Экономическая природа таможенных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – освещение правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации – борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и ТС, понятие и виды административных правонарушений в данной сфере.
Задача курсовой работы - изучение правовых основ административной ответственности за нарушение норм в области таможенного права и административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного прав.

Вложенные файлы: 1 файл

Основной курсовик.docx

— 66.66 Кб (Скачать файл)

Кроме того, КоАП РФ делит  виды наказаний на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). При этом предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому  лицу, административный арест, дисквалификация  и административное приостановление  деятельности могут устанавливаться  и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства может устанавливаться  и применяться в качестве как  основного, так и дополнительного  административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено  основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой  статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

КоАП РФ является основополагающим документом, законодательно уполномочивающим таможенные органы возбуждать, расследовать и рассматривать дела об административных правонарушениях, в области таможенного  дела (нарушения таможенных правил).

 

2.3 Давность привлечения к административной ответственности.

 В соответствии со  статьей 4.5 КоАП РФ; (С изменениями от 7.12.2011г):

  1.  Постановление по делу об административном правонарушении не может    быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства о противодействии неправомерному использованию  инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2.   При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3.   За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

4.  В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

5.  В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ проблем и путей решения административных правонарушений в сфере таможенного дела.

 Глава 4 Кодекса Российской  Федерации об административных  правонарушениях устанавливает  правила назначения наказаний  за совершение административных  правонарушений.

Прежде всего – это  пределы назначения административного  наказания. Применительно к наказаниям, которые могут быть назначены  за совершение нарушения таможенных правил к таким видам административных наказаний, как “административный  штраф” и “конфискация”.

В массе случаев сумма  административного штрафа значительно  превышает стоимость предметов  правонарушения, что не отвечает принципам  соразмерности правонарушения и  наказания. То же самое можно сказать и о ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ – Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами. Ситуация еще более осложняется, когда лицо, совершившее правонарушение является пенсионером или в силу малообеспеченности не в состоянии оплатить административный штраф в размере, предусмотренном КоАП России. Единственным выходом из такого положения представляется освобождение от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ), однако встречается большое количество случаев, когда основания считать правонарушение малозначительным отсутствуют.

Следует заметить, что в КоАП России, как и в ТК ТС не установлены критерии малозначительности. Установление таких критериев упорядочило бы применение ст.2.9 КоАП России. Согласно чч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП  РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, при назначении административного наказания юридическому лицу – характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В соответствии со ст. 4.2 КоАП России смягчающими ответственность за совершение административного правонарушения являются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка14.

Данный перечень не является исчерпывающим, должностное лицо, рассматривающее  дело вправе признать смягчающими ответственность  и иные обстоятельства, не предусмотренные  КоАП России15.

Перечень же обстоятельств, отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, напротив, носит исчерпывающий характер: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное  совершение однородного административного  правонарушения, если за совершение первого  административного правонарушения лицо уже подвергалось административному  наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; вовлечение несовершеннолетнего  в совершение административного  правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП России в случае, если лицо совершило  несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются  одним и тем же органом, должностным  лицом, наказание назначается в  пределах только одной санкции.

Анализ ст. 4.4. КоАП РФ позволяет сделать вывод о противоречии части 2 части 1 этой же статьи, согласно которой, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод  о том, что нормы, регламентирующие ответственность за совершение административных правонарушений в области таможенного  дела и правила назначения наказания  на сегодняшний день нуждается в  доработке, при которой должна быть поставлена точка в решении некоторых  проблем.

С введением обновленного КоАП РФ были устранены многие коллизии в институте административной ответственности. Так, из ТКТС в КоАП перенесены все таможенные правонарушения, аналогично решены вопросы и по иным нормативным актам.

По-существу, КоАП РФ стал единым кодифицированным источником, регулирующим вопросы административной ответственности в РФ. КоАП РФ установил 3-х субъектов, которые привлекаются к административной ответственности: физ. лица, организации и должностные лица, и более двухсот составов правонарушений, в которых субъектами являются юридические лица и должностные лица.

Действовавший ранее КоАП РСФСР не предусматривал наложения  административной ответственности  на юридических лиц. Данный вид ответственности налагался на юридические лица в порядке, предусмотренном отраслевым законодательством, в частности Таможенным кодексом РФ и Налоговым кодексом, а также иными федеральными законами. Однако три данных кодекса предполагали совершенно разные подходы, как к определению субъекта, так и вины правонарушителя.

В первом случае (ст. 10 КоАП РСФСР) административная ответственность  устанавливалась за противоправное виновное деяние физических лиц (в т.ч. и должностных лиц); во втором (ст. 230 ТК РФ) — за противоправные деяния физических (в т.ч. и должностных лиц) и юридических лиц (ч.5 ст.231 все же устанавливала вину как обязательный признак ответственности для физических лиц); в третьем (ст.ст. 106-108 НК РФ) — за противоправные виновные деяния физических и юридических лиц. Налицо конкуренция законов в области наложения административной ответственности. Все это дает основание говорить о разновидностях административной или даже юридической ответственности. Часто применяется институт двойной административной ответственности, т.е. к ответственности привлекаются и юридические лица и их должностные лица16. Представляется уместным рассмотреть вопрос о том, в каких случаях возможно привлечение к ответственности только юридических лиц.

Возможность привлечения  юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением  виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно  отличается от понятия вины физического  лица, поскольку по своей природе  не может быть связана с психическим  отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена  административная ответственность, но им не были приняты все зависящие  меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности17.

 Можно сделать вывод,  что так будет происходить,  если действия должностных лиц  внутри юридического лица, не  будучи противоправными, вызовут  противоправные действия юридического  лица. Это, в частности, может  быть, если действия ни одного  должностного лица организации  не будут иметь оконченного  состава правонарушения, например, из-за разделения обязанностей  внутри юридического лица18.

Таким образом, должностные  и юридические лица являются различными субъектами как административной ответственности, так и юридической. Однако если учесть, что все правонарушения юр. лица имеют фактический состав, а предусмотренный  законодателем принцип презумпции невиновности означает обратное, то юридическому лицу вряд ли удастся избежать ответственности  за виновные или даже не виновные действия лиц, входящих в его состав. Привлечение  же должностных лиц имеет факультативный характер и является производным  от действий юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за I полугодие 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года.

          Показатели правоохранительной  деятельности таможенных органов  по линии  административного  производства19:

          Анализ результатов работы по  линии административных расследований  показывает, что в первом полугодии  2010 года общее количество возбужденных  дел об административных правонарушениях  (АП) составило 39552 (в АППГ –  44428). В том числе:

- без проведения административного  расследования  -  21893 дела об  АП (в АППГ – 25191), из них составлено 14562 протокола об АП (в АППГ  – 19196), вынесено 164 постановления  прокурора (в АППГ – 301), 1281 постановление-предупреждение (в АППГ – 1371) и 5886 постановлений  без составления протокола (в  АППГ – 4323);

Информация о работе Экономическая природа таможенных правонарушений