Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:32, курс лекций
В современных условиях экономическая безопасность страны приобретает первостепенное значение, так как она дает ориентиры для принятия основных социально-экономических решений. Трансформация любой экономической системы — а Россия в 1990-х годах вступила на путь рыночных реформ — всегда чревата возник¬новением кризиса, поэтому неизбежна постановка вопроса об эко-номической безопасности страны.
Сам термин «экономическая безопасность» появился сравни¬тельно недавно. До Второй мировой войны больше говорили об «обороне», «обороноспособности». В 1947 г. в США был принят Закон «О национальной безопасности» и образован Совет нацио¬нальной безопасности при президенте США. Совету поручались вопросы, касаюшиеся не только внешней, оборонной, но и эконо¬мической политики.
Неоколониализм — это прежде всего система неравноправных экономических отношений, в основе которых лежит экономическая экспансия в виде косвенного контроля (в форме инвестиций, кредитов и субсидий), нередко сочетаемая с методами политического давления. Иначе говоря, на смену военной экспансии приходит экономическая.
Хотя Конституция РФ признает идеологическое многообразие и запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13), официальный курс реформ осуществляется в духе определенной идеологии. «Если политика перестройки вначале ориентировалась на всестороннее совершенствование социализма, то новейшие реформы 90-х годов идут под знаменем уже иной идеологии, неолиберальной, причем в ее радикальном варианте. В российском преломлении ее суть — в реставрации частной собственности на средства производства (ресурс) и утверждении рыночно-капиталистических принципов хозяйствования, в отказе от марксизма и его ленинского направления как изначально утопического учения»1.
СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
Глава
как категория экономической науки
Особенности Политическая карта мира во второй половине
современной XX в. сильно изменилась: появилось много но-
мировой экономики вых независимых государств. Это последствия,
во-первых, развала мировой колониальной системы (если в 1945 г. в колониях проживало 675 млн человек, то в 1981 г. — около 7 млн), во-вторых, образования новых государств вследствие гражданских войн (в основном это касается Африки и Юго-Восточной Азии), в-третьих, распада Советского Союза. Значительные изменения произошли в мировой экономике, что проявилось, в частности, в процессах интеграции и международного разделения труда, в неустойчивом развитии финансово-экономической системы Запада, в проведении высокоразвитыми странами неоколониальной политики.
Неоколониализм — это прежде всего система неравноправных экономических отношений, в основе которых лежит экономическая экспансия в виде косвенного контроля (в форме инвестиций, кредитов и субсидий), нередко сочетаемая с методами политического давления. Иначе говоря, на смену военной экспансии приходит экономическая.
Хотя Конституция РФ признает идеологическое многообразие и запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13), официальный курс реформ осуществляется в духе определенной идеологии. «Если политика перестройки вначале ориентировалась на всестороннее совершенствование социализма, то новейшие реформы 90-х годов идут под знаменем уже иной идеологии, неолиберальной, причем в ее радикальном варианте. В российском преломлении ее суть — в реставрации частной собственности на средства производства (ресурс) и утверждении рыночно-капиталистических принципов хозяйствования, в отказе от марксизма и его ленинского направления как изначально утопического учения»1.
1 Черковец В.Н. Политическая экономия. Принципы. Проблемы. Политика. М.: ТЕИС, 2007. С. 161-162.
8
Странам, попавшим в экономическую зависимость, могут быть продиктованы и политические условия путем введения против них торгового эмбарго. В полной мере последствия эмбарго пережили, например, Ирак, Иран, Ливия, Куба, КНДР.
Рыночные отношения направлены на получение прибыли, а тем самым на обеспечение как экономической, гак и национальной безопасности — одной из главных функций государства. Используя политику протекционизма, государство защищает национальных производителей. Но здесь возникает проблема: как данная политика согласуется с международными принципами свободной торговли?
Страны, проводящие экспортную экспансию, кроме поставки дешевого сырья и рабочей силы решают внугрсннис социальные проблемы. Подсчитано, что 1 млрд долл. экспорта обеспечивает 22 тыс. рабочих мест1.
Сегодня для России очень важно найти оптимальное соотношение между открытостью экономики и защитой национальных интересов, чтобы обеспечить экономическую безопасность.
В широком смысле экономическая безопасность содержит две составляющие:
По мнению американских специалистов, экономическая безопасность должна отвечать по крайней мере двум условиям:
По сути, экономическая безопасность — это прежде всего защищенность национальных интересов государства.
Смысловая нагрузка тех или иных понятий в
разных языках иногда имеет совершенно раз- мия. Экономическая ^ г г
теория «экономике» ное значение. Слово «экономия» представляет
собой соединение греческих слов «хозяйство» и «закон». В изначальной трактовке экономия — это искусство ведения домашнего хозяйства.
В 1615 г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Экономика хозяйства в целом, ее структура, темпы развития изучались междис
1 См.: Ппроховский А.Л. Вектор экономического развития. М.: ТЕИС, 2002. С. 118.
2 Богданов И.Я. Экономическая безопасность России. Теория и практика. М., 2001. С. 21.
