Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 21:09, курсовая работа
Проведение экономической реформы, направленной на развитие рыночного сектора экономики и становление институтов частной собственности, потребовало от нашего общества разработки принципиально новой экономической основы социальной политики государства. В рамках гражданского общества государство, Как известно, является единственным институтом, который наделен правом принуждения, поэтому оно, как координатор и организатор социально-экономической жизни, должно осуществлять меры, направленные на смягчение отрицательных социальных последствий проводимых реформ и одновременно способствовать раскрытию созидательного социального потенциала рыночных отношений.
Введение………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения
экономической политики государства………………………………………..5
1.1. Общая характеристика экономической политики государства………...5
1.2. Цели и задачи экономической политики государства…………………..8
Глава II. Специфика экономической политики России
на современном этапе…………………………………………………………16
2.1. Экономический потенциал и экономическая политика России……….16
2.2. Перспективы развития целей экономической политики
государства в РФ………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………33
Рис. 1. Пирамида целей экономической политики
На практике постановка целей зависят от достигнутого уровня социально-экономического развития страны, историко-национальных традиции. В разных странах существуют свои приоритеты, предпочтения в отношении государственных устремлений, отражающие позицию правительства, общественное мнение, господствующие политические убеждения. Цели могут быть взаимосвязаны, взаимообусловлены, но часто противоречащие друг другу. Конфликтность целей разрешается путем компромисса: приоритет отдается цели, невыполнение которой грозит наибольшей опасностью для экономики.
Исходя из системы целей, определяются основные задачи экономической политики, сформированные в две группы. Первая - обеспечение и поддержка функционирования рыночной системы: создание правовой базы (зашита права собственности, законодательное регулирование взаимоотношении между потребителями, производителями, наемными работниками): предоставление услуг (поддержание общественного порядка, введение системы стандартов измерения веса и качества продуктов, организация денежного обращения), способствующих эффективной работе рыночной системы; защита конкуренции и борьба с монополизмом. Вторая связана с усилением рыночной системы и модификациями ее функционирования: задачи экономической стабилизации, предполагающей стимулирование экономического роста и контроль за уровнем безработицы и инфляции; перераспределение ресурсов в случае, когда рыночная экономика не в состоянии произвести те или иные товары и услуги; решение проблемы экономического неравенства.
Цели экономической политики государства фиксируют направление качественных и количественных изменений в экономической системе общества. Для их достижения государство использует различные инструменты и методы. Под инструментами экономической политики государства понимаются средства, рычаги государственного воздействия на экономику, а под методами - способы целенаправленного использования инструментов.
В общем виде совокупность всех инструментов можно представить на рисунке 2.
Рис. 2. Инструменты государственной экономической политики государства
Совокупность административных рычагов
охватывает те регулирующие действия,
которые связаны с обеспечением правовой
инфраструктуры. Задача принимаемых мер
при этом - в создании наиболее разумных для частного
сектора правовых рамочных условий. Институциональные
инструменты экономической политики воздействуют
на экономику путем создания организационно-
Разработка экономической политики неотделима от интересов общества и отдельных его членов. Э. Аткинсон и Дж. Стиглиц отмечают, что если интересы членов общества можно было бы рассматривать как интересы «типичного индивида», тогда рать государства сократилась бы до функции эффективного выполнения согласованных решений.5 Только путем точного моделирования отличий большого массива экономических интересов можно рассматривать государство в его главной роли механизма, благодаря которому конфликтующие интересы превращаются в коллективные решения.
В процессе разработки экономической политики должны анализироваться все интересы, которых будут касаться принятия решений. Индивиды, по словам Дж. Бьюкенена, согласятся подчиниться принуждению со стороны государства только в том случае, если конечные результаты политического «обмена» отвечают их интересам. Экономическая политика может быть успешной в случае выполнения следующих условии: учет полагай разных социальных групп и их реакции на предложенные решения: честность и прозрачность в определении реальных проблем; общественные дискуссии и общественный контроль на этапах формирования и реализации.
Таким образом, содержание разработанной политики должно быть планом соотношения целей, инструментов, ресурсов и угроз (преград). Следует учитывать, что практически любое политическое решение предполагает сопротивление, и не только со стороны политической оппозиции. Реализация экономической политики требует непосредственной работы с группами интересов, которые выигрывают или проигрывают в случае воплощения политических решении, для получения их максимальной поддержка.
