Экономическая эфективность или социальная справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 03:22, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с социальной справедливостью в работе рассмотрена тема экономической эффективности, и показано их влияние друг на друга. Для достижения экономической сбалансированности, заключающейся в удовлетворении растущих потребностей общества на базе максимального увеличения выпуска качественной продукции при минимальных затратах живого и овеществленного труда и оптимальных размерах накоплений, в известной мере может быть осуществлено уже сейчас. Но для этого в переходный период, когда дефицитны организационный опыт, капитал и современная инфраструктура, необходима жесткая государственно-принудительная настройка предприятий на достижение этой цели.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

3. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

     Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что россияне понимают под социальной справедливостью и в каких сферах её нужно развивать в первую очередь.

     38% опрошенных затруднились определить, что они понимают под «социальной справедливостью». Либеральный взгляд на социальную справедливость («социальное равенство, равноправие, законность для всех») поддерживают наибольшее число опрошенных - 19.% Чуть меньше сторонников коммунистического подхода к справедливости («это когда всего у всех поровну и нет ни бедных, ни богатых») - 14%. Справедливость в обществе - это благополучие народа, достойные зарплаты и пенсии, доступное жильё, отмечают 13%. Реже под этим термином понимают социальную защиту, поддержку нуждающихся слоёв населения со стороны государства (6%). 3% респондентов вспоминают «принцип социализма»: «от каждого по способностям - каждому по труду». Еще 2% говорят о справедливости как о бесплатной качественной медицине и доступном для всех образовании. Полагают, что социальной справедливости в принципе не может быть, только 4% опрошенных.

     Чем старше опрошенные, тем чаще для них социальная справедливость означает «благополучие народа, достойные зарплаты и пенсии» (от 9% в группе молодёжи 18-24 лет до 17% в группе 60 лет и старше). В остальном ответы разных поколений близки. Для сторонников «Единой России» и ЛДПР социальная справедливость - это скорее равенство всех в правах и перед законом (21%-22%). Для избирателей КПРФ это практически в одинаковой мере - благополучие народа, равенство перед законом и «всем поровну; ни бедных, ни богатых; как при коммунизме» (16%-18%). Для электората «Справедливой России» справедливость - прежде всего благополучие народа и «как при коммунизме» (21-24%). Респонденты, одобряющие деятельность В. Путина в качестве президента страны, реже тех, кто не одобряет его работу, делают акцент на благополучии народа (как сути понятия «социальная справедливость» - 13% и 18%), но чаще на том, чтобы у всех было поровну, как при коммунизме (14% и 9%).

     Принципы социальной справедливости необходимо устанавливать и развивать в первую очередь в области медицинского обслуживания и образования, полагают соответственно 15% и 13% опрошенных. 12% россиян указывают на важность развития этих принципов в социальной политике в целом. Реже называют такие сферы, как пенсионное обеспечение (8%); оплата труда, отношения работника и работодателя (7%); экономика (6%). Или сельское хозяйство; жилищное обеспечение; работа правоохранительных органов и судебной системы; законодательство и налогообложение; политика (1%-3%). Почти половина респондентов (44%) полагает, что социальную справедливость нужно развивать во всех сферах жизни общества.

    По мнению сторонников «Единой России», социальная справедливость особенно актуальна в сфере медицинского обслуживания; в образовании и социальной политике (12-15%). Приоритеты избирателей ЛДПР аналогичны (11-16%). С точки зрения электората КПРФ, это важно прежде всего в медицинском обслуживании (20%), а также в образовании, пенсионном обеспечении; оплате труда (12%-15%). Сторонники «Справедливой России» подчёркивают значение социальной справедливости в медицинском обслуживании (31%); образовании (24%); пенсионом обеспечении (19%).

     Выявлена интересная специфика в оценке приоритетных направлений социальной справедливости жителями разных российских поселений. Справедливости во всех сферах жизни общества взыскуют только 29% столичных жителей - против 39-49% жителей других городов и 51% селян. Для москвичей и петербуржцев важнее справедливость в области медицинского обслуживания (отмечена 36% столичных опрошенных против 15% в среднем по стране) и образования (26% против 13% в среднем по стране).  

