Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 08:05, реферат
Крупный вклад в становление экономической науки внесли древнегреческие философы: Ксенофонт, Платон и Аристотель. Все они были сторонникам натурального хозяйства и рабовладельческого общества, которое называли классическим, или античным.
Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он – сторонник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался«Ойкономия», что было переведено как «Домострой» («наука о доме» или «искусство управления домом»). Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «экономия».
Целью своей основной работы «Распределение богатства» (1899) Дж. Кларк считал «показать, что распределение общественного дохода регулируется общественным законом и что этот закон, действуй он без сопротивления, дал бы каждому фактору производства ту сумму богатства, которую этот фактор создает».
Что создается каждым фактором
производства? Дж. Кларк считал, что
годовой доход распределяется в
соответствии «с принципом справедливости»,
т. е. наемные работники, владельцы капитала
и организаторы производства получают
соответственно заработную плату, процент
и прибыль, размер которых определяется
вкладом каждого из трех факторов производства
в общие результаты. Для распределения
дохода между факторами производства
Кларк использует принцип
убывающей полезности. При этом выбор каждого
фактора рассматривается так же, как в
теории потребительского спроса. Каждый
предприниматель ищет такую комбинацию
факторов, которая приносит ему наибольший
доход. «Подобно тому, как потребительские
блага становятся все менее и менее полезными
по мере роста их запаса, так и производительные
блага или формы капитала, если они должны
быть использованы одним человеком, становятся
менее и менее производительными». Труд, подо
Исходным пунктом концепции предельной производительности Кларка послужила теория дифференциальной ренты Рикардо. Дж. Кларк приводит в качестве примера поле, на котором в результате использования рабочих и определенной техники выращивается урожай и достигается определенный уровень дохода. Можно использовать больше работников при тех же орудиях производства, и это до определенного уровня увеличит доход. Можно приобретать новые орудия труда, и это также приведет к определенному повышению дохода. Земля данного размера и качества производит все меньше и меньше по мере увеличения численности работников. Каждый из нанимаемых работников добавляет к урожаю меньше своего предшественника. «Каждая единица, когда она добавляется к рабочей силе, – пишет Дж. Кларк, – является на некоторое время предельной, и она устанавливает уровень оплаты». Продукт, вменяемый последнему работнику, определяет заработную плату всех работников («во всякое время заработная плата тяготеет к тому, чтобы быть равной продукту конечной единицы труда»).
То же происходит по мере наращивания капитала. По словам Кларка, «добавление к продукту, доставляемое последней единицей капитала, определяет уровень процента».
В результате, согласно теории Дж. Кларка, на основе принципа конечной производительности образуется определенный уровень заработной платы и определенный уровень процента.
Институционализм – самостоятельное направление в экономической науке, появившееся в конце XIX – начале XX в. и связанное с именем Торстена Веблена.
Название направления «институционализм» происходит от слова «институт». Под институтом Т. Веблен и его сторонники понимали ряд разнообразных категорий и явлений, оказывающих разнообразное воздействие на поведение человека. К «институтам» они относили: 1) само государство и разнообразные организации: профсоюзы, корпорации, политические партии, общественные организации и др.; 2) определенные установившиеся порядки, укрепившиеся традиции, привычки, обычаи, культурные, этические факторы, оказывающие воздействие на поведение людей; 3) категории, которые отражают базовые отношения, лежащие в основе экономической и политической организации общества, – отношения собственности на средства производства, систему денежного обращения и др. Делая все эти категории и явления объектом своего анализа, институционалисты стремились расширить предмет экономической науки. Они полагали, как писал Т. Веблен, что человек является не просто экономической машиной, выбирающей наилучшие с этой точки зрения решения. Его поведение определяется воздействием всех перечисленных выше «институтов».
