Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа
Экономическая безопасность связана с экономической деятельностью и предполагает действия (и противодействия), направленные на прогрессивное развитие экономики страны и реализацию экономических интересов как внутри страны, так и на международном уровне.
Конечно, понятие «национальная безопасность» существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые как военная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга: каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние.
Частная экономическая
безопасность характеризуется
Существует такое
понятие, как «комплексная
В процессе достижения
поставленной цели
1) прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;
2) организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);
3) выявление, анализ
и оценка возникших реальных
угроз экономической
4) принятие решений
и организация деятельности по
реагированию на возникшие
5) постоянное совершенствование
системы обеспечения
Внутренние субъекты, обеспечивающие экономическую безопасность предприятия, осуществляют свою деятельность на основе определённой стратегии и тактики. Известно, что стратегия – это долгосрочный подход к достижению цели. Генеральная стратегия экономической безопасности выражается через общую концепцию комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Помимо генеральной стратегии выделяются также специальные стратегии (например, в зависимости от стадии хозяйственной деятельности). Наконец, могут применяться функциональные стратегии безопасности. Это может быть стратегия экономической безопасности предприятия, включающая в себя систему превентивных мер, реализуемая через регулярную, непрерывную работу всех его подразделений по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с конфиденциальной информацией и т.п. Служба безопасности в этом случае играет роль контролёра. И это может быть стратегия реактивных мер, применяемая в случае возникновения или реального осуществления каких-либо угроз экономической безопасности предприятия. Такая стратегия, основанная на применении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов, реализуются службой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации.
Тактика обеспечения
безопасности предприятия
1) расширение юридической службы предприятия;
2) принятие дополнительных
мер по сохранности
3) создание подразделения компьютерной безопасности;
4) предъявление претензий контрагенту-нарушителю;
5) обращение с иском в судебные органы;
6) обращения в правоохранительные органы и т.п.
Таким образом,
комплексная система
На основании вышеизложенного
сформулируем свое определение
экономической безопасности
Под личной безопасностью
понимается состояние
Существует несколько
вариантов классификации угроз
личности. В процессе обсуждения
проблем обеспечения
1) от ошибок в целеполагании;
2) со стороны других социальных систем (внешние социальные угрозы);
3) со стороны внутренних социальных систем (внутренние социальные угрозы)
4) природного (т.е. стихийного) характера.
Угрозы могут быть
вызваны объективно
1) недостаточностью
природных или людских
2) процессами урбанизации общества;
3) загрязнением окружающей
среды и т.п. или
Вслед за угрозой личности необходимо выделить такое понятие, как насилие над личностью. Под насилием над личностью понимают:
1) во-первых, применение
определённой социальной
2) во-вторых, физические
воздействия (телесные
Как социальное
проявление насилие означает
дискриминацию личности, ущемление
или ограничение её прав и
свобод, создающее угрозу нормальному
существованию человека и, в
конечном счете, самой его
Насилие проявляется
в духовной сфере, в области
политической жизни, в
В экономической
сфере насилие широко
1) шантаж – требование
выгодных условий за услуги. Преступники
требуют плату за молчание
об опасных для жертвы
2) угроза жизни, здоровью, капиталу – преступники требуют деньги за обещание не причинять жертве вреда. Здесь нет прямого шантажа компрометирующими материалами, а самый популярный предлог для взимания мзды – навязанная «охрана» или навязанные работники с огромными окладами. В РФ средняя цена за подобные услуги – 10-20% от дохода хозяйственной деятельности. Такую же «охрану» могут навязать и мелкому уличному торговцу и т.д.;
3) экономический
терроризм – расчет на
В последние
два-три года зафиксированы
1) большой степенью
организованности и
2) использование
при совершении преступлений
против личности оружия, боеприпасов,
взрывных устройств,
Широкомаштаным явлением,
представляющим угрозу
На основании вышеизложенного
материала сформулируем свое
определение личной
4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
За прошедшие два года в экономике России произошли положительные сдвиги. Ряд важных отраслей промышленности успешно преодолевают кризисное состояние и выходят на траекторию стабильного и устойчивого развития. Но говорить о том, что экономика страны полностью оправилась, вышла из кризиса, негативные тенденции — явление давно минувших дней, было бы чрезмерно оптимистично и безответственно.