9
циплинарными и отраслевыми науками. В англоязычной литературе различают понятия «экономика» и «экономике». Первое — это экономика в ее непосредственном, натуральном проявлении. Второе — это экономическая теория или экономическая наука.
По существу, на смену разработке общих принципов политической экономии приходят исследования различных проблем экономической политики, качественный анализ заменяется количественным. Под политической экономией на Западе в современных условиях начинают понимать не экономическую теорию, а экономическую политику. Такая подмена понятий представляется не совсем верной.
С идеей создания курса экономической политики выступил
А.Ф. Кон. По его мнению, объектом изучения этих наук — политической экономии и экономической политики — являются законы совершенно разного типа. С одной стороны, стихийные законы, подобные законам естественных наук, с другой стороны, законы нормативного характера, которые непосредственно подчиняются воле людей1.
Разные теоретические школы экономики: меркантилисты, физиократы, классики политической экономии, маржиналисты, неоклассики, институционалисты, марксисты и т.д., — по-разному определяли предмет теоретической экономии.
В определении экономической
В плановой системе экономическая политика разрабатывалась на основе познания и использования экономических законов.
В учебном курсе экономике
Существуют различные точки зрения на эту проблему. Одни авторы считают, что в обществе не существует никаких объективных законов. К. Поппер в работе «Открытое общество и его враги» пишет: «Теорию или гипотезу можно представить как кристаллизацию определенной точки зрения». И далее: «С нашей точки зрения не может быть никаких исторических законов»2.
Этот подход основывается на том, что общество развивается хаотически и его развитие зависит от случайностей.
Другие авторы, опирающиеся в основном на теологические взгляды, объясняют развитие общества божественным промыслом.
1 Записки коммунистического университета им. Я.М. Свердлова. Т. 2. М., 1924. С. 33.
2 Потер К. Открытое общество и его враги. Т. 3. М., 1992. С. 301, 305.
10
Третьи авторы считают, что обобществление производства приводит к отмене действий экономических законов и остается только экономическая политика.
Например, Н.И. Бухарин писал: «При социалистическом строе политическая экономия потеряет свой смысл: останется лишь «экономическая география» — наука идеографического типа и нормативная экономика «экономическая политика», ибо отношения между людьми будут простыми и ясными, устранится всякая их вещная, фетишизированная формулировка, а на их место закономерностей стихийной жизни станет закономерность сознательных действий коллектива»1. Как известно, теоретическую критику этой точки зрения дал В.И. Ленин.
Эта теория всплыла в бывшем СССР в конце 1970-х годов. Она вызвала горячие дискуссии между политэкономами и представителями школы ЦЭМИ (Центрального экономико-математического института). Академиком Н.П. Федоренко была опубликована монография «Вопросы оптимального функционирования экономики». По форме действие экономических законов не отрицалось, по сути основной акцент был перенесен на экономическую политику.
Четвертые считают, что в ходе развития экономики можно выделить две чистые формы:
На практике существует большое количество всевозможных сочетаний и то или иное сочетание определяет экономическую политику. Если одна система отношений заменяется другой, то на смену одной системе законов приходит другая.
В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнс писал: «...идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности, только они правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».
Сущность Российские специалисты активно стали зани-
экономической маться этой проблематикой с 1990-х годов.
безопасности g Папьков писал об экономической безопас
ности: «Это такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызы
1 Бухарин Н.И. Политическая экономия рантье: теория ценностей и прибыли австрийской школы. М.: Орбита. 1988. С. 47.
11
вающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства»1.
В. Рубанов определял
По мнению B.JI. Тамбовцева, под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы3.
В.А. Савин считал, что экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. Объектом защиты могут быть народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности4. По Л.И. Абалкину, экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику5.
Большинство авторов экономическую безопасность характеризуют как устойчивость экономической системы к воздействию внешних и внутренних факторов, а устойчивость требует ее развития. Если экономика не развивается, то возможность выживания резко сокращается. Устойчивость и развитие требуют динамического подхода к проблеме экономической безопасности. Это прежде всего связано с тем, что индикаторы экономической безопасности со временем могут и должны меняться.
Существующие трактовки экономической безопасности могут быть объединены в несколько групп. Авторы первой груп - п ы (Л. Абалкин и др.) формулируют понятие «экономическая безопасность» как совокупность условий, защищающих хозяйство страны от внешних и внутренних угроз. Авторы второй группы (В. Сенчагов, Г. Гутман и др.) связывают экономическую безопасность с таким состоянием экономики страны, которое
1 Паньков В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспект // Внешнеэкономические связи. 1992. Вып. 8. С. 5—18.
2 Рубанов В. Безопасность — лозунги, теория и политическая практика. РЭЖ. 1991. № 17. С. 31-41.
3 Тамбовцев B.JI. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1995. № 3. С. 3.
4 Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. № 9. С. 14.
5 Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. 1997. № 5. С. 3.
12
позволяет защищать ее жизненно важные интересы. Авторы третьей группы (А. Городецкий, А. Архипов и др.) под экономической безопасностью подразумевают способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях.