Одной из ведущих
международных организаций, обеспечивающей
международную безопасность, в том
числе и экономическую, является
Организация Объединенных Наций
(ООН). Хотя ООН не является, конечно,
исключительно экономической организацией,
но ей присуща формально универсальная
компетенция и в области международных
экономических отношений. Уже
в ст. 1 Устава ООН в качестве
одной из целей создания организации
указывается: осуществление международного
сотрудничества в решении международных
проблем экономического характера.
В Уставе ООН две главы –
9-я «Международное экономическое
и социальное сотрудничество»
и 10-я «Экономический и социальный
совет» - преимущественно посвящены организации
сотрудничества и решению экономических
проблем [6, c. 62].
Общей универсальной
и руководящей компетенцией в
рамках ООН наделена её Генеральная
Ассамблея, в деятельности которой
экономические проблемы занимают
важнейшее место. В проводимых
ежегодно в сентябре очередных
сессиях Генассамблеи работа
ведётся параллельно в двух
основных сессионных комитетах
пленарного состава: в политическом
и экономическом. Большое количество
резолюции Генассамблеи было
посвящено урегулированию международных
экономических проблем. Именно
Генассамблея принимает принципиальные
решения в этой области, подготавливаемые
и в других органах системы
ООН.
Совет Безопасности
ООН несет главную ответственность
за поддержание международного
мира и безопасности. При выполнении
этой задачи Совет Безопасности:
1) во-первых, имеет
право вести борьбу с экономическими
явлениями, подрывающими мир и
безопасность, например, с противозаконной
торговлей наркотиками, оружием
т.п.;
2) во-вторых, Совет
наделён правами принимать силовые
действия экономического характера:
вводить торговую блокаду, эмбарго
и т.п. меры в качестве санкций,
применяемых к государствам в
интересах пересечения угрозы
миру и безопасности. При этом
существенно, что отличие от
резолюций других органов ООН
резолюции Совета Безопасности
имеют императивную силу.
Универсальной компетенцией
в экономической сфере обладает
и один из главных органов ООН – Экономический
и Социальный Совет (ЭКОСОС).
ЭКОСОС обладает
многообразными функциями координации
экономической и социальной деятельности
специализированных учреждений
ООН и её многочисленных органов,
в частности, по проблемам экономического
развития, мировой торговли, индустриализации,
освоения природных ресурсов
и т.д. ЭКОСОС состоит из 54 государств,
его состав периодически обновляется,
решения принимаются простым
большинством голосов. Ежегодно
проводится одна организационная
и две очередных сессии, причём
экономические вопросы обсуждаются
в Первом сессионном комитете
очередных сессий. В составе ЭКОСОС
большое количество подотраслевых
постоянных комитетов и комиссий.
На основании всего
вышеизложенного сформулируем свое
определение международной экономической
безопасности. Итак, международная
экономическая безопасность –
это такое состояние международной
экономической системы, при котором
она способна адекватно реагировать
и эффективно противостоять всем угрозам
критического характера.
В современной
научной литературе огромное
внимание уделяется понятию «национальная
экономическая безопасность». Существует
достаточно большое количество
трактовок этого понятия. Так,
по мнению Е.Олейникова, национальная
экономическая безопасность –
это состояние экономики и
институтов власти, при котором
обеспечивается гарантированная
защита национальных интересов,
гармоничное, социально направленное
развитие страны в целом, достаточный
экономический и оборонный потенциал
даже при наиболее неблагоприятных вариантах
развития внутренних и внешних процессов.
По мнению И.
Прохоренко, национальная экономическая
безопасность – «это такое
сочетание внутренних и внешних
обстоятельств, воздействующих на
жизнь государства, при котором отсутствуют
угрозы критического характера и в то
же время сохраняется полноценная способность
государства адекватно реагировать на
эти угрозы, коль скоро они возникнут».
В этом определении автор оперирует таким
понятием, как «угрозы критического характера».
Способность национальной экономики противостоять
именно критическим угрозам наиболее
полно характеризует национальную экономическую
безопасность.
Национальная экономическая
безопасность имеет внутреннюю
материально-вещественную основу
– достаточно высокий уровень
развития производительных сил,
способный обеспечить существенную
долю натуральных и стоимостных
элементов расширенного воспроизводства
национального продукта; внутреннюю
социально-политическую основу экономической
безопасности – достаточно высокий уровень
общественного согласия в отношении долгосрочных
национальных целей, делающий возможными
выработку и принятие стратегии социального
и экономического развития, претворяемой
в жизни через государственную политику,
устойчиво поддерживаемой большинством
народа.
В самом первом
приближении национальная экономическая
безопасность означает защиту
экономики страны от опасных
воздействий. Последние могут
быть как сознательно индуцированы
недружественным источником, так
и явится результатом «стихийной
игры рыночных сил» В. Загашвили
считает, что опасным могут
считаться такие воздействия,
которые приводят к ухудшению
экономического положения страны
до критического уровня [9, c. 47]. Это
может быть, например, такое ухудшение
условий жизни, с которым население не
готово мириться и которое поэтому может
вылиться в социальные потрясения, угрожающие
существованию экономической и политической
систем.
Достаточно часто
исследователи национальной экономической
безопасности оперируют понятием
«национальный интерес». Не существует
безошибочных критериев истинности
того или иного понимания национального
интереса. Концепция национальной экономической
безопасности (НЭБ) нуждается в постоянном
уточнении и корректировке, поскольку
и сами интересы модифицируются вместе
с изменением внешних условий и внутренних
факторов развития экономики. Ясно, что
особенности исторического момента, переживаемые
конкретной страной, в значительной мере
влияют на подходы к определению понятия
НЭБ.
