Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:32, курс лекций

Краткое описание

В современных условиях экономическая безопасность страны приобретает первостепенное значение, так как она дает ориентиры для принятия основных социально-экономических решений. Трансформация любой экономической системы — а Россия в 1990-х годах вступила на путь рыночных реформ — всегда чревата возник¬новением кризиса, поэтому неизбежна постановка вопроса об эко-номической безопасности страны.
Сам термин «экономическая безопасность» появился сравни¬тельно недавно. До Второй мировой войны больше говорили об «обороне», «обороноспособности». В 1947 г. в США был принят Закон «О национальной безопасности» и образован Совет нацио¬нальной безопасности при президенте США. Совету поручались вопросы, касаюшиеся не только внешней, оборонной, но и эконо¬мической политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_bezopasnost.doc

— 2.33 Мб (Скачать файл)

Если проанализировать все эти точки зрения, то можно сделать вывод, что экономическая безопасность — составная и неотъемлемая часть национальной безопасности страны.

Более точным кажется подход, определяющий сущность экономической безопасности как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов1. В этом определении заключена готовность государства создавать механизмы реализации для обеспечения экономической безопасности.

Определение сущности и содержания экономической безопасности позволяет ответить на вопрос, что изучает экономическая безопасность как научная дисциплина. Ее предметом является изучение, с одной стороны, объективных защитных свойств экономической системы, механизма ее противостояния влиянию опасных сил и факторов, а с другой — охранных функций государства и создаваемых им с этой целью специальных институтов.

По своему смыслу экономическая  безопасность рассматривается исходя из статического подхода, но статичность  не означает, что рассматривается некий застывший объект. Этой системе свойственно движение, т.с. функционирование, при котором система воспроизводится в своем неизменном виде. Однако в России происходят значительные и многообразные социально-экономические трансформации, поэтому экономическую безопасность надо рассмагривать исходя из динамического подхода. Изменяется воспроизводственная модель экономики по аналогу слаборазвитых стран — главный компонент в системе экономической безопасности. При всех успехах в экономике сложившаяся модель не приведет Россию к числу развитых стран. Россия выйдет из глубокого системного кризиса, но останется страной с «догоняющей» моделью экономики.

Экономическая система государства  в целом является объектом экономической безопасности; субъект экономической безопасности — это органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

1 Экономическая безопасность: Производство, финансы, банки / Пол ред. В.К. Сен- чагова. М.: Финстатинформ, 1998.

13

 

  1. Критерии и пороговые значения экономической безопасности

Границы Состояние экономической безопасности оцени-

безопасности эконо- вается объективной системой параметров, крите- мического развития рИев и индикаторов, определяющих пороговые

значения функционирования экономической  системы. За пределами этих значений система теряет способность к  динамичному саморазвитию, конкурентоспособности  на внутренних и внешних рынках, становится объектом экспансии транснациональных корпораций, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны, коррупции.

Для разработки государственной политики (например, антикризисных мер) требуется, кроме качественного описания экономики, также количественное определение границ безопасного развития. Критерий экономической безопасности позволяет оценить состояние экономики.

В системе показателей экономической безопасности выделяют:

  • уровень и качество жизни;
  • темпы инфляции;
  • норму безработицы;
  • экономический рост;
  • дефицит бюджета; , ,
  • размер государственного долга;
  • состояние золотовалютных резервов;
  • деятельность теневой экономики;
  • состояние экологии.

Ослабление экономической безопасности в стране допустимо лишь до какого-то предела. Важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговое значение. Общепринято считать, что пороговые значения — это предельные значения, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Важно, что проводимая институтами  власти политика экономической безопасности должна быть направлена на поддержание всего комплекса показателей и пороговые значения одного показателя не должны достигаться в ущерб другим. Например, можно значительно увеличить прирост ВВП за счет экспорта нефти. Отсутствие роста добычи нефти может сказаться на внутренне ориентированном рынке, что неизбежно приведет к росту себестоимости товаров и услуг и как следствие — к росту цен. Государству необходимо в каждом конкретном случае соотносить экономическую эффективность и безопасность, но то, что выгодно в краткосрочном периоде, в стратегическом аспекте может оказаться совсем не выгодным.

