Экономическая эффективность туристского предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов эффективности и системы ее показателей и разработка мероприятий по повышению ее эффективности на примере исследуемого предприятия.
Из цели данной курсовой формируются следующие задачи:
- изучить теоретические основы эффективности;
- анализ эффективности деятельности предприятия ОАО «Пегас Туристик»;
- выработка способов по повышению эффективности на исследуемом предприятии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….……………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..5
1.1 Сущность эффективности предприятия………………………………..5
1.2 Система показателей оценки эффективности предприятия……………6
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПЕГАС ТУРИСТИК»……………………...18
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………….18
2.2 Оценка экономической эффективности предприятия ОАО «Пегас Туристик»………………………………………………………………………...21
3. РАЗРАБОТКА СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ПЕГАС ТУРИСТИК»……………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..…36

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Показатель

значение

2010

2011

2012

Собственные средства

1471

1696

1938

Заемные средства

197

155

370

Дебиторская задолженность

109

76

92

Долгосрочные заёмные средства

0

0

95

Стоимость имущества

1668

1851

2308

Коэффициент независимости К11

0,88

0,92

0,84

Коэффициент соотн. собств. и заёмн. средств К12

0,13

0,09

0,19

Удельный вес заёмн. средств в ср. ст. имущ. К13

0,88

0,92

0,88

Удельный вес дебиторской задолжен. К14

0,07

0,04

0,04


 

    Коэффициент независимости снизился в 2012 г., что говорит об увеличении зависимости от внешних источников финансирования.

Коэффициент деловой активности характеризует, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели отражены в таблице 2.10.

 

     Таблица 2.10: Данные расчета коэффициентов деловой активности ОАО «Пегас Туристик»

Показатель

значение

2010

2011

2012

Выручка от реализации

2691

2664

3591

Себестоимость реализов. продукции

2353

2209

3138

Запасы и затраты

326

399

582

Стоимость имущества

1668

1851

2308

Собственные средства

1471

1696

1938

Общий коэффициент оборачиваемости К3.1.

1,61

1,44

1,56

Коэффициент оборачиваемости запасов К3.2.

7,22

5,54

5,39

Коэффициент оборачиваемости собств. средств К3.3.

1,83

1,57

1,85


 

Для оценки и анализа эффективности деятельности используем дифференцированные и обобщающие показатели эффективности.

К числу дифференцированных показателей общей эффективности деятельности ОАО «Пегас Туристик» можно отнести следующие показатели использования производственных ресурсов:

  • трудовые ресурсы: темпы роста производительности труда, доля прироста продаж за счет повышения производительности труда, экономия численности работников, зарплатоемкостьуслуг, трудоемкость услуг, относительная экономия трудовых ресурсов и фонда заработной платы;
  • основные фонды: фондоемкость продукции (фондоотдача), относительная экономия основных производственных фондов;
  • оборотные фонды: оборотная фондоемкостьуслуг (оборотная фондоотдача), относительная экономия оборотных фондов, материалоемкость продукции (материалоотдача), относительная экономия материальных ресурсов (затрат) и так далее;
  • инвестиции: капиталоемкость продукции (капиталоотдача), относительная экономия инвестиций.

Для ОАО «Пегас Туристик» наиболее важным показателем деятельности является качество оказываемых услуг. Повышение качества услуг - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке туристических услуг.

Стабильная динамика роста, гибкая долгосрочная стратегия развития, основанные на повышении эффективности производства, его модернизации, внедрении современных технологий, высоком профессионализме работников, взвешенности принимаемых решений, активном применении новых форм хозяйствования в сочетании с накопленным опытом позволяют ОАО «Пегас Туристик» занимать ведущие позиции в своей рыночной нише, быть активным участником реализации социально-экономической политики государства.

Для итоговой оценки полученных данных о финансовом состоянии предприятия необходимо сопоставить показатели ОАО «Пегас Туристик» со стандартными показателями.

Для этого вынесем ключевые показатели в отдельную таблицу 2.11.

 

Таблица 2.11 - Итоговая рейтинговая оценка показателей ОАО «Пегас Туристик»

Показатель

Норматив

Значение показателя

2010

2011

2012

Коэффициент независимости

не ниже 0,7

0,88

0,92

0,84

Коэффициент заёмных средств

не выше 0,3

0,12

0,08

0,16

Соотношение заёмных и собственных средств

не выше 1,0

0,13

0,09

0,19

Коэффициент абсолютной ликвидности

не ниже 0,2

0,16

0,97

0,15

Промежуточный коэффициент покрытия

не ниже 0,7

0,72

1,46

0,48

Общий коэффициент покрытия

не ниже 1,0

2,37

4,04

2,6

Коэффициент рентабельности фондов

100%

13,53

20,44

12,47

Коэффициент Альтмана

 

18,67

28,84

17,53


 

Анализируя таблицу 2.11 можно сказать следующее:

1. Коэффициент независимости опустился лишь в 2012 г. и он соответствует нормативным показателям.

2. Коэффициент заёмных средств  соответствует нормативным показателям  во все периоды.

3. Соотношение заёмных и собственных  средств во все рассматриваемые  периоды соответствует нормативным показателям.

4. Коэффициент абсолютной ликвидности  снизился в 2012 г.

5. Промежуточный коэффициент покрытия  в 2012 г. уже не соответствует нормативным  показателям.

6. Общий коэффициент покрытия  во все периоды соответствует  нормативным показателям.

