Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Общепризнанным является положение о том, что экономическая безопасность является не просто одной из важнейших составляющих целостной системы национальной безопасности как комплекса защиты национальных интересов, а представляет собой решающее условие соблюдения и реализации национальных интересов. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Экономическая безопасность связана с экономической деятельностью и предполагает действия (и противодействия), направленные на прогрессивное развитие экономики страны и реализацию экономических интересов как внутри страны, так и на международном уровне.

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая безопасность.docx

— 125.13 Кб (Скачать файл)

      Одной из ведущих  международных организаций, обеспечивающей  международную безопасность, в том  числе и экономическую, является  Организация Объединенных Наций  (ООН). Хотя ООН не является, конечно,  исключительно экономической организацией, но ей присуща формально универсальная  компетенция и в области международных  экономических отношений. Уже  в ст. 1 Устава ООН в качестве  одной из целей создания организации  указывается: осуществление международного  сотрудничества в решении международных  проблем экономического характера.  В Уставе ООН две главы –  9-я «Международное экономическое  и социальное сотрудничество»  и 10-я «Экономический и социальный  совет» - преимущественно посвящены организации сотрудничества и решению экономических проблем [6, c. 62].

      Общей универсальной  и руководящей компетенцией в  рамках ООН наделена её Генеральная  Ассамблея, в деятельности которой  экономические проблемы занимают  важнейшее место. В проводимых  ежегодно в сентябре очередных  сессиях Генассамблеи работа  ведётся параллельно в двух  основных сессионных комитетах  пленарного состава: в политическом  и экономическом. Большое количество  резолюции Генассамблеи было  посвящено урегулированию международных  экономических проблем. Именно  Генассамблея принимает принципиальные  решения в этой области, подготавливаемые  и в других органах системы  ООН.

      Совет Безопасности  ООН несет главную ответственность  за поддержание международного  мира и безопасности. При выполнении  этой задачи Совет Безопасности:

      1) во-первых, имеет  право вести борьбу с экономическими  явлениями, подрывающими мир и  безопасность, например, с противозаконной  торговлей наркотиками, оружием  т.п.;

      2) во-вторых, Совет  наделён правами принимать силовые  действия экономического характера:  вводить торговую блокаду, эмбарго  и т.п. меры в качестве санкций,  применяемых к государствам в  интересах пересечения угрозы  миру и безопасности. При этом  существенно, что отличие от  резолюций других органов ООН  резолюции Совета Безопасности  имеют императивную силу.

      Универсальной компетенцией  в экономической сфере обладает  и один из главных органов ООН – Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

      ЭКОСОС обладает  многообразными функциями координации  экономической и социальной деятельности  специализированных учреждений  ООН и её многочисленных органов,  в частности, по проблемам экономического  развития, мировой торговли, индустриализации, освоения природных ресурсов  и т.д. ЭКОСОС состоит из 54 государств, его состав периодически обновляется,  решения принимаются простым  большинством голосов. Ежегодно  проводится одна организационная  и две очередных сессии, причём  экономические вопросы обсуждаются  в Первом сессионном комитете  очередных сессий. В составе ЭКОСОС  большое количество подотраслевых  постоянных комитетов и комиссий.

      На основании всего  вышеизложенного сформулируем свое  определение международной экономической  безопасности. Итак, международная  экономическая безопасность –  это такое состояние международной  экономической системы, при котором  она способна адекватно реагировать  и эффективно противостоять всем угрозам критического характера.

      В современной  научной литературе огромное  внимание уделяется понятию «национальная  экономическая безопасность». Существует  достаточно большое количество  трактовок этого понятия. Так,  по мнению Е.Олейникова, национальная  экономическая безопасность –  это состояние экономики и  институтов власти, при котором  обеспечивается гарантированная  защита национальных интересов,  гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.

      По мнению И.  Прохоренко, национальная экономическая  безопасность – «это такое  сочетание внутренних и внешних  обстоятельств, воздействующих на  жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут». В этом определении автор оперирует таким понятием, как «угрозы критического характера». Способность национальной экономики противостоять именно критическим угрозам наиболее полно характеризует национальную экономическую безопасность.

      Национальная экономическая  безопасность имеет внутреннюю  материально-вещественную основу  – достаточно высокий уровень  развития производительных сил,  способный обеспечить существенную  долю натуральных и стоимостных  элементов расширенного воспроизводства  национального продукта; внутреннюю  социально-политическую основу экономической безопасности – достаточно высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, делающий возможными выработку и принятие стратегии социального и экономического развития, претворяемой в жизни через государственную политику, устойчиво поддерживаемой большинством народа.

      В самом первом  приближении национальная экономическая  безопасность означает защиту  экономики страны от опасных  воздействий. Последние могут  быть как сознательно индуцированы  недружественным источником, так  и явится результатом «стихийной  игры рыночных сил» В. Загашвили  считает, что опасным могут  считаться такие воздействия,  которые приводят к ухудшению  экономического положения страны  до критического уровня [9, c. 47]. Это может быть, например, такое ухудшение условий жизни, с которым население не готово мириться и которое поэтому может вылиться в социальные потрясения, угрожающие существованию экономической и политической систем.

      Достаточно часто  исследователи национальной экономической  безопасности оперируют понятием  «национальный интерес». Не существует  безошибочных критериев истинности  того или иного понимания национального  интереса. Концепция национальной экономической безопасности (НЭБ) нуждается в постоянном уточнении и корректировке, поскольку и сами интересы модифицируются вместе с изменением внешних условий и внутренних факторов развития экономики. Ясно, что особенности исторического момента, переживаемые конкретной страной, в значительной мере влияют на подходы к определению понятия НЭБ.