Реализация государственной политики - это процесс использования технологических мер и методов управления, обусловленных необходимостью осуществления политических целей и решений. Этот этап экономической политики самым непосредственным образом связан с институциональным взаимодействием властных организаций с экономическими субъектами.
Действенная реализация экономической политики предполагает эффективную коммуникацию властных организаций с обществом по поводу содержания политики, механизмов реализации соответствующих решений и их последствий.
Для успешной реализации экономической политики государства также необходимо следовать ряду принципов. Поскольку возможность оптимального воздействия на носителей экономической политики государства возникает только в условиях стабильной и предсказуемой институциональной среды, то необходимо соблюдать принцип стабильности и последовательности.6 Однако стабильность не означает стационарность. Вследствие того, что экономическая политика государства должна выполнять не только поставленные стратегические цели, но и быть направлена на решение возникающих текущих проблем, то нужно придерживаться принципа гибкости. Вместе с тем, все экономические преобразования должны носить эволюционный, последовательный характер, поэтому требуется учитывать принцип постепенности. А в силу того, что для достижения положительных результатов экономическая политика должна быть максимально приближенной к реальности, ставить и достигать разумные, реальные цели, то следует руководствоваться принципом прагматизма.
В экономической науке существенное внимание уделяется проблеме временного лага между разработкой и реализацией экономической политики.
Лаг представляет собой промежуток времени между принятием государственных мер, их реализацией и реальными результатами. Как правило, выделяют два вида лагов политики: 1) внутренний лаг - период с момента возникновения шока в экономике до момента принятия соответствующих мер макроэкономической политики: 2) внешний лаг - период с момента принятия мер макроэкономической политики до момента, когда эти меры повлияют на объем производства, занятость и уровень цен. Продолжительные лаги, связанные с применением бюджетно-монетарного инструментария, осложняют процесс и ухудшают последствия реализации экономической политики.
Для реализации действенной экономической политики необходимы эффективные управленческие процедуры, нормы, стандарты и умение. Обеспечение обратной связи для правительства достигается путем сознательной поддержки гражданами политических решений.
Следует отметить, что политики часто поддерживают не те экономические решения, которые оптимальны в данных социально-экономических условиях, а те, которые способствуют их престижу, повышают рейтинг и шансы на победу на очередных выборах. Речь идет об объективности так называемого политического бизнес-цикла (электорального цикла) в демократической системе. Практика показывает, что сложные экономические проблемы часто решаются на основе новых выборов и прихода к власти новых политических сил.
Преградой для реализации политики является низкое качество общественных институтов. Реализация целей и задач экономической политики возможна только при консолидированных, согласованных и ответственных действиях всех ветвей государственной власти. Резко ухудшает условия реализации экономической политики противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти.
Важным этапом политики является контроль - мониторинг хода выполнения мер, соответствующих результатов и их последствий. Контроль - необходимое условие эффективности экономической политики, направленное на недопущение злоупотреблений и ошибок. Речь идет о создании институтов контроля за властью. Такими институтами могли бы стать, в частности, аналитические и экспертные неправительственные организации. Отсутствие механизмов контроля за деятельностью властных организаций приводит к снижению исполнительской дисциплины на всех уровнях.
Таким образом, экономическая политика выдвигает цели, определяет приоритеты, принимает решения и проводит их в жизнь, при этом учитывая не только экономические параметры, но и всю совокупность социальных, психологических, экологических, организационных, политических факторов.
Глава II. Специфика экономической политики России на современном этапе
Закончилась 18-летняя история вступления России в ВТО. Мнения противоречивы, так по оценкам Всемирного банка третья часть экономики России выиграет (это, прежде всего, топливно-энергетический комплекс, металлургические компании). Похоже, проиграют сельское хозяйство, пищевая промышленность, авиационное приборостроение, отрасли, производящие технологическое, строительное, научное оборудование, и т.д.