14

 

Платежеспособная Объективно любая экономическая система не

ловушка застрахована от таких негативных явлений, как

внешние и внутренние угрозы, которые  связаны между собой. Слаборазвитый, неконкурентоспособный внутренний рынок ведет к росту импорта и как следствие — к внешней задолженности. К числу внешних угроз относятся:

  • высокая внешняя задолженность;
  • сырьевая ориентация экспорта;
  • невысокие объемы внешнеторгового оборота России, особенно в области продукции обрабатывающей промышленности.

Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технических сферах, особенно платежеспособный спрос населения. Возобновление экономического роста требует восстановления платежеспособного спроса как в потребительском секторе, так и в инвестиционном. Здесь возникает своеобразная «платежеспособная ловушка». Низкий платежеспособный спрос приводит к исчезновению многих видов производства. Чрезмерный платежеспособный спрос ведет к росту цен, создаст нагрузку на эмиссию денег и тем самым способствует росту инфляции.

Известно, что 1 млрд эмиссионных рублей приводит к росту инфляции на 1%. Поэтому  необходимо с помощью государственного регулирования создать оптимальную структуру платежеспособного спроса населения. Государственное регулирование этой проблемы должно прежде всего учитывать глубокие различия в платежеспособности тех или иных социальных групп, чтобы было достаточно товаров как по высоким, так и по относительно средним и низким ценам.

Сокращение бюджетного дефицита — один из инструментов, используемых для подавления инфляции, однако без структурной и эффективной промышленной политики нельзя быть уверенным (особенно в долгосрочной перспективе), что сокращение бюджетного дефицита приведет к положительным результатам. Если спрос превышает предложение, а денежная масса увеличивается более высокими темпами, чем это требуется для воспроизводства капитала и товарной массы, возникают предпосылки для роста цен и экономика становится дефицитной.

Искусственное сдерживание роста массы денег с помощью рычагов центрального банка для прекращения роста цен ведет к кризису неплатежей.

Более сложным и многофакторным способом борьбы с подавлением инфляции является стабилизация издержек производства и цен. После известной либерализации цен становится видно, что стабилизация цен невозможна без стабилизации издержек произ

15

 

водства и обращения, а также  без повышения производительности труда. Необходимо показать и разработать  механизмы, устраняющие недостатки в тех или иных частях сложившейся российской модели воспроизводства. Задачей государственного регулирования становится устранение причин, ведущих к росту цен.

Для нормального функционирования россий-

Стратегия экономической безопасности скои экономическои системы нужна стратегия экономической безопасности, как на краткосрочный, так и на долгосрочный период. Некоторые экономисты утверждают, что в настоящее время главное — выживание экономики, затем ее стабилизация и только в перспективе — развитие. В основе этой стратегии лежит представление о «могучей руке рынка». Такое понимание имеет право на существование, и с позиции экономики оно теоретически обоснованно. Однако каковы издержки государства и населения при проведении такой экономической политики?

По выражению американского экономиста, лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева, рынок и предпринимательство — это «паруса экономики», и без рулевого управления, методом проб и ошибок, рынок будет очень долго искать направление и траекторию развития. Государственная стратегия экономической безопасности прежде всего должна учитывать национальные интересы. Целью экономической стратегии России является экономический рост. Ориентиры роста вырабатываются в рамках структурной политики как составной части макроэкономического регулирования.

Государственное регулирование рыночной модели экономики с позиции интересов  безопасности не должно нарушать механизмов саморегуляции и при этом создавать  условия для эффективной работы этих механизмов. Государственная стратегия экономической безопасности может быть успешно реализована при соблюдении определенных условий1:

  • при постановке задач по государственному управлению следует провести четкое разграничение между федеральными и исполнительными органами власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления;
  • информационное обеспечение должно четко отражать реальное положение в экономике;
  • экономическая безопасность должна быть реализована в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития и государственного бюджета;
  • цели экономической <span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_04423__Char" style=" text-decoration: none; "

Информация о работе Экономическая безопасность