Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая безопасность связана с экономической деятельностью и предполагает действия (и противодействия), направленные на прогрессивное развитие экономики страны и реализацию экономических интересов как внутри страны, так и на международном уровне.
Конечно, понятие «национальная безопасность» существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые как военная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга: каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние.

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая безопасность.docx

— 125.13 Кб (Скачать файл)

      Угрозы национальной экономической безопасности определены в Государственной стратегии  экономической безопасности РФ, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608. Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию  которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются следующие.

1) Увеличение имущественной дифференциации  населения и повышение уровня  бедности, что ведёт к нарушению  социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

      а) расслоение  общества на узкий круг богатых  и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем  людей;

      б) увеличение  доли бедных слоёв населения  в городе по сравнению с  деревней, что создаёт социальную  и криминальную напряжённость  и почву для широкого распространения  относительно новых для РФ  негативных явлений – наркомании, организованной преступности, проституции  и тому подобного;

      в) рост безработицы,  что может привести к социальным  конфликтам;

      г) задержка выплаты  заработной платы, остановка предприятий  и так далее.

2) Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

      а) усиление топливно-сырьевой  направленности экономики;

      б) отставание  разведки запасов полезных ископаемых  от их добычи;

      в) низкая конкурентоспособность  продукции большинства отечественных  предприятий;

      г) свёртывание  производства в жизненно важных  отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

      д) снижение результативности, разрушение технологического единства  научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов  и на этой основе подрыв  научно-технического потенциала  РФ;

      е) завоевание  иностранными фирмами внутреннего  рынка РФ по многим видам товаров народного потребления;

      ё) приобретение  иностранными фирмами российских  предприятий в целях вытеснения  отечественной продукции, как  с внешнего, так и с внутреннего  рынка;

      ж) рост внешнего  долга РФ и связанное с этим  увеличение расходов бюджета  на его погашение.

3) Возрастание неравномерности  социально-экономического развития  регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

      а) объективно  существующие различия в уровне  социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

      б) нарушение производительно-технологических  связей между предприятиями отдельных  регионов РФ;

      в) увеличение  разрыва в уровне производства  национального дохода на душу  населения между отдельными субъектами  РФ.

4) Криминализация общества и  хозяйственной деятельности, вызванная  в основном следующими факторами:

      а) рост безработицы,  поскольку значительная часть  преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника  дохода;

      б) сращивание  части чиновников государственных  органов с организованной преступностью,  возможность доступа криминальных  структур к управлению определённой  частью производства и их проникновения  в различные властные структуры;

      в) ослабление  системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности  криминальных структур на внутреннем  финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и  торговли[1].

      Государственная  стратегия экономической безопасности  РФ была ориентирована на реализацию, осуществляемых экономических преобразований в ближайшие три-пять лет, однако все вышеперечисленные угрозы остаются и сегодня полностью актуальными, хотя срок, на который разрабатывалась государственная стратегия, уже истёк. Более того, ситуация меняется, что предполагает возникновение новых угроз и, следовательно, требуется разработка новой Государственной стратегии экономической безопасности РФ, которая учитывала бы их в полной мере.

      Большинство исследователей пытаются классифицировать и обобщить угрозы. Все угрозы подразделяют угрозы международной, национальной и региональной  экономической безопасности, а также угрозы экономической безопасности предприятия и личности. Существует два подхода к классификации угроз: классификация по источнику угрозы и по типу угрозы. При классификации угроз экономической безопасности по источнику их разделяют на две большие группы – на угрозы экономического и политического происхождения. Источником большинства экологических, криминальных и прочих угроз являются несовершенства экономических и политических институтов либо экономико-политические процессы, протекающие в международной системе (такие, как глобализация, политическая интеграция, развитие информационных технологий и т.д.).

      На примере классификации  угроз национальной экономической  безопасности рассмотрим классификацию  угроз по источнику (табл. 1) [4, c.38].

