Экономическая мысль Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 08:05, реферат

Краткое описание

Крупный вклад в становление экономической науки внесли древнегреческие философы: Ксенофонт, Платон и Аристотель. Все они были сторонникам натурального хозяйства и рабовладельческого общества, которое называли классическим, или античным.
Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он – сторонник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался«Ойкономия», что было переведено как «Домострой» («наука о доме» или «искусство управления домом»). Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «экономия».

Вложенные файлы: 1 файл

История ученые.docx

— 243.44 Кб (Скачать файл)

Главной проблемой экономической  науки он считал изучение потребления. Задачу экономической науки сформулировал следующим образом: «Дан определенный уровень населения с различными потребностями и производственными возможностями, обладающего определенным количеством земли и других материальных ресурсов; требуется найти способ приложения его труда, который будет максимизировать полезность произведенного».

Теория У. Джевонса (по его собственным словам) заключается в применении дифференциального исчисления к исследованию знакомых экономических понятий: богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения, капитала, процента, труда и всех количественно определимых понятий, относящихся к повседневной работе промышленности.

Основной постулат теории Джевонса заключается в том, что стоимость порождается предельной полезностью. Иными словами, главным фактором, определяющим меновую стоимость, является спрос, а не издержки производства (как утверждали представители классической политэкономии).

Джевонс использовал бентамовскую психологическую теорию наслаждения и страдания. При этом наслаждение, как писал У. Джевонс, имеет интенсивность и продолжительность; чистое наслаждение определяется путем вычитания валового страдания и валового наслаждения.

В классической экономической  науке рассматривались проблемы производства, распределения, стоимости, налогового обложения и народонаселения. У. Джевонс ограничил предмет науки рассмотрением проблем стоимости и обмена. При этом он перенес центр тяжести с издержек производства на полезность. Маржиналистская теория У. Джевонса означала иной подход к экономическому анализу – в качестве условий, определяющих хозяйственные решения, стали рассматриваться психологические факторы. Вместо рассмотрения отношений между людьми в этой теории стали рассматриваться отношения человека к товару.

У. Джевонс по ряду вопросов формулировал положения, с которыми сегодня вряд ли согласится большинство экономистов. Джевонс был убежден, что различие в доходах целиком проистекает из различий в индивидуальных способностях. По его мнению, бесплатное медицинское обслуживание бедных только деморализует их, углубляет иждивенческие настроения. Он также считал, что высокая заработная плата толкает рабочего к излишествам. Вместе с тем он полагал, что его теория позволит смягчить конфликт между трудом и капиталом. Он также полагал, что его теория поможет профсоюзам осознать необходимость прекращения борьбы против предпринимателей, осознать общие с ними интересы.

 
47. МАРЖИНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.ВАЛЬРАСА

Леон Мати Эспри Вальрас (1834–1910) – швейцарский экономист, указавший политической экономии, по словам Б. Селигмена, «путь, по которому она идет в наши дни».

Им была развита разработанная  ранее «теория общего равновесия», охватывающая сферу обмена, производства капитала и денежного обращения. В 1886 г. Л. Вальрас провозгласил, что в политэкономии свершилась «маржиналистская революция». Вальрас считал, что экономические законы не могут быть адекватно выражены обычным языком и поэтому применение математикистановится непременным условием развития экономической теории. По его мнению, логически доказать правильность теории можно только с помощью математических методов. Л. Вальраса называют основателем и крупнейшим представителем математической школы политэкономии. Но провозглашенная Вальрасом маржиналистская революция не сводилась к применению математики в качестве инструмента экономического анализа. «Маржиналистская революция» означала отказ от исторического и социологического подходов, свойственных классической политэкономии, и переход к маржиналистской концепции, в соответствии с которой ценность товара определялась на основе теории предельной полезности. Ценность трактовалась с позиций конкретного потребителя на субъективной основе – на основе психологической оценки конкретным потребителем полезности того или иного блага.