Важной характерной
Резкие обличительные слова бросает Веблен «праздному классу». Как отмечал Б. Селигмен, описание нетрудового класса у Веблена во многих отношениях более острое, чем у К. Маркса. На основании такой характеристики капиталистического общества Т. Веблен делает вывод о необходимости социального контроля, регулирования со стороны государства.
В развитии институционализма
выявились три направления:
1) социально-психологическое
(технологическое) – Т. Веблен; 2) социально-правовое
– Дж. Коммонс; 3) эмпирико-
Т. Веблен – основатель институционализма подверг критике классическую политическую экономию. По мнению Веблена сторонники этого направления экономической науки не учитывали идеи развития, их подход был статичным. Теория стоимости сохранялась в прежнем виде, хотя она отставала от запросов общества. Экономисты, считал Т. Веблен, занимались не тем, чем нужно. Они интересовались рыночной ценой, тогда как подлинная наука должна заниматься генетическим процессом. Хотя Т. Веблен, как пишет Б. Селигмен, «в отличие от некоторых современных экономистов… взял на себя труд прочесть Маркса», и хотя Веблен, по словам того же автора, «испытывал к К. Марксу чувство немалого восхищения», марксистскую теорию трудовой стоимости он отвергал. Веблен охарактеризовал ее как метафизическую мистику, а идею промышленной резервной армии объявлял слабой, поскольку она предполагает, что население растет независимо от ресурсов. Б. Селигмен писал, что теория Т. Веблена заключала в себе своеобразную теорию стоимости, что Т. Веблен «видел источник стоимости в способности благ приносить пользу обществу и личности. Нечто имеет стоимость постольку, поскольку оно увеличивает способность хозяйства производить товары и услуги». Стоимость, по его мнению, «проистекает из технического мастерства, численности населения и природных ресурсов… Распределение и обмен представляют собой лишь денежное выражение производственного процесса, и через их посредство стоимости преобразуются в частные доходы. Без распределения в денежной форме стоимость, безусловно, получила бы истинное выражение своей сущности». В теории «праздного класса» (одноименная книга Т. Веблена) отношение «неимущего непроизводственого» класса к экономическим процессам характеризуется как «отношение стяжательства, а не производства». Для представителей именно этого класса могут существовать особые цены на товары, символизирующие их «престижность», а не истинное представление закона спроса, что принято называть «эффектом Веблена».Он характеризует ситуацию, при которой снижение цены товара воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утраты его «актуальности», и тогда этот товар перестает пользоваться спросом, в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены растет.
Проблеме стоимости уделил много внимания и другой сторонник концепции институционализма – Дж. Коммонс. Изучая природу рыночных сделок, он ввел понятие «разумной стоимости» и считал, что она возникает в процессе спокойных коллективных переговоров. И если в начале своей карьеры Коммонс демонстрировал приверженность австрийской школе стоимости, то в дальнейшем он сконцентрировал свое внимание на проблеме индивидуальных и коллективных действий при заключении сделок, в ходе которых выявляется «разумная стоимость». При этом он отмечал, что определение ее уровня затруднено двойственным характером самой стоимости, поскольку она раскрывается одновременно и как благо, удовлетворяющее определенные потребности, и как титул собственности. Дж. Коммонс при изучении движения цен обнаружил длительную тенденцию их динамики, он пытался выявить в ее рамках короткие циклы, дающие о себе знать каждые шесть-десять лет.
Уэсли Клэр Митчелл (1874–1948) – американский экономист, был учеником и последователем Т. Веблена. Учение Т Веблена о противоречиях между бизнесом и производством произвело на У Митчелла сильное впечатление, он пытался подтвердить его огромным массивом статистических данных. Это нашло свое выражение в его анализе разрыва между движением производства и движением цен. Сбору и анализу статистических данных Митчелл посвятил всю свою жизнь. Много внимания уделял У. Митчелл изучению экономических циклов. У. Митчелл понимал связь теоретических построений со сбором и анализом статистических данных. Основные работы: «Деловые циклы» (1913), «Золото, цены и заработная плата» (1908).
