Инструментами
для повышения уровня жизни служит
следующая система мер:
а)
Сохранение и усиление нормально
функционирующей конкурентной борьбы.
б)
Проведение политики, гарантирующей
нормальный и надлежащий экономический
прирост в условиях высокого уровня занятости,
стабильности цен и сбалансированности
внешнеэкономических связей.
в)
Обеспечение максимально свободного
международного обмена.
г)
Обеспечение свободной конвертируемости
валюты.
д)
Развертывание международного разделения
труда в экономике.
8.
СОЧЕТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ
СПРВЕДЛИВОСТИ.
Разумная стратегия реформирования
предполагает строго обозначенную
этапность и последовательность
проведения соответствующих каждому
из этапов мероприятий, разработку и реализацию
которых диктует сама сложившаяся в стране
в данный период экономическая и политическая
ситуация. Пока хозяйство ещё не готово
к полной рыночной саморегуляции, необходим
период функционирования экономики в
условиях смешанных моделей.
Целенаправленные воздействия на
производственно – экономических
интересов потребителей и государства
в целом, как на внешнем,
так и на внутреннем рынках,
которая осуществляется путём
законодательно установленных регламентирующих
актов (налогообложение, кредитование,
финансовые санкции, распределение государственных
инвестиций, выдача специальных лицензий
на производство или реализацию товаров
и другие особые режимы функционирования).
Надо иметь в виду, что при любой
системе экономических отношений в области
некоторых видов деятельности всегда
сохранится государственная собственность(
оборонная промышленность, энергетика,
коммуникации, транспорт, связь, космос,
информатика и использование стратегических
ресурсов – здесь везде необходимо сильное
государственное регулирование), а значит,
и монополия.
С другой стороны, известен
и другой немаловажный факт, что
нынешней развитой западной экономике,
в отличие от прежних лет,
стали присущи коллективные и
смешанные формы собственности. Раньше
считалось, что в рыночной среде доминирует
частная собственность, видимо поэтому
проводимая в стране либерализация экономики,
связывается, прежде всего, с ликвидацией
монопольного положения государства в
управлении предприятиями и посредническими
организациями. Такая политика в определённой
мере соответствует объективной необходимости
создания в России эффективного механизма
регулирования промышленным производством
и вывода экономики из кризисного состояния.
В тоже время нельзя не отметить, что 10-15%
средств производства на Западе находятся
в частной собственности, 60-70 – в коллективно-
корпоративной и акционерной и 15-25%
- в государственной. При этом государственный
сектор (его ведущая роль определена именно
в отраслях производственной инфраструктуры,
области долгосрочных кредитов и финансов)
обеспечивает в странах западноевропейского
региона от 1/3 до 1/2 валовых капитальных
вложений, потребляет около 1/4 конечного
общественного продукта, финансирует
более 1/2 общенациональных расходов на
НИОКР.
В этих условиях прибыльность
и повышение эффективности во
всех цивилизованных странах
объявлены главными целями деятельности
государственного предпринимательства.
По этому многие государства
превратились в непосредственных
организаторов производства в ведущих
отраслях научно-технического прогресса.
Они уже не доверяют частному капиталу
освоения новых, приоритетных сфер деятельности,
которые могут стать структурообразующим
фактором для национальной экономики.
В современных условиях в большинстве
промышленно развитых стран рынки редко
являются независимыми от вмешательства
государства (имеются в виду правительственные
учреждения, реализующие функции государственного
управления страной и регулирования экономики
на различных уровнях – местном, региональном,
национальном для достижения общественных
целей и согласия ), которое регулирует
цены, устанавливает налоги, предоставляет
субсидии, дотации и тд. Неизбежность регулирования
со стороны государства определяется
широким разветвлением хозяйственных
связей и всеобщей зависимостью жизнеспособности
стран от использования всей совокупной
массы имеющихся в мире частных достижений.
Вообще, «чистого» рынка как такового
давно уже нет ни в одном
государстве. Об этом свидетельствуют
сформировавшиеся в развитых странах
современные модели рыночных отношений.
Их хозяйственный механизм, как правило,
представляет собой некий конгломерат
рыночных и не рыночных систем (разумное
соотношение государственного планирования
и рыночного механизма), тесно взаимодействующих
между собой через многочисленные регулирующие
государственные институты, социальные,
правовые и культурные модифицирующееся
тенденции, идеологию и правосознание.
В основу концепций выхода
из нынешнего кризиса должен
быть заложен динамичный процесс совершенствования
государственного управления экономикой
и развития всех отраслей промышленности,
согласованный с поэтапным процессом
создания условий для развития благоприятной
среды в повышении эффективности отечественного
производства. Только таким путём можно
создать экономическую систему, в который
централизованное управление не нарушило
бы объективных, обусловленных рыночным
механизмом границ государственного вмешательства
в экономические процесс и сочеталось
с инициативой и ответственностью хозяйствующих
субъектов за конечные результаты своего
труда.