Научной заслугой Л. Вальраса явилось создание общей экономико-математической модели функционирования макроэкономики – системы «общего экономического равновесия». В основу модели положены рассмотрение экономики как взаимодействие хозяйствующих субъектов, анализ их экономического поведения. Модель отражала зависимость спроса на товар от его цены, цен на другие товары от дохода потребителей, влияние различного соотношения затрат труда и капитала, его влияния на производительность и др. Модель потребовала включения таких категорий, как «предельная полезность», «эластичность спроса», «предельная производительность факторов производства». Маржиналистская концепция Л. Вальраса нашла свое выражение в постановке экстремальных задач, предусматривающих минимизацию затрат. Математический аппарат такого рода моделей, предусматривающих нахождение оптимальных решений, в наше время получил дальнейшее развитие на основе использования новых разделов математики, в частности линейного программирования. Л. Вальрас указал путь (точнее одно из направлений развития политической экономии), по которому двигается эта наука в настоящее время. Й. Шумпетер: «из всех великих экономистов Вальрас, конечно же, был величайшим, поскольку он открыл всеобщее равновесие».

 
48. КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В. ПАРЕТО

Вильфредо Парето (1848–1923) – итальянский экономист, который развил учение Л. Вальраса и разработал собственную концепцию общего равновесия.

Парето родился в Париже от брака итальянца, который был  вынужден жить в изгнании, и француженки. Когда ему исполнилось 10 лет, он вместе с родителями переехал в Италию, где получил высшее математическое и инженерное образование. Работал  на железной дороге, потом служил в  сталелитейном концерне. Питал большую  неприязнь к правительству, называл  его «плутократическим». Попытки  В. Парето заниматься политической деятельностью  не увенчались успехом – выборы он проиграл, а его нападки на правительство, которое отвергло политику экономического либерализма, привели  к тому, что ему было запрещено  читать лекции. Он был озлобленным  аристократом, для которого демократия и коррупция были синонимами. Муссолини  сделал В. Парето сенатором, и фашисты  восприняли некоторые его идеи из развиваемой им теории «общественной  элиты». В некоторых своих статьях  Парето выражал свое «в целом позитивное отношение к фашизму, требуя от него либерализации».

В. Парето подверг анализу  известное экономической науке  «общее экономическое равновесие». Если достижение общего экономического равновесия и приводит к максимизации общего экономического эффекта, обеспечивает ли это совокупную полезность в условиях, когда экономические эффекты, получаемые различными участниками, неравнозначны?

Как оценить совокупную полезность? В. Парето внес большой вклад в теорию благосостояния – раздел теории экономического оптимума. Он имел глубокую математическую подготовку и понимал, что потребуются миллионы уравнений для учета всего многообразия экономических взаимосвязей в обществе. Но как оценить полезность набора продуктов для общества в целом по всем продуктам (всем изделиям)? Изменение цен на бриллианты, например, затронут интересы только узкого круга покупателей – т. е. тех, кто является потребителями данного вида изделий.

Парето предложил считать оптимальным такой случай, когда никто из покупателей не может улучшить свое положение, не ухудшая положения других. Однако, по мнению С. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи, оптимум Парето не отвечает на вопрос, между какими потребителями и как следует распределять ресурсы. Поэтому ресурсы могут быть распределены оптимально (в соответствии с оптимумом Парето) даже в условиях крайнего неравенства, «когда некоторые люди голодают, а другие живут в роскоши». Но В. Парето отрицал обусловленность неравенства доходов проблемой их распределения между различными социальными группами населения, считая, что наилучшее средство улучшения положения бедных классов – создание условий для того, чтобы темпы роста богатства общества опережали темпы роста численности населения.

45. ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ Е. ФОН БЁМ-БАВЕРКА

Евгений (Ойген) фон Бём-Баверк (1851–1914) – представитель австрийской школы маржинализма. Будучи министром финансов, выступал за соблюдение принципов «здоровых финансов». Й. Шумпетер отмечал, что Бём-Баверк обнаружил «безраздельную преданность своему делу, совершенное бескорыстие, широкие интеллектуальные интересы, широкий кругозор и подлинную простоту – и при всем этом он был полностью свободен от ханжества или какой-либо склонности к проповедям».