Интересен взгляд У. Митчелла на экономическую теорию. Он рассматривал ее как отклик на социальные проблемы (в этом, вероятно, сказалось влияние его учителя – Т. Веблена). То же можно отнести к другому высказыванию Митчелла: «заигрывание с филантропией» и «кокетничание с реформами» отражает желание найти «определенный способ осуществления требования социальной справедливости – требования, в столь сильной степени присущего человеческой природе». Однако в годы «Нового курса» Митчелл активно участвовал в правительственных мероприятиях по восстановлению экономики.
У. Митчелл проявлял большой
интерес к истории
Значительную часть жизни У Митчелл посвятил работе в Национальном бюро экономических исследований, возглавляя в нем исследовательскую деятельность. Здесь У. Митчелл трудился в гораздо больших масштабах, чем это можно было делать в одиночку и создал основу для прорыва исследований в области национального продукта и дохода, выполненных впоследствии С. Кузнецом, У. Кингом и др.
Оценивая сделанное У. Митчеллом, следует отметить, что им было создано эмпирическое направление в институционализме. На основе проделанной работы в Бюро он выпустил книгу: «Что происходит во время экономических циклов».
Хотя основные усилия У. Митчелла были затрачены на сбор и анализ огромного фактического материала, упрекать его в недооценке теории вряд ли справедливо. Он всегда хотел, чтобы его работы были «проверенным объяснением фактов, а не логическим упражнением». Этим объясняется его интерес к эмпирическим данным, а свои взгляды на экономическую теорию он изложил в лекциях, записанных одним из его студентов.
У. Митчелл задумал книгу, в которой он собирался сформулировать экономическую теорию, опирающуюся на собранный им огромный статистический материал, но сделать этого не успел. Однако сделанного У. Митчеллом оказалось достаточно для того, чтобы занять (по словам Б. Селигмена) почетное место в истории экономической науки.
Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина объясняет появление на конкурентном рынке «дифференцированного» товара и связанные с этим явления. Если традиционная неоклассическая доктрина рассматривала конкуренцию и монополию как взаимоисключающие явления, то Э. Чемберлин для характеристики конкурентного рынка ввел новые понятия:«монополистическая конкуренция» и «монополистический конкурент». О положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».
Монополистическая конкуренция – это такой вид конкуренции, который возникает, когда фирма-производитель для борьбы с конкурентами дифференцирует выпускаемый ею товар, наделяет его определенными свойствами, делающими его отличным от других аналогичных товаров. Процесс дифференциации товаров порождается разнообразием вкусов потребителей. Вместе с тем иногда дифференциация товаров основана на наделении товара такими свойствами, которые являются несущественными или даже мнимыми (иногда и просто воображаемыми). В этих целях производитель изменяет цвет товара (например, мороженого), упаковку и другие, не имеющие для покупателя реального значения качества.
Э. Чемберлин отмечает, что такими особенностями могут быть неценовые факторы – фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки, особенности цвета, формы, стиля, а также условия, сопутствующие продаже товаров. Сюда могут быть включены такие факторы (если речь идет о розничной торговле), как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственный данному заведению и др.
Приобретя таким образом определенный круг покупателей, производитель-монополист использует свое монопольное положение для извлечения возможно большей прибыли. В ряде случаев производителю дифференцированного товара оказывается выгодным в этих целях не увеличивать объем выпуска, максимально используя свои производственные мощности, а поддерживать выпуск на определенном уровне, обеспечивая максимальную выручку от реализации выпускаемого товара. При этом производственные мощности оказываются недогруженными (появляются избыточные производственные мощности), снижается занятость (повышается уровень безработицы). Все это можно рассматривать в качестве платы за расширение ассортимента дифференцированных товаров. Однако при этом остается открытым вопрос: не превышает ли эта плата тот выигрыш, который получает общество от расширения ассортимента товаров на основе указанной дифференциации.