая Международную организацию труда и Всемирную организацию здравоохранения. Швейцария сочла, что отказ от вступления в ООН – лучший способ сохранить свое независимое положение нейтральной страны при постоянно меняющемся соотношении сил на мировой арене. Такое решение укрепило позиции Швейцарии в международной политике. Страна все же являлась членом нескольких организаций ООН: Международного суда, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. А 10 сентября 2002 г. Швейцария официально вступила в ООН, став ее 190-м членом.

В 1948 она вступила в Организацию  Европейского экономического сотрудничества, но воздержалась от присоединения к  Европейскому экономическому сообществу (впоследствии – Европейскому союзу, ЕС). Очевидные политические цели этой организации были неприемлемы для  Швейцарии. Однако она стала одной  из стран-учредителей Европейской  ассоциации свободной торговли в 1959, а в 1963 вошла в Совет Европы. В 1972 национальный референдум ратифицировал  соглашение о свободной торговле с ЕС, согласно которому к 1977 были постепенно сняты пошлины на все промышленные изделия. Но в Швейцарии до сих  пор существует глубокий скепсис  в отношении Европейского Союза. Тем не менее, определенные события  свидетельствуют об углублении диалога  между Швейцарией и ЕС. Так, в мае  2000 г. большинство населения проголосовала за пакет двусторонних соглашений, координирующих сотрудничество между Швейцарией и странами ЕС в различных областях, в том числе и туризме.

Преобладание в Швейцарии  либерально-демократического режима, главным принципом которого является свобода гражданина, а также активное участие страны в общемировых  процессах благоприятно сказывается  на развитии туризма. Нейтралитет Швейцарии, ее тесный контакт со странами ЕС и  всего мира открывают все новые  пути для туристических потоков.

Швейцарский национальный офис по туризму предполагает, что Швейцария  окажется в выгодном положении в  отношении развития туризма в  ближайшие годы, благодаря тому, что европейцы предпочитают отпуск недалеко от дома. И предлагает акцентировать в рекламе внимание на богатой культурной жизни страны и ее культурном наследии, наравне с рекламой красивой природы (до настоящего времени Швейцария в основном рассматривалась как страна, обладающая природными достопримечательностями: красивыми ландшафтами, видами и т.д.) Проводится несколько туристических ярмарок (“Fespo Zurich” - в Цюрихе, “Fespo-Geneva” и “EIBTM” - в Женеве и “TTW” - в Монтре - одна из крупнейших в Европе), где курорты Швейцарии пропагандируются на весь мир. Изменение акцентов в рекламной деятельности, по мнению специалистов только усилит позиции страны на туристических рынках.

Технологические факторы. Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма страны, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.

Развитие науки и техники  способствует совершенствованию средств  массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий). Так, коренная техническая  реконструкция транспорта позволила  создать комфортабельные условия  для перевозки большого количества путешественников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки  туристов на большие расстояния в  значительной степени способствовали развитию туризма. Швейцария имеет высокоразвитую транспортную систему. Здесь пролегают важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Северную Европу с Южной. Общая длина железных дорог свыше 5 тыс. км, все электрифицированы; магистральных автодорог 18,4 тыс. км, канатных дорог - 58 км, подвесных - 724 км. На железные дороги приходится основная часть перевозок.

Швейцария, обеспечивая транзит  международных грузоперевозок, не в  состоянии справиться с большим  грузопотоком. Постоянно растущая загруженность  автомобильных дорог и образование  пробок - особенно в районе Сен-Готардского туннеля - стали серьезными проблемами для Швейцарии. Еще более напряженная ситуация возникает во время отпусков, когда автодороги наполняются не только грузовыми машинами, но и автомобилями туристов.

Горным рельефом страны объясняется большое число зубчато-канатных и канатно-подвесных дорог. Благодаря им большое количество желающих может попасть на те вершины, которые доступны только профессиональным альпинистам. Наиболее высокая железнодорожная станция расположена почти на отметке 4 км над уровнем моря.

Хотя Швейцария и не имеет выхода к морю, она располагает морскими торговыми судами. Рейн, крупнейшая водная артерия, судоходен в пределах Швейцарии только на участке Базель – Райнфельден длиной 19 км. Введен в строй крупный речной порт в Базеле. В 1990-х годах его ежегодный грузооборот составлял 9 млн. т.

В Швейцарии имеется развитая система городского транспорта, включающая поезда, автобусы, теплоходы и фуникулеры. Внутренние перелеты не представляют большого интереса для туристов, так  как наземный транспорт великолепно  развит. Желтые почтовые автобусы заменяют поезда. Почти на каждом железнодорожном  вокзале можно взять напрокат велосипед и вернуть его тоже можно на любой станции, где имеется  офис по аренде велосипедов.

Международные аэропорты  Цюриха, Женевы и Базеля принимают  рейсы со всего света, в то время  как аэропорты Лугано и Берна - только из Европы. Аэропорты Цюриха и Женевы имеют терминалы, общие  с терминалами железной дороги.

Особо следует отметить внедрение  в индустрию туризма компьютерной техники, без чего организация массовых туристских путешествий в настоящее  время невозможна. Информационные технологии позволяют интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. Интернет в туризме не только выполняет  функцию передачи и обмена информацией, но и формирует новую систему  сбыта, которая напрямую связывает  конечных потребителей с поставщиками туристских услуг и уже сегодня составляет реальную конкуренцию традиционным каналам реализации туристских продуктов.

 

2.3. Туроператоры и турагенты:  структура рынка Швейцарии.

Современная структура рынка организованного  туризма характеризуется как  частичная олигополия. Крупнейшие туроператоры – как правило, это 3-6 фирм – контролируют 40% - 60% рынка. Однако, если в теории различия между туроператором и турагенством представляются достаточно ясными, то на практике эти две формы туристических предприятий нередко диффузируют и выступают как единое целое. Бюро путешествий наряду с продажей услуг третьих лиц предлагают собственные пакеты услуг. В свою очередь, нередко крупные туроператоры имеют собственную сбытовую сеть – принадлежащие ему бюро путешествий.

В "Справочнике по туризму в Швейцарии" 1989/90 г., два крупнейших туроператора этой страны характеризуются следующим образом:

"Куони"  – туроператор и турагент , имеет  в Швейцарии 60 агентств и около  60 агентств в 16 странах мира".

"Отельплан"  – туроператор широкого диапазона  и одновременно турагент, 50 филиалов  в Швейцарии, около 40 агентств  в 7 европейских странах".

Причина того, что на практике функции туроператора и турбюро нередко переплетаются  и соединяются в единое целое, состоит, по-видимому, в том, что исторически  туроператор возник из "агентства  путешествий" (travelagency) – туристического бюро. Параллельно с развитием  массового туризма, усложнением  туристического производства и стремительным  увеличением его объемов шел  процесс углубления специализации  деятельности турфирм: одни концентрировали  свои усилия на производстве пакетов  услуг, осваивали новые туристические  регионы, разрабатывали новые виды и формы туризма, другие специализировались на целенаправленном сбыте продукции  первых.

В высшем эшелоне  рынка туроператоров концентрация происходит в форме слияний и  объединений в концерны. Целевые  установки ориентированы на то, чтобы  поглотить конкурента или поставить  его под контроль.

В Швейцарии, например, туроператор "Отельплан", вторая по объемам обслуживания турфирма страны, в 1989 г. покупает фирму "Интерхоум", занимавшую 4-е место в "табели о рангах" швейцарской туриндустрии.

Информация о работе Экономика туристской индустрии Швейцарии