Будучи учеником Менгера, он стремился ни в чем не изменять его теорию. Ему принадлежит обоснование теории предельной полезности. Он также разработал «теорию ожидания»,объясняющую происхождение, уровень и динамику процента на капитал. Центральная идея этой теории заключается в следующем: в связи с продолжительностью времени, в течение которого средства производства превращаются в продукт (т. е. переносят свою стоимость на продукт), возникает разница в ценности этих средств и продукта. Эта разница представляет собой основу возникновения процента на капитал. Происхождение процента на капитал связано со стремлением людей приобретать блага сегодня, а не откладывать на завтра. По версии Бём-Баверка, рабочие, в отличие от капиталистов, недооценивают свое будущее и стремятся не откладывать получение плодов своего труда. Капиталисты же, напротив, готовы откладывать получение своего дохода. При этом Бём-Баверк считал, что процент на капитал является общеэкономической категорией, свойственной любой экономике, где имеет место обмен товаров текущего и будущего потребления.

Бём-Баверк опирается на три причины, по которым люди выражают готовность приобретать блага именно сегодня, а не завтра. Первой причиной является наличие в обществе малообеспеченных людей, которые в целом предпочитают получить благо сегодня, а не завтра. Вторая причина заключается в том, что в некоторой части общества наблюдается недостаток воли, воображения и веры, чтобы предпочитать будущие блага сегодняшним. И, наконец, третья причина заключается в том, что людям больше свойственно стремление к «окольному» производству сегодня в надежде получить больше продукта (выгоды) теперь же, чем к «непосредственному» производству в будущем. Это утверждение подкрепляется тем, что, по мысли Бём-Баверка, отдача производства в дальнейшие периоды будет снижаться.

 
46. МАРЖИНАЛИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ У. ДЖЕВОНСА

Уильям Стенли Джевонс (1835–1882) – английский экономист, статистик, философ, логик, один из основоположников теории предельной полезности. Одним из первых применил математику для изучения предельной полезности и стал основоположником этой теории. В 1860 г. он сформулировал закон убывающей полезности. Главный труд У. Джевонса – «Теория политической экономии» – был опубликован в 1871 г.

Главной проблемой экономической  науки он считал изучение потребления. Задачу экономической науки сформулировал следующим образом: «Дан определенный уровень населения с различными потребностями и производственными возможностями, обладающего определенным количеством земли и других материальных ресурсов; требуется найти способ приложения его труда, который будет максимизировать полезность произведенного».

Теория У. Джевонса (по его собственным словам) заключается в применении дифференциального исчисления к исследованию знакомых экономических понятий: богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения, капитала, процента, труда и всех количественно определимых понятий, относящихся к повседневной работе промышленности.

Основной постулат теории Джевонса заключается в том, что стоимость порождается предельной полезностью. Иными словами, главным фактором, определяющим меновую стоимость, является спрос, а не издержки производства (как утверждали представители классической политэкономии).

Джевонс использовал бентамовскую психологическую теорию наслаждения и страдания. При этом наслаждение, как писал У. Джевонс, имеет интенсивность и продолжительность; чистое наслаждение определяется путем вычитания валового страдания и валового наслаждения.

В классической экономической  науке рассматривались проблемы производства, распределения, стоимости, налогового обложения и народонаселения. У. Джевонс ограничил предмет науки рассмотрением проблем стоимости и обмена. При этом он перенес центр тяжести с издержек производства на полезность. Маржиналистская теория У. Джевонса означала иной подход к экономическому анализу – в качестве условий, определяющих хозяйственные решения, стали рассматриваться психологические факторы. Вместо рассмотрения отношений между людьми в этой теории стали рассматриваться отношения человека к товару.

У. Джевонс по ряду вопросов формулировал положения, с которыми сегодня вряд ли согласится большинство экономистов. Джевонс был убежден, что различие в доходах целиком проистекает из различий в индивидуальных способностях. По его мнению, бесплатное медицинское обслуживание бедных только деморализует их, углубляет иждивенческие настроения. Он также считал, что высокая заработная плата толкает рабочего к излишествам. Вместе с тем он полагал, что его теория позволит смягчить конфликт между трудом и капиталом. Он также полагал, что его теория поможет профсоюзам осознать необходимость прекращения борьбы против предпринимателей, осознать общие с ними интересы.

 
47. МАРЖИНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.ВАЛЬРАСА

Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции