Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 21:09, курсовая работа
Проведение экономической реформы, направленной на развитие рыночного сектора экономики и становление институтов частной собственности, потребовало от нашего общества разработки принципиально новой экономической основы социальной политики государства. В рамках гражданского общества государство, Как известно, является единственным институтом, который наделен правом принуждения, поэтому оно, как координатор и организатор социально-экономической жизни, должно осуществлять меры, направленные на смягчение отрицательных социальных последствий проводимых реформ и одновременно способствовать раскрытию созидательного социального потенциала рыночных отношений.
Введение………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения
экономической политики государства………………………………………..5
1.1. Общая характеристика экономической политики государства………...5
1.2. Цели и задачи экономической политики государства…………………..8
Глава II. Специфика экономической политики России
на современном этапе…………………………………………………………16
2.1. Экономический потенциал и экономическая политика России……….16
2.2. Перспективы развития целей экономической политики
государства в РФ………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Волгоградский Государственный Университет
Факультет мировой экономики и финансов
Кафедра экономической теории
Курсовая работа на тему:
«Экономическая политика государства: цели, направления, особенности на современном этапе развития России(2007-2012 гг.)»
Выполнил: ст-т гр. Эб-113
Саркисов Тигран
Проверила: Карнаух И.В.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения
экономической политики государства………………………………………..5
1.1. Общая характеристика
1.2. Цели и задачи экономической политики государства…………………..8
Глава II. Специфика экономической политики России
на современном этапе…………………………………………………………16
2.1. Экономический потенциал и
экономическая политика России…
2.2. Перспективы развития целей экономической политики
государства в РФ………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. В процессе рыночных реформ в России государство смогло решить множество проблем - осуществить либерализацию цен, перейти к более открытой экономике, выйти на стабильный уровень роста ВВП, способствовать развитию негосударственной банковской сферы, реформировать систему налогообложения, создать условия для возникновения финансового и фондового рынков и т. д.
Проведение экономической реформы, направленной на развитие рыночного сектора экономики и становление институтов частной собственности, потребовало от нашего общества разработки принципиально новой экономической основы социальной политики государства. В рамках гражданского общества государство, Как известно, является единственным институтом, который наделен правом принуждения, поэтому оно, как координатор и организатор социально-экономической жизни, должно осуществлять меры, направленные на смягчение отрицательных социальных последствий проводимых реформ и одновременно способствовать раскрытию созидательного социального потенциала рыночных отношений.
Современное социально-экономическое положение в России очень сложное, а публикуемые оценки о результатах проводимых в стране реформ достаточно противоречивые. Так, например, достижение финансовой стабилизации, которое было приоритетным направлением в деятельности Российского правительства на протяжении всего периода реформ, во многом было достигнуто за счет резкого снижения почти на 40% общего объема ВВП и образования государственного долга, что и привело к затяжному бюджетно-финасовому кризису.1 В то же время значительные изменения в структуре собственности, особенно на начальном этапе реформ, существенно подняли значение и престиж предпринимательской деятельности, однако, одновременно с этим шел процесс потери интереса к труду как со стороны наемных работников (низкий уровень заработной платы), так и работодателей (снижение объемов производства продукции).
В этой связи со всей очевидностью встает вопрос о необходимости проведения исследования, на основании результатов которого можно будет определить цели, задачи и роль экономической политики государства на современном этапе развития РФ.
Объект исследования – экономическая политика государства РФ в 2007-2012 гг.
Предмет исследования – характеристика целей, задач, основных направлений экономической политики государства РФ на современном этапе.
Целью курсовой работы является изучение особенностей целей, задач, основных направлений экономической политики государства РФ.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- дать общую характеристику
экономической политики
- изучить цели и задачи
- изучить особенности
- выделить перспективы развития целей экономической политики государства в РФ.
Методы исследования. Мы использовали сравнительно-исторический метод, позволивший рассмотреть предмет исследования в развитии и изменении во времени и обобщить имеющиеся к настоящему времени теоретические проблемы изучения целей, задач, основных направлений экономической политики государства РФ.
Также нами использовался системно-структурный метод, позволивший подойти к предмету исследования как целостной системе.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что данный материал вносит вклад в разработку вопроса об особенностях целей, задач, основных направлений экономической политики государства РФ.
Практическая значимость. Материал данной работы может быть использован в качестве дополнительного лекционного материала на лекциях по экономике, менеджменту, социологии и другим наукам
Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения экономической политики государства
1.1. Общая характеристика экономической политики государства
Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики. Экономическая политика представляет собой систему целенаправленных мер государства в области управления экономикой; процесс реализации общественных интересов, сформированных в контексте определенных ценностей и потребностей.2
Необходимость государственного вмешательства в рыночные механизмы хозяйствования обусловливает необходимость теоретического обоснования сущности, содержания, роли и места экономической политики в обществе.