Классификация угроз национальной экономической безопасности (Табл.1)

Источники

угроз

Характер угроз

Внутренние

Внешние

Экономические

Кризисные явления в национальной экономике, обусловленные дефектами  экономической

и институциональной структуры

Влияние внешних кризисов (торговых, финансовых) на национальную экономику

Политические

Реализация органами власти мероприятий  экономической политики, дестабилизирующих  экономическую систем; влияние социально  политических кризисов

Внешние экономические санкции с  целью оказания политического давления; негативное влияние экономической  политики зарубежных государств


 

      Говоря об угрозах  экономической безопасности необходимо  уметь отличать их от слабости. Интересны рассуждения на эту  тему С. Афонцева. Он отмечает, что часто исследователи отождествляют  слабости с самими угрозами, хотя  природа их различна. Данную проблему  он рассматривает на примере  рассуждения относительно продовольственной  безопасности. Зависимость от импорта  продукта питания свидетельствует о слабости и кризисном состоянии агропромышленного комплекса. Но является ли эта слабость угрозой? Если продовольственные товары могут свободно приобретаться на мировом рынке, об угрозе вообще говорить не приходится; если же это условие не выполняется или существует реальная возможность его нарушения (например, вследствие эмбарго, дефицита на мировом рынке или отсутствия у отечественных импортеров необходимых средств), то в качестве угроз будут выступать именно упомянутые факторы, а не слабость агропромышленного комплекса как таковая. То же самое относится к большинству проблем безопасности доступа к рынкам сырья и технологий: угрозу представляет не отсутствие соответствующих производств в национальной экономике (пресловутая «зависимость от международного рынка»), а факторы, способные помешать приобретению соответствующих продуктов и технологий. Это, разумеется, не означает, что на слабости не надо обращать внимание (именно в силу того, что они делают систему открытой для угроз), но их нельзя отождествлять с самими угрозами[4, c.39].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2 СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

      Основным субъектом  обеспечения безопасности является  государство, осуществляющее функции  в этой области через органы  законодательной, исполнительной  и судебной власти.

      Государство в  соответствии с действующим законодательством  обеспечивает  безопасность каждого  гражданина на территории РФ  и защиту, а также покровительство  гражданам РФ, находящимся за  её пределами. Кроме того, субъектами  безопасности являются граждане, общественные организации и объединения,  обладавшие правами и обязанностями  по обеспечению безопасности  в соответствии с законом.

      Объекты безопасности  – выделяемая субъектом часть  материального мира для цели  управления безопасностью. Основными  объектами безопасности РФ являются:

      1) личность – её  права и свободы;

      2) общество – его  материальные и духовные ценности;

      3) государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

      К объектам безопасности  также относятся предприятия,  объединения, учреждения реальной  либо нематериальной сферы производства.

      Для создания и  поддержания необходимого уровня  защищённости объектов безопасности  в РФ разрабатывается система  правовых норм, регулирующих отношения  в сфере безопасности, определяются  основные направления деятельности  органов государственной власти  и управления в данной области,  формируются или преобразуются  органы обеспечения безопасности  и механизм контроля и надзора  за их деятельностью.

      Для непосредственного  выполнения функций по обеспечению  безопасности личности, общества  и государства в системе исполнительной  власти в соответствии с законом  образуются государственные органы  обеспечения безопасности[8, c. 24].

      Предмет государственной  деятельности в области экономической  безопасности:

      1) определение и  мониторинг факторов, подрывающих  устойчивость социально-экономической  системы и государства в краткосрочной  и долгосрочной перспективе;

      2) формирование и  реализация экономической политики  и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное  воздействие этих факторов в  рамках единой программы экономической  реформы.

      Экономическая безопасность  – это состояние экономики,  обеспечивающее достаточный уровень  социального, политического, оборонного  существования и прогрессивного  развития субъекта безопасности, неуязвимость и независимость  его экономических интересов  по отношению к возможным внешним  и внутренним угрозам и воздействиям.

      Исходя из этого  понятия, определим структуру  экономической безопасности.

      Сама экономическая  безопасность имеет достаточно  сложную внутреннюю структуру.  Можно выделить три её важнейших  элемента:

      1) экономическую  независимость, которая в условиях  современного мирового хозяйства  отнюдь не носит абсолютного  характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня эффективности производства и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;

      2) стабильность и  устойчивость национальной экономики,  предполагающие защиту собственности  во всех её формах, создание  надёжных условий и гарантий  для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами  в экономике, недопущение серьёзных  разрывов в распределении доходов,  грозящих вызвать социальное  потрясение, и т.д.;

      3) способность к  саморазвитию и прогрессу, что  особенно важно в современном  динамично развивающемся мире. Создание  благоприятного климата для инвестиций  и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

      Рассмотрим структуру  экономической безопасности с  точки зрения трёх уровней  экономической безопасности:

      1) национальной;

      2) локальной (региональной);

      3) частной (предприятий);

 

     

      2.1 Национальная экономическая  безопасность

 

      Национальная экономическая  безопасность может быть представлена  в виде восьми тесно связанных  структурных элементов:

      1) демографическая  безопасность;

Информация о работе Экономическая безопасность