При этом на всех указанных
стадиях следует целенаправленно
проводить последовательную гармонизацию
отечественных и международных
нормативных документов с учётом
реальных возможностей предприятий
и государственных интересов, ориентируясь
прежде всего на приоритет отечественных
производителей и потребителей. А основными
регуляторами общего процесса согласования
интересов между хозяйствующими субъектами
должны стать известные формы цивилизованного
общения через маркетинг, менеджмент,
сертификацию систем качества и основных
видов выпускаемой предприятиями продукции.
Особое значение имеет государственная
политика стимулирования конкуренции
товаропроизводителей. Опыт таких
стран, как Великобритания, Франция,
Германия, показал, что экономическая
эффективность гораздо в большей степени
зависит от конкуренции, чем от природы
права собственности.
Да и наш собственный опыт
подтверждает этот вывод, так
как главный результат от проводимой
сейчас в России политики приватизации
государственной собственности состоит
лишь в создании множества распылённых
частных монополий взамен существовавшей
ранее монополии государства, ещё более
усиливших неопределённость и хаотичность
экономики страны из-за того, что предприятия
монополисты имеют возможность сохранять
дефицит выпускаемой ими продукции
и игнорировать все ограничения.
В этой связи можно констатировать
факт, что либерализация (разгосударствление)
экономики России привела к
частной собственности (связанной с
общественно значимой капитализацией),
как предполагалось, а гипертрофированной
личной собственности (сейчас капитализируется
лишь та часть, которая вывозится на Запад
и работает на чужую экономику). А личные
богатства, как известно, не становятся
капиталом; капитал или инвестиционные
ресурсы – это вещественные факторы производства:
машины, оборудование, инструмент, фабрично-заводские
здания, сооружения, транспортные средства
и коммуникации, складские помещения,
сбытовая сеть и т.д.), которые используются
в производстве и доставке товаров потребителям,
при оказании им различных услуг. По этому
каких-либо ожидаемых принципиальных
изменений в лучшую сторону, связанных
с повышением эффективности производства,
не произошло. Наоборот, под воздействием
дезорганизованной внешней по отношению
к предприятиям среды идёт развал промышленности.
На нынешнем этапе развития
мирового сообщества общепризнанной
целью трансформации социально-экономических
систем считается достижение
приемлемого компромисса между экономической
эффективностью и социальной справедливостью.
В условиях переходного периода попасть
в означенную зону достаточно сложно.
Главная причина здесь в структурной неравномерности
существования самого мирового сообщества,
систем пространственного, ресурсно-технологического,
социально политического и природно-биологического
состояния. Поэтому на Западе уже давно
весьма осторожно относятся ко всяким
целенаправленным, резким трансформациям
экономики и общества, так как в этом случае
ход дальнейшего движения страны по пути
интеграции в международное экономическое
пространство, как правило, имеет ограниченную
предсказуемость.
Надо помнить, что под рынком
подразумевается не цель, а лишь
средство достижения эффективности
производства более высокого порядка
для повышения уровня и качества жизни
всех слоёв общества. И уж никоим образом
– не деформацию экономики и государства.
Прогрессирующая экономика как
правило должна быть созидающей,
производящей, а не распределяющей.
Причём с обязательным приоритетом
отечественных предприятий и их продукции
во всех сферах деятельности. Кроме того,
она предполагает, прежде всего, увеличение,
а не снижение производства, умножение
покупательной способности национальной
валюты, сбалансированность спроса и предложения,
материально-сырьевых и финансовых ресурсов,
соответствие структуры производства
платёжеспособному спросу потребителей.
Решение
проблемы выхода из нынешнего кризиса
и последующего развития экономики
страны невозможно без решения сопряжённых
с остальными, но всё же особого класса
задач, которые в первооснове являются
социально экономическими. Они охватывают
все компоненты научно-технического прогресса
– развитие информационных структур (наука,
образование, культура); обеспечение полного,
рационального использования всех видов
ресурсов; сохранение окружающей среды
обитания; программ роста уровня и
качества жизни населения. Не случайно
в настоящее время в сферах бизнеса и политики
Запада всё чаще звучит относительно новое
для нас понятие: «социально ответственный
капитал».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, можно сказать, что
социальная справедливость является
одним из основных аспектов
в достижении экономической эффективности.
Социальная
политика государства может являться,
как и стимулятором активности населения,
так и наоборот. Это в большинстве своём
зависит от региона, ценностей населения
и многих других социальных факторов.
Добиться
максимальной занятости населения
без ущемления достоинств каждого
гражданина, выбрать правильную
и эффективную систему оплаты труда,
обеспечить всех граждан достойным доходом
вот цель каждой страны в наше время, и
проблема социальной справедливости препядствует
быстрому достижению этой цели.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хайек
ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма.
- М.: Изд-во "Новости" при участии
изд-ва "Catallaxy", 1992.
2. Хайек
ф. Дорога к рабству. - Лондон, 1983.
3. Журнал «Человек
и труд» 2007г. Выпуск № 8 с 38-41
4.
Грязнова, Думна. Макроэкономика. Теория
и Российская практика.
5. Добрынин,
Тарасевич. Экономическая теория.