      Е. Олейников отдельно  выделяет такое понятие, как  экономическая безопасность страны. По его мнению, экономическая  безопасность страны – это  защищённость экономических отношений,  определяющих прогрессивное развитие  экономического потенциала страны  и обеспечивающих повышение уровня  благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп  и формирующих основы обороноспособности  страны от опасностей и угроз.  Учитывая, что основой экономического  развития в современном мире  является научно-технический прогресс, переход к передовым технологиям,  то стержнем экономической безопасности  в современных условиях являются  технико-экономическая зависимость и технико-экономическая неуязвимость.

      Исходя из сказанного, можно сформулировать свое определение  национальной экономической безопасности. Итак, НЭБ – это такое состояние  национальной экономической системы,  при котором она способна адекватно  реагировать и эффективно противостоять  всем угрозам критического характера  как внешним, так и внутренним.

      Региональная (локальная)  экономическая безопасность характеризуется  экономической безопасностью региона  (субъекта Федерации). К важнейшим угрозам экономической безопасности региона можно отнести экономическую реинтеграцию регионов, состояние транспортного комплекса, региональный монополизм, региональные экономические кризисы и др. Однако необходимо остановится на ключевой проблеме, связанных с формированием новых рыночных отношений, а именно тенденциях развития и оценки состояния регионального сектора экономики. Необходимо отметить, что ранее этому уровню уделялось гораздо меньше внимания,  чем национальной экономической безопасности. Однако в настоящее время, когда практически все регионы сталкиваются с множеством острых и сложных проблем – экономических, социальных, этнополитических, экологических и прочих, изучение этого уровня приобретает особую значимость.

      Регионы должны  самостоятельно решать вопросы  освоения и использование природных  ресурсов, развития торговли, сферы  услуг, инфраструктуры регионального  и локального значения, использование  недвижимости, поддержания правопорядка, развития специальных форм культуры, образования и здравоохранения. При этом необходимо сохранить единое военно-политическое и социально-экономическое пространство, обеспечивающее беспрепятственное перемещение товаров, сырья, трудовых ресурсов.

      Под воздействием  макроэкономических кризисных процессов  и под влиянием местных особенностей  социального и экономического  развития регионов могут формироваться  региональные кризисные ситуации. Под региональной кризисной ситуацией  понимаются негативные изменения  в воспроизводственных процессах  экономики, социальной сфере и  экологии региона, угрожающие  неблагоприятными последствиями  здоровью населения, политической  стабильности общества, нормальному  функционированию жизненно важных  отраслей хозяйства.

      Кризисное состояние  экономики и социальной сферы  регионов может сформироваться  под влиянием следующих процессов  и явлений, способных создать  угрозы экономической безопасности  государства:

      1) деформации территориальной  структуры и межрайонных связей, вызванных как общим кризисом  экономики страны, так и образовавшимися  несоответствиями сложившихся территориальных  пропорций требованиям и условиям  рыночной экономики;

      2) низкая конкурентоспособность  отдельных отраслей и предприятий  регионального хозяйства, вызванная  их технической отсталостью, неэффективным  использованием сырья, топлива  и энергии, высокой энергоемкостью  и материалоемкостью производства, низким качеством продукции при  высоких издержках производства;

      3) нарушение нормальных  процессов воспроизводства общественного  продукта и населения;

      4) высокий уровень  монополизации отдельных производств,  их концентрация в ограниченном  числе районов, порождающая региональный  монополизм;

      5) высокий уровень  изношенности и технологическая отсталость производственных и непроизводственных основных фондов, особенно в сфере жилищно-комунального хозяйства;

      6) недостаточный  для удовлетворения платёжеспособного  спроса уровень развития производственной  и социальной инфраструктуры;

      7) ухудшение состояния  научно-технического потенциала  регионов;

      8) отставание в  формировании институциональной  инфраструктуры и региональных  рынков товаров, труда и капитала;

      9) отставание в  развитии минерально-сырьевой базы, в приросте разведанных запасов  полезных ископаемых;

      10) низкий уровень  использования природных ресурсов, природоохранной деятельности и экологической безопасности;

      11) спад производства, вызывающий высокий уровень безработицы  и низкий уровень жизни людей;

      12) усиления имущественного  расслоения населения, увеличение  численности населения с доходами  ниже прожиточного минимума, ограничение  доступа возрастающей части населения  к нормальному медицинскому обслуживанию, образованию, достижениям культуры, ухудшение физического и нраственного  здоровья населения;

      13) усиление территориальной  дифференциации уровней экономического  и социального развития;

      14) слабость институтов  власти, недостаточно четкое разделение  полномочий и ответственности  между органами управления федеральными, субъектов Федерации и местными, реальное неравноправие субъектов  Федерации;

      15) неэффективная  налоговая и бюджетно-кредитная  системы (включая региональные  налоги и местные финансово-кредитные  учреждения);

      16) неэффективность  решений и действий органов  власти и управления, проводимой  ими экономической, социальной  и региональной политики;

      17) ухудшение криминогенной  обстановки;

      18) ухудшение структуры  экспорта, увеличение в ней доли  топливно-сырьевых товаров;

      19) усиление конкуренции импортных товаров и зависимости от их поставок;

     20) развитие внешних  экономических связей приграничных  районов в ущерб внутрироссийским  связям и интересам экономической  и национальной безопасности.

      Таким образом,  на основании всего вышеизложенного  сформулируем свое определение  региональной экономической безопасности. Итак, региональная экономическая  безопасность – это такое состояние  региональной экономической системы,  при котором она способна адекватно  реагировать и эффективно противостоять  всем угрозам критического характера  как внешним, так и внутренним.

Информация о работе Экономическая безопасность