Для раскрытия содержания экономической политики государства следует рассмотреть данную категорию как систему экономических отношений, возникающих между государством, надгосударственными и негосударственными субъектами (исполнителями хозяйственных интересов, выразителями и носителями) по поводу секторальной, отраслевой и региональной структур хозяйства, условий накопления капитала, занятости, денежного обращения, платежного баланса, цен, НИОКР, условий конкуренции, внешнеэкономических связей и других объектов в целях развития экономики и повышения благосостояния нации.
Отсюда следует, что субъектами экономической политики выступают: государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей: законодательная власть определяет и утверждает основные направления экономической политики, исполнительная - отвечает за ее реализацию, негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь, а также институты, имеющие надгосударственный характер (например, ЕС).
С позиций хозяйственных интересов, отображаемых в экономической политике государства в качестве субъектов, выделены: исполнители - органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, и Центральный Банк: носители как социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков - имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам; выразители интересов носителей, объединенные в многочисленные группы, союзы, ассоциации.
С точки зрения влияния, оказываемого субъектами на экономическую политику государства, различают: государственные институты и экономические союзы, участвующие непосредственно в проведении экономической политики, и группы, институты (политические организации, средства массовой информации, авторитетные личности, экспертные советы), способные оказывать косвенное влияние на принятие решений.
Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования и реализации:
1. Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.
2. Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтен политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.
3. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны
В целом, в современной зарубежной и отечественной литературе экономическая политика государства рассматривается как курс действий правительства, система экономических мер и мероприятий государственного воздействия на экономические процессы
Следует различать процесс разработки и процесс реализации экономической политики. Если неоклассическая теория общественного выбора в центр исследования поставила процесс разработки экономической политики - политический механизм формирования экономических решений, то кейнснанская теория объектом своего исследования считала, главным образом, процесс реализации макроэкономической политики.
Разработкой политики следует считать процесс определения целей, приоритетов, задач, количественных и временных характеристик, конкретных исполнителей и необходимых ресурсов.
Разработка экономической политики - это принятие государственных решений, связанных с законодательным процессом и оперативным управлением со стороны органов исполнительной власти. Разработка экономической политики государства заключается в ее научном обосновании, учете необходимости обеспечения социально-экономической стабильности и развития страны.3 Это предполагает научное определение целей, задач и приоритетов, отражающих потребности и интересы общества, выбор механизмов и инструментов ее практической реализации. Сложности разработки экономической политики обусловливают необходимость соблюдения определенных требований, которым должны удовлетворять этот процесс и содержание самой политики.
Основу эффективной экономической политики государства должна составлять система принципов ее формирования. При формировании экономической политики государства необходимо, в первую очередь, соблюдать принцип научности, под которым понимается использование достижений мировой и отечественной экономической науки и практики. На современном этапе развития общества построение экономической политики государства требует фундаментальных знаний в области механизмов действия инструментов и методов достижения поставленных целей. Современная экономическая политика государства должна стать научной, так как только основанные на теоретической базе практические меры могут иметь успех. Вместе с тем, эффективность экономической политики во многом обусловлена системным подходом к ее формированию, поэтому необходимо соблюдать принцип системности, что предполагает наличие четко определенной совокупности целей, соответствующих этим целям инструментов и ответственных за достижение целей государственных органов, т.е. требуется следующая модель экономической политики государства: цели - инструменты и методы - институты.
1.2. Цели и задачи экономической политики государства
В процессе формирования экономической политики особое значение имеет выбор целей и соответствующих им инструментов.
К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение.
Целевая направленность экономической политики представляет собой постановку рациональных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, заданных публичной властью.
Формулирование целей экономической политики отражает осознанные потребности и особенно интересы общества по направлению к достижению желаемого блага, что происходит посредством управляющих усилий государства.
Вследствие того, что экономическая политика государства содержит обилие целей, между которыми существует иерархическая соподчиненность, предложена «пирамида целей».4 На глобальном уровне выявлена основная, высшая цель, которая более конкретно раскрывается через цели второго порядка. Однако, в связи с тем, что и их трудно определить количественно, на практике они развертываются в систему конкретных количественных целевых показателей.
Таким образом, органическим выражением основной цели является совокупность соподчиненных. С учетом временного, иерархического и структурного аспектов пирамида целей принимает следующий вид (рис. 1).