Е. Олейников отдельно
выделяет такое понятие, как
экономическая безопасность страны.
По его мнению, экономическая
безопасность страны – это
защищённость экономических отношений,
определяющих прогрессивное развитие
экономического потенциала страны
и обеспечивающих повышение уровня
благосостояния всех членов общества,
его отдельных социальных групп
и формирующих основы обороноспособности
страны от опасностей и угроз.
Учитывая, что основой экономического
развития в современном мире
является научно-технический прогресс,
переход к передовым технологиям,
то стержнем экономической безопасности
в современных условиях являются
технико-экономическая зависимость
и технико-экономическая неуязвимость.
Исходя из сказанного,
можно сформулировать свое определение
национальной экономической безопасности.
Итак, НЭБ – это такое состояние
национальной экономической системы,
при котором она способна адекватно
реагировать и эффективно противостоять
всем угрозам критического характера
как внешним, так и внутренним.
Региональная (локальная)
экономическая безопасность характеризуется
экономической безопасностью региона
(субъекта Федерации). К важнейшим
угрозам экономической безопасности региона
можно отнести экономическую реинтеграцию
регионов, состояние транспортного комплекса,
региональный монополизм, региональные
экономические кризисы и др. Однако необходимо
остановится на ключевой проблеме, связанных
с формированием новых рыночных отношений,
а именно тенденциях развития и оценки
состояния регионального сектора экономики.
Необходимо отметить, что ранее этому
уровню уделялось гораздо меньше внимания,
чем национальной экономической безопасности.
Однако в настоящее время, когда практически
все регионы сталкиваются с множеством
острых и сложных проблем – экономических,
социальных, этнополитических, экологических
и прочих, изучение этого уровня приобретает
особую значимость.
Регионы должны
самостоятельно решать вопросы
освоения и использование природных
ресурсов, развития торговли, сферы
услуг, инфраструктуры регионального
и локального значения, использование
недвижимости, поддержания правопорядка,
развития специальных форм культуры, образования
и здравоохранения. При этом необходимо
сохранить единое военно-политическое
и социально-экономическое пространство,
обеспечивающее беспрепятственное перемещение
товаров, сырья, трудовых ресурсов.
Под воздействием
макроэкономических кризисных процессов
и под влиянием местных особенностей
социального и экономического
развития регионов могут формироваться
региональные кризисные ситуации.
Под региональной кризисной ситуацией
понимаются негативные изменения
в воспроизводственных процессах
экономики, социальной сфере и
экологии региона, угрожающие
неблагоприятными последствиями
здоровью населения, политической
стабильности общества, нормальному
функционированию жизненно важных
отраслей хозяйства.
Кризисное состояние
экономики и социальной сферы
регионов может сформироваться
под влиянием следующих процессов
и явлений, способных создать
угрозы экономической безопасности
государства:
1) деформации территориальной
структуры и межрайонных связей,
вызванных как общим кризисом
экономики страны, так и образовавшимися
несоответствиями сложившихся территориальных
пропорций требованиям и условиям
рыночной экономики;
2) низкая конкурентоспособность
отдельных отраслей и предприятий
регионального хозяйства, вызванная
их технической отсталостью, неэффективным
использованием сырья, топлива
и энергии, высокой энергоемкостью
и материалоемкостью производства,
низким качеством продукции при
высоких издержках производства;
3) нарушение нормальных
процессов воспроизводства общественного
продукта и населения;
4) высокий уровень
монополизации отдельных производств,
их концентрация в ограниченном
числе районов, порождающая региональный
монополизм;
5) высокий уровень
изношенности и технологическая отсталость
производственных и непроизводственных
основных фондов, особенно в сфере жилищно-комунального
хозяйства;
6) недостаточный
для удовлетворения платёжеспособного
спроса уровень развития производственной
и социальной инфраструктуры;
7) ухудшение состояния
научно-технического потенциала
регионов;
8) отставание в
формировании институциональной
инфраструктуры и региональных
рынков товаров, труда и капитала;
9) отставание в
развитии минерально-сырьевой базы,
в приросте разведанных запасов
полезных ископаемых;
10) низкий уровень
использования природных ресурсов,
природоохранной деятельности и экологической
безопасности;
11) спад производства,
вызывающий высокий уровень безработицы
и низкий уровень жизни людей;
12) усиления имущественного
расслоения населения, увеличение
численности населения с доходами
ниже прожиточного минимума, ограничение
доступа возрастающей части населения
к нормальному медицинскому обслуживанию,
образованию, достижениям культуры,
ухудшение физического и нраственного
здоровья населения;
13) усиление территориальной
дифференциации уровней экономического
и социального развития;
14) слабость институтов
власти, недостаточно четкое разделение
полномочий и ответственности
между органами управления федеральными,
субъектов Федерации и местными,
реальное неравноправие субъектов
Федерации;
15) неэффективная
налоговая и бюджетно-кредитная
системы (включая региональные
налоги и местные финансово-кредитные
учреждения);
16) неэффективность
решений и действий органов
власти и управления, проводимой
ими экономической, социальной
и региональной политики;
17) ухудшение криминогенной
обстановки;
18) ухудшение структуры
экспорта, увеличение в ней доли
топливно-сырьевых товаров;
19) усиление конкуренции
импортных товаров и зависимости от их
поставок;
20) развитие внешних
экономических связей приграничных
районов в ущерб внутрироссийским
связям и интересам экономической
и национальной безопасности.
Таким образом,
на основании всего вышеизложенного
сформулируем свое определение
региональной экономической безопасности.
Итак, региональная экономическая
безопасность – это такое состояние
региональной экономической системы,
при котором она способна адекватно
реагировать и эффективно противостоять
всем угрозам критического характера
как внешним, так и внутренним.