Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Общепризнанным является положение о том, что экономическая безопасность является не просто одной из важнейших составляющих целостной системы национальной безопасности как комплекса защиты национальных интересов, а представляет собой решающее условие соблюдения и реализации национальных интересов. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Экономическая безопасность связана с экономической деятельностью и предполагает действия (и противодействия), направленные на прогрессивное развитие экономики страны и реализацию экономических интересов как внутри страны, так и на международном уровне.

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая безопасность.docx

— 125.13 Кб (Скачать файл)

      Частная экономическая  безопасность характеризуется безопасностью  предприятия и личности. В настоящее  время практически не у кого  не вызывает возражений идея  об обязательном создании на  любом среднем и крупном предприятии  системы обеспечения экономической  безопасности. Е. Олейников считает,  что экономическая безопасность  предприятия – это такое состояние  юридических, производственных отношений  и организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором обеспечивается стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие.

      Существует такое  понятие, как «комплексная система  обеспечения экономической безопасности  предприятия», которое включает  в себя совокупность взаимосвязанных  мероприятий организационно-экономического и правового характера, осуществляемых в целях защиты деятельности предприятия от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к экономическим потерям.

      В процессе достижения  поставленной цели осуществляется  решение конкретных задач, объединяющих  все направления обеспечения  безопасности. К задачам, решаемым  системой обеспечения экономической  безопасности, обычно относятся:

      1) прогнозирование  возможных угроз экономической  безопасности;

      2) организация деятельности  по предупреждению возможных  угроз (превентивные меры);

      3) выявление, анализ  и оценка возникших реальных  угроз экономической безопасности;

      4) принятие решений  и организация деятельности по  реагированию на возникшие угрозы;

      5) постоянное совершенствование  системы обеспечения экономической  безопасности предприятия.

      Внутренние субъекты, обеспечивающие экономическую безопасность предприятия, осуществляют свою деятельность на основе определённой стратегии и тактики. Известно, что стратегия – это долгосрочный подход к достижению цели. Генеральная стратегия экономической безопасности выражается через общую концепцию комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Помимо генеральной стратегии выделяются также специальные стратегии (например, в зависимости от стадии хозяйственной деятельности). Наконец, могут применяться функциональные стратегии безопасности. Это может быть стратегия экономической безопасности предприятия, включающая в себя систему превентивных мер, реализуемая через регулярную, непрерывную работу всех его подразделений по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с конфиденциальной информацией и т.п. Служба безопасности в этом случае играет роль контролёра. И это может быть стратегия реактивных мер, применяемая в случае возникновения  или реального осуществления каких-либо угроз экономической безопасности предприятия. Такая стратегия, основанная на применении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов, реализуются службой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации.

      Тактика обеспечения  безопасности предприятия предлагает  применение конкретных процедур  и выполнение конкретных действий  в целях обеспечения его экономической  безопасности. Речь идёт о таких  процедурах и действиях:

      1) расширение юридической  службы предприятия;

      2) принятие дополнительных  мер по сохранности коммерческой  тайны;

      3) создание подразделения  компьютерной безопасности;

      4) предъявление претензий  контрагенту-нарушителю;

      5) обращение с  иском в судебные органы;

      6) обращения в  правоохранительные органы и  т.п.

      Таким образом,  комплексная система экономической  безопасности предприятия должна  включать в себя строго определённое  множество взаимосвязанных элементов,  обеспечивающих безопасность предприятия при достижении им основных целей бизнеса.

      На основании вышеизложенного  сформулируем свое определение  экономической безопасности предприятия.  Итак, экономическая безопасность  предприятия – это такое состояние  предприятия как экономической  системы, при котором оно способно  адекватно реагировать и эффективно  противостоять всем угрозам критического  характера, как внешним, так и внутренним.

      Под личной безопасностью  понимается состояние защищённости  человека от факторов нанесения  вреда на уровне его личных  интересов и потребностей. Личная  безопасность граждан включает  в себя обеспечение защиты  личности от преступных посягательств  на жизнь, здоровье, свободу, честь  и достоинство. Преступления против  личности составляют около 4% в  общем числе зарегистрированных  преступлений и имеют устойчивую  тенденцию к росту.