Российская экономика
вошла в ХХI век ослабленной, неконкурентоспособной,
с деформированной структурой производства
и с низким уровнем жизни населения. Угроза
экономической безопасности страны продолжает
сохраняться, а по некоторым направлениям
даже возрастать.
В экономической литературе можно найти обоснование различных подходов для вывода страны на траекторию устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности. Остановимся на некоторых из них.
Обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в регулировании экономических процессов и упрочении экономической безопасности. Опыт социально-экономического развития ведущих стран Европы и Америки и наш российский опыт показал, что ни полный уход государства из экономики, ни полное огосударствление экономических процессов не дают положительных результатов. Экономическая деятельность государства не должна подменять рыночные механизмы. Государство должно быть желанным партнером бизнеса. Есть много сфер, где у государства и бизнеса существует совпадение интересов: создание условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности, формирование надлежащей инфраструктуры, охрана прав собственности, борьба с криминальными элементами и др. Нельзя переоценить роль государства в совершенствовании управления государственной собственностью и создании механизма повышения эффективности ее использования. Хотя считается, что более 70% предприятий находится в частной собственности, государство через пакеты акций в акционерных обществах владеет солидным производственным потенциалом. Смешанная собственность преобладает в ключевых отраслях экономики: ТЭК, металлургии, машиностроении. Однако доходы от смешанных предприятий в бюджет страны крайне малы. Чтобы изменить положение, необходимо решительно улучшить работу представителей государства в советах директоров АО. Они должны быть надежными защитниками в АО национальных экономических интересов страны.
Эффективным фактором обеспечения экономической безопасности является повышение качества управления государственными унитарными и казенными предприятиями. Большинство из них производят продукцию для нужд обороны страны. Эти предприятия не могут работать, подчиняясь только рыночным механизмам. За них отвечает государство, а они отвечают перед государством. Пока этой взаимной ответственности нет. Минэкономики РФ не отладило механизмы современного планирования, организации маркетинга и контроля за деятельностью казенных и унитарных предприятий.
Возрастает роль государства в реструктуризации предприятий в целях совершенствования их организационной структуры, обеспечивающей снижение производственных и управленческих издержек, экономию оборотных средств, интеграцию науки и производства.
Одним из направлений организационных преобразований может быть создание интегрированных структур, объединяющих предприятия, финансовые и научные организации (финансово-промышленные группы, федеральные научно-производственные центры, корпорации, холдинговые компании).
Для социально-экономического развития страны особое значение имеет всемерная поддержка малого предпринимательства. Малое предпринимательство позволяет обеспечить структурные сдвиги в производстве, активизировать инновационные процессы, разрабатывать, осваивать новые технологии в различных отраслях национальной экономики.
Государственные законодательные федеральные и региональные органы должны проявить большую настойчивость в совершенствовании нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства. Необходимо разработать и принять правовые акты об обществах взаимного кредитования, инвестиционных союзах, о порядке выдачи государственных гарантий по программам и проектам малого бизнеса.
Развитию малого бизнеса должна способствовать налоговая политика. Во всем мире это достигается путем патентных платежей. В российских условиях надо активней развивать эту форму.
Существует реальная потребность в создании инфраструктуры малого предпринимательства для обслуживания программ по реализации высоких технологий и инновационных структур (венчурные фирмы).
Некоторые экономисты считают, что преимущества малого предпринимательства обусловлены экономическим содержанием нынешнего этапа научно-технического прогресса. Многочисленные обследования показали, что удовлетворенность лиц творческого труда обратно пропорциональна величине организации, в которой они трудятся. Нередко высококвалифицированные сотрудники предпочитают устраиваться на работу в небольших фирмах или же начинают собственное дело.