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 23-24 июня 2007 г. Опрошено 1599 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и  республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ

     Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем экономической теории. В настоящее время в России широкое распространение получили нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм и этических правил экономического поведения, и в частности требований социальной справедливости. В этих условиях система государственного регулирования нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях.

     Немало политиков, экспертов и ученых утверждают, что эффективность национальной экономики и построение гражданского общества в России во многом зависят от того, насколько соблюдаются принципы социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, включая экономику. Так, академик Л. Абалкин подчеркивает, что главный ориентир социальной политики на современном этапе - всемерное стимулирование экономической активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия жизни для себя и своей семьи. Это отвечает как требованиям эффективности, так и принципу социальной справедливости общества. В данных целях необходимо создание социально ориентированных и экономически эффективных институтов национального хозяйства.

     Неотъемлемая обязанность, миссия и "доминирующая компетенция" государства - реализация присущих ему функций, в том числе институциональных. Речь идет о роли государства в создании (заимствовании, переносе, трансплантации и т. п.) и закреплении институтов - формальных и неформальных законов, правил и норм общественной жизни общества.

     Социальную справедливость в экономических отношениях мы рассматриваем как особый вид социально-экономического института.

    Для ее обеспечения на государственном уровне необходимо разработать соответствующий институциональный механизм. 

4.1. Институциональный подход к решению проблемы социальной справедливости.

     Социальную справедливость в экономических отношениях можно определить как образ существования человека в качестве основного элемента любой социально-экономической системы. С уровня отдельного индивида это свойство переносится на уровень последней и трансформируется в справедливость или несправедливость социально-экономической системы в целом.

     Имеющиеся подходы к решению проблемы социальной справедливости носят теоретический характер, и применять их в практике государственного и внутрифирменного регулирования экономических отношений весьма сложно. Нам представляется более продуктивным институциональный подход, суть которого состоит в создании институциональной среды, способствующей соблюдению принципов социальной справедливости в экономических отношениях. Рассмотрим: некоторые конкретные формы ее проявления, исходя из обратного, то есть обратимся к типовым ситуациям социальной несправедливости, которые наблюдаются в практике хозяйствования.

     Приведем два примера таких типовых ситуаций. На микроуровне это: оплата труда, формы и способы материального стимулирования, не соответствующие реальным результатам труда и индивидуальному трудовому вкладу работников предприятия. На макроуровне: нарушение принципов справедливого распределения льгот и внедрение системы, игнорирующей экономические интересы отдельных групп льготников.

    Ввиду разнообразия подобных ситуаций не существует единого рецепта решения возникающих проблем. Поэтому для каждой типовой ситуации необходимо разработать свои принципы и критерии социальной справедливости. Под принципами социальной справедливости в экономических отношениях мы понимаем те исходные положения, правила и установки, которыми нужно руководствоваться при создании условий и механизмов ее достижения, а под критериями - признаки, на основе которых производится оценка меры социальной справедливости и последствий от несоблюдения ее принципов. Сформулированные принципы и критерии должны быть институционализированы посредством введения их в соответствующие нормативно-правовые акты и неформальные конвенциональные нормы, регулирующие экономические отношения, и создания институционального механизма их реализации. Необходимость и преимущества институционального подхода к построению модели социальной справедливости в экономических отношениях во многом обусловлены сложностью адекватного моделирования социальных процессов вообще и справедливости в частности. Поэтому традиционные методы ее обеспечения мы предлагаем дополнить институциональными правилами регулирования поведения экономических субъектов, таких, как физические лица, домашние хозяйства, предприятия и корпоративные структуры, отраслевые и региональные комплексы и, наконец, национальная экономика в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. ОПЛАТА, МОТИВЫ И СТИМУЛЫ ТРУДА.

     Согласно выводам экономической теории (классического, неоклассического и институционального её направлений) заработная плата – это фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, с одной стороны, и предельные издержки предпринимателя на рабочую силу, гарантирующие получение прибыли, - с другой. Поэтому заработная плата одновременно выступает и как основной доход наёмного работника, и как расходы работодателя, что предполагает разнонаправленность интересов сторон трудовых отношений и необходимость их согласования. Главной проблемой становится определений величины фонда жизненных средств работника, или цены рабочей силы, и прибыли, получаемой собственником.