Отражение в экономической политике необходимости движения России по пути модернизации, внедрения инноваций, формирования экономики знаний невозможно без оценки научно-технического потенциала. К сожалению, в России инновационной деятельностью занимаются лишь 4-5% отечественных предприятий, а в Германии, США, Франции и Японии – от 70 до 82%.7
Экспорт технологий Россией в 2007 году оценивается в 630 млн. долларов, Германии – более 42 млрд. долларов. В среднем за год в России регистрируются около 35 тысяч патентов, в США и Японии – по 400 тысяч.8
По данным Института международных экономических и политических исследований РАН:9
- среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, по «индексу технологий» Россия занимает последнее место;
- за последние 10 лет уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%;
- современного оборудования для проведения экспериментов нет.
Приборостроение практически уничтожено. На сегодняшний день доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20%.
Известно, что в недалеком прошлом в деле разработки и внедрения передовых технологий решающую роль играли предприятия военно-промышленного комплекса, чьи разработки попадали и в гражданские отрасли производства. Сегодня дело обстоит так:10
- 30 % организаций военно-
- 50 % предприятий «относятся к потенциальным банкротам».
Как свидетельствуют данные Всемирного банка, по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 году место в четвертой десятке из 180 стран мира. За последние 20 лет наша страна переместилась во вторую сотню.
Нынешняя ситуация в отечественной науке создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, с том числе у США – 2,7%, а у таких стран как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5 – 4,5% ВВП. У России – примерно 1% ВВП.11
В ноябре 2012 года, в четвертом квартале ВВП в годовом исчислении вырос на 2,6-2,7 процента, а рост за весь год составит 3,5 процента.
Рис. 3. рост ВВП12
Процент инновационных предприятий (по данным Росстата, в 2009 году – 9,4%) в России гораздо ниже, чем у государств ЕЭС: Эстония – 47%, Германия – 73%, Греция – 35%, Бельгия, Дания, Ирландия, Австрия – около 60 %. Сегодня российским «ноу-хау» принадлежит лишь 0,2-0,3% мирового рынка наукоемкой продукции, в то время как доля США составляет 36%, Японии – 30% и Германии – 18%.13
На протяжении уже 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России почти самые низкие в мире. А коррупция и криминализация – самые высокие. В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году была на 109-м месте из 198 стран. Для сравнения: в США – 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии – 6,7%; Словении – 5,2%, Франции – 5,6%, Канаде – 4,9%. 14
К сожалению, крупный российский бизнес не мотивирован на созидательную деятельность, на реализацию общественного интереса, вкладывать средства в развитие новой техники, современных технологий, материалов, рост производительности и улучшения условий труда и т.д. он не очень желает. Проще купить за рубежом готовое предприятие, линию и т.д.
Государство практически самоустранилось от воздействия на экономику (хотя формально доля государства оценивается в 40%). С одной стороны, собственность госкомпаний фактически приватизирована топ-менеджментом (если исходить из того, что экономической формой реализации собственности является присвоение доходов, а доходы, как известно, немалые), с другой стороны, регулирующая функция (налоги, цены, субсидии и т.д.) не приносят должного эффекта. До тех пор пока прибыль позволительно выводить в виде дивидендов и расходовать не на производственные нужды (яхты, клубы, драгоценности и т.д.) инвестиций и инноваций не будет. К тому же, отток капитала из страны за 9 месяцев 2011 года составил 49,3 млрд. долл., а за весь 2010 год около 38 млрд.долл. Следовало бы разрешить по существующей шкале налогообложения в дивиденды переводить 1-3% прибыли, если в дивиденды направляется больше 3% прибыли, то облагать налогом вплоть до 90%. Это в определенной степени стимулировало бы возврат средств в производственный процесс, что позволит и обновлять производство, и модернизировать его, и использовать новые технологии, новые материалы, новые инструменты, и улучшать условия труда и т.д. Необходимо, наконец-то решиться на изменение налогообложения доходов физических лиц, богатые должны платить больше, не отказываться и от введения налога на сверхприбыль.
Учитывая стабильный уровень цен на энергоносители и отсутствие предпосылок для активизации спроса в Европе в целом (основной рынок российских нефти и газа), в долгосрочной перспективе достижение показателей экономического роста 2003-2007 годов, которые составляли 7% и более, представляется маловероятным.