      Существует несколько  вариантов классификации угроз  личности. В процессе обсуждения  проблем обеспечения национальной  безопасности называют четыре  вида угроз для большой социальной  системы. Это угрозы:

      1) от ошибок в  целеполагании;

      2) со стороны других  социальных систем (внешние социальные  угрозы);

      3) со стороны внутренних  социальных систем (внутренние социальные  угрозы)

      4) природного (т.е.  стихийного) характера.

      Угрозы могут быть  вызваны объективно развивающимся  процессами (неравномерностью экономического развития территорий страны), особенно отставанием темпов роста экономики от потребностей общества:

      1) недостаточностью  природных или людских ресурсов;

      2) процессами урбанизации  общества;

      3) загрязнением окружающей  среды и т.п. или определёнными  социальными действиями.

      Вслед за угрозой  личности необходимо выделить  такое понятие, как насилие  над личностью. Под насилием  над личностью понимают:

      1) во-первых, применение  определённой социальной группой  по отношению к другим различных  форм принуждения с целью приобретения  или сохранения экономического  или политического господства;

      2) во-вторых, физические  воздействия (телесные повреждения,  побои) или психические воздействия  (угрозы со стороны одного человека  другим).

      Как социальное  проявление насилие означает  дискриминацию личности, ущемление  или ограничение её прав и  свобод, создающее угрозу нормальному  существованию человека и, в  конечном счете, самой его жизни.

      Насилие проявляется  в духовной сфере, в области  политической жизни, в экономической  сфере деятельности.

      В экономической  сфере насилие широко проявляется  в рэкете – вымогательстве  с угрозой нанести ущерб материальному  достатку. Следует подчеркнуть, что  вымогательство любого типа –  это в первую очередь вопрос  информационной борьбы. Варианты  развития событий могут быть  разными, например:

      1) шантаж – требование  выгодных условий за услуги. Преступники  требуют плату за молчание  об опасных для жертвы сведениях  (в частности, о сокрытии от  налоговой инспекции крупных  доходов и др.);

      2) угроза жизни,  здоровью, капиталу – преступники  требуют деньги за обещание  не причинять жертве вреда.  Здесь нет прямого шантажа  компрометирующими материалами, а самый популярный предлог для взимания мзды – навязанная «охрана» или навязанные работники с огромными окладами. В РФ средняя цена за подобные услуги – 10-20% от дохода хозяйственной деятельности. Такую же «охрану» могут навязать и мелкому уличному торговцу и т.д.;

      3) экономический  терроризм – расчет на доверчивость  и безвыходность ситуации. Он  не всегда связан с экономическими  «излишками». Один из его вариантов  – дорожное происшествие, участники  которого – владелец скромного  транспортного средства, с одной  стороны, и владелец роскошной  иномарки – с другой. Последний  предлагает официально не оформлять  столкновение, он лишь знакомится  с адресом «виновника» инцидента, под окном которого появляется вскоре вдребезги разбитая иномарка. Таков один из методов принуждения продать принадлежащую «виновнику» дорожного происшествия недвижимость.

       В последние  два-три года зафиксированы новые  явления в посягательствах на  личность, которые характеризуются   преступным содержанием:

      1) большой степенью  организованности и распространением  на этой основе так называемых  заказных убийств и запугивания,  сопряжённых с насилием, угрозами  и другими подобными действиями;

      2) использование  при совершении преступлений  против личности оружия, боеприпасов,  взрывных устройств, радиоактивных  веществ.

      Широкомаштаным явлением, представляющим угрозу жизненно  важным интересам личности, общества  и государства, которое необходимо  выделить особо, стал терроризм. 

      На основании вышеизложенного  материала сформулируем свое  определение личной безопасности. Итак, личная безопасность – это  такое состояние международной,  национальной и региональной  экономических систем, при котором  они способны противодействовать  всем биологическим, политическим, социальным, духовным, нравственным  и культурным критическим угрозам  каждой отдельной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТЬЮ СТРАНЫ

 

      За прошедшие два года в экономике России произошли положительные сдвиги. Ряд важных отраслей промышленности успешно преодолевают кризисное состояние и выходят на траекторию стабильного и устойчивого развития. Но говорить о том, что экономика страны полностью оправилась, вышла из кризиса, негативные тенденции — явление давно минувших дней, было бы чрезмерно оптимистично и безответственно.