      Как определяется цена рабочей  силы на переходном этапе, который  переживает наша страна, и какой должна быть величина заработной платы, чтобы она выполняла воспроизводственную и стимулирующую функции?

     Сначала рыночных реформ в  России процесс установления  цены на рабочую силу стал  децентрализованным: предприятия самостоятельно определяют её величину и степень дифференциации. Правительство же устанавливает нижнюю границу цены рабочей силы – МРОТ, которая поэтапно должна быть повышена до уровня ПМ. Эта тема вызывает острые дискуссии представителе правительства, работодателей и наёмных работников.

     В организациях внебюджетного  сектора, как правило, минимальная  заработная плата выше законодательно  установленного МРОТ. При этом  минимальная заработная плата,  выплачивая работнику, может включать  в себя не только тарифную  ставку (должностной оклад), но и компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Политика оплаты труда определяется собственниками с учетом стоимости жизни (прожиточного минимума) в месте нахождения предприятия или в соответствии с другими, более высокими нормативами, характеризующими социально ответственную позицию собственника.

     Разделяя точку зрения большинства  российских ученых о сущности  заработной платы в условиях  рынка как цены рабочей силы, считаем, что её величина должна  в первую очередь обеспечить компенсацию затрат семьи, государства, самого наёмного работника и работодателя, имевших место при формировании и потреблении рабочей силы, а также принести дополнительный доход работнику.

     В основу компенсационной модели  оплаты труда, по нашему мнению, должны быть положены принципы возмещения совокупных затрат на рабочую силу на всех этапах её производства, распределения и потребления. Источниками возмещения совокупных затрат на рабочую силу являются затраты организации, средства бюджетов различных уровней, предназначенные на социальные программы, строительство жилья, здравоохранение, а также личные средства граждан, необходимые для развития своего трудового потенциала. Поэтому выработка системы нормативов, определяющих степень участия каждого субъекта в этих затратах, представляется чрезвычайно актуальной.

     Одним из таких нормативов  является потребительская корзина,  которая была пересмотрена в  2006 году в третий раз. Несмотря на увеличение в новой потребительской корзине ряда нормативов потребления продуктов питания и установление дополнительного норматива, предусматривающего расходы на услуги культуры, в ней не учтены многие изменения, произошедшие в жизни граждан в последние годы. Значительный рост тарифов в жилищно-коммунальной сфере, на транспорте, введение платных услуг в здравоохранении и образовании меняют структуру потребления населения. Следовательно, в потребительской корзине необходимо значительно расширить перечень продуктов, товаров и услуг, учесть затраты на приобретение жилья и содержание детей.

     Очевидно, что обоснование состава  и структуры потребительской  корзины с учетом изменений  в экономике должно стать предметом  серьезных научных исследований.

     Существенную роль при обосновании  и согласовании цены рабочей силы в компенсационной модели оплаты труда играют минимальные и отраслевые социальные нормативы оплаты труда МНОТ и ОСНОТ. В настоящие время государство не в состоянии повсеместно обеспечить минимальные гарантии по оплате труда на уровне ПМ. Вместе с тем финансовое состояние некоторых отраслей позволяет устанавливать размер заработной платы работников на основе потребительских бюджетов – восстановительного и высокого достатка.    

     Базовая ставка заработной платы  конкретных работников должна учитывать расходы на подготовку и получение необходимой квалификации, а также признанный уровень потребления работника данной профессиональной группы. Конкретная же ставка заработной платы в организации определяется требованиями к рабочему месту; достигнутыми результатами, которые характеризуют использование трудового потенциала работников; социальными программами, обеспечивающими лояльность работника организации и т.д. 

     Соответственно, структура компенсационной  модели оплаты труда, на наш  взгляд, должна включать три части: базовую заработную плату (оклады, тарифные ставки), стимулирующие выплаты (премии, надбавки), социальные выплаты или льготы.   

5.1. Вознаграждение за труд.

     На основании анализа официальных документов, содержащих положения об обеспечении права человека на вознаграждение за труд, можно выделить три подхода к определению его размера: установление минимального уровня оплаты труда в соответствии с государственным стандартом; обеспечение удовлетворительного, соответствующего достоинству человека вознаграждения за труд; связь размера вознаграждения со справедливостью.

Информация о работе Экономическая эфективность или социальная справедливость