      Российская экономика вошла в ХХI век ослабленной, неконкурентоспособной, с деформированной структурой производства и с низким уровнем жизни населения. Угроза экономической безопасности страны продолжает сохраняться, а по некоторым направлениям даже возрастать.                                                                                     

      В экономической литературе можно найти обоснование различных подходов для вывода страны на траекторию устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности. Остановимся на некоторых из них.

      Обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в регулировании экономических процессов и упрочении экономической безопасности. Опыт социально-экономического развития ведущих стран Европы и Америки и наш российский опыт показал, что ни полный уход государства из экономики, ни полное огосударствление экономических процессов не дают положительных результатов. Экономическая деятельность государства не должна подменять рыночные механизмы. Государство должно быть желанным партнером бизнеса. Есть много сфер, где у государства и бизнеса существует совпадение интересов: создание условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности, формирование надлежащей инфраструктуры, охрана прав собственности, борьба с криминальными элементами и др. Нельзя переоценить роль государства в совершенствовании управления государственной собственностью и создании механизма повышения эффективности ее использования. Хотя считается, что более 70% предприятий находится в частной собственности, государство через пакеты акций в акционерных обществах владеет солидным производственным потенциалом. Смешанная собственность преобладает в ключевых отраслях экономики: ТЭК, металлургии, машиностроении. Однако доходы от смешанных предприятий в бюджет страны крайне малы. Чтобы изменить положение, необходимо решительно улучшить работу представителей государства в советах директоров АО. Они должны быть надежными защитниками в АО национальных экономических интересов страны.      

      Эффективным фактором обеспечения экономической безопасности является повышение качества управления государственными унитарными и казенными предприятиями. Большинство из них производят продукцию для нужд обороны страны. Эти предприятия не могут работать, подчиняясь только рыночным механизмам. За них отвечает государство, а они отвечают перед государством. Пока этой взаимной ответственности нет. Минэкономики РФ не отладило механизмы современного планирования, организации маркетинга и контроля за деятельностью казенных и унитарных предприятий.

      Возрастает роль государства в реструктуризации предприятий в целях совершенствования их организационной структуры, обеспечивающей снижение производственных и управленческих издержек, экономию оборотных средств, интеграцию науки и производства.

      Одним из направлений организационных преобразований может быть создание интегрированных структур, объединяющих предприятия, финансовые и научные организации (финансово-промышленные группы, федеральные научно-производственные центры, корпорации, холдинговые компании).

      Для социально-экономического развития страны особое значение имеет всемерная поддержка малого предпринимательства. Малое предпринимательство позволяет обеспечить структурные сдвиги в производстве, активизировать инновационные процессы, разрабатывать, осваивать новые технологии в различных отраслях национальной экономики.

      Государственные законодательные федеральные и региональные органы должны проявить большую настойчивость в совершенствовании нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства. Необходимо разработать и принять правовые акты об обществах взаимного кредитования, инвестиционных союзах, о порядке выдачи государственных гарантий по программам и проектам малого бизнеса.

      Развитию малого бизнеса должна способствовать налоговая политика. Во всем мире это достигается путем патентных платежей. В российских условиях надо активней развивать эту форму.

      Существует реальная потребность в создании инфраструктуры малого предпринимательства для обслуживания программ по реализации высоких технологий и инновационных структур (венчурные фирмы).

      Некоторые экономисты считают, что преимущества малого предпринимательства обусловлены экономическим содержанием нынешнего этапа научно-технического прогресса. Многочисленные обследования показали, что удовлетворенность лиц творческого труда обратно пропорциональна величине организации, в которой они трудятся. Нередко высококвалифицированные сотрудники предпочитают устраиваться на работу в небольших фирмах или же начинают собственное дело.

Информация о работе Экономическая безопасность