 

 

3. РАЗРАБОТКА СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОАО «ПЕГАС ТУРИСТИК»

 

Исследуя показатели ОАО «Пегас Туристик» можно прийти к мнению, что:

  • основную часть прибыли составляет прибыль от продажи продукции;
  • резервы роста прибыли предприятия - это сокращение расходов и увеличение доходов.
  • в конце отчетного периода 2012 г. ОАО «Пегас Туристик» не обладало абсолютной ликвидностью.
  • краткосрочные пассивы могут быть погашены средствами в расчетах на конец отчетного года. Превышение постоянных пассивов над труднореализуемыми активами свидетельствует о том, что предприятие обладает собственными оборотными средствами.
  • ОАО «Пегас Туристик» характеризуется недостаточной ликвидностью баланса. Можно заключить, что причиной снижения ликвидности явилось то, что наиболее срочные обязательства увеличились более быстрыми темпами, чем денежные средства.
  • в период с 2010 по 2012 гг. произошло увеличение дебиторской задолженности, что говорит овозможной неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к поставщикам;
  • практически все показатели финансового состояния предприятия соответствуют нормативным показателям;
  • возрос платежный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств;
  • качество услуг ОАО «Пегас Туристик» отвечает стандартам туристического бизнеса.

При обосновании и анализе всех показателей эффективности учитываются факторы повышения эффективности деятельности по основным направлениям развития и совершенствования. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально- экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Важнейшими факторами повышения эффективности деятельности здесь выступают:

  • ускорение научно-технического прогресса, инновационная политика;
  • усиление социально-психологических факторов, активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии).

Управление эффективностью и рентабельностью деятельностью в условиях рынка предполагает как разработку и реализацию текущих планов, так и разработку прогнозов, контроль и анализ их реализации. При этом важно учитывать фактор времени: время, которое необходимо, чтобы новая услуга вышла на рынок; время, необходимое для освоения и реализации новых идей и рационализаторских предложений.

В связи с ограниченностью ресурсов организация стремится сконцентрировать их для развития перспективных направлений, отдельных предприятий и производств, способных при небольшой поддержке в свою очередь стимулировать другие направления и смежные предприятия.

Учитывая рост цен на услуги и перевозки, меняющуюся конъюнктуру на рынке услуг, предприятие начало активно искать новые прагматичные подходы в вопросах диверсификации услуг.

ОАО «Пегас Туристик» действует в условиях свободной конкуренции, а это означает, что за цену реализации своей продукции предприятие принимает ту, которую задаёт рынок. Из этого следует, что для ОАО «Пегас Туристик» в условиях свободной конкуренции максимизация прибыли заключается в выборе такого объёма реализованных услуг, при котором предельные издержки предприятия равнялись бы рыночной цене.

Активизация продаж должна выражаться в развитии отношений с существующими клиентами и привлечении новых, предложении рынку новых услуг, а также в пересмотре существующей системы скидок и льгот для покупателей.

Изучение мероприятий по повышению эффективности позволяет сделать вывод о тесной взаимосвязи мероприятий различных направлений. Разработка и реализация отдельных мероприятий хотя и дают определенный эффект, но, как свидетельствует практика, не решают проблемы в целом. Именно комплексный подход к повышению эффективности туристской организации представляется единственно возможным. Кроме того, комплексная программа повышения эффективности бизнеса должна иметь четкий механизм реализации, который позволит туристской организации занять достойную позицию в конкурентной борьбе[7, с. 253].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Хотелось бы отметить, что все задачи, поставленные вначале работы достигнуты, раскрыты, и также достигнута главная цель работы, т. к. на конкретном примере ОАО «Пегас Туристик» рассмотрены теоретические разработки, необходимые для проведения анализа эффективности туристическо-экскурсионного предприятия.

Эффективность - важнейшая социально-экономическая категория Уровень эффективности оказывает влияние на решение целого ряда социальных и экономических задач, таких как быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, улучшение условий труда и отдыха. Уровень эффективности характеризует уровень развития производственных сил и является важнейшим показателем развития экономики. Экономическая эффективность, как экономическая категория, выражает экономические отношения по своду использования ресурсов для производства или реализации определенной массы стремительных стоимостей в целях удовлетворения личных и общественных потребностей и получения на этой основе прибыли, обеспечивающей нормальное функционирование предприятия на рынке.

Анализ показателей эффективности и методов их расчета позволяет сделать вывод, что в экономической науке и практике существует множество подходов к оценке.

Также была в курсовой работе была дана краткая характеристика одного из туристическо-экскурсионного предприятий Республики Беларусь – ОАО «Пегас Туристик».

Целью данной фирмы всегда являлось внимание к каждому клиенту, постоянное расширение географии и повышение качества предлагаемого продукта. Обладая большим опытом и собственными наработками, ОАО «Пегас Туристик» готово предложить каждому клиенту не только стандартные программы, но и помочь в организации индивидуальных и VIP туров.

Спектр предоставляемых услуг ОАО «Пегас Туристик» охватывает также бронирование и продажу железнодорожных и авиабилетов. ОАО «Пегас Туристик» является членом международной ассоциации авиаперевозчиков IATA, что позволяет нам осуществлять продажу авиабилетов ведущих авиакомпаний, среди которых «Аэрофлот», "Белавиа», «AustrianAirlines», «Аэросвит», «AirFrance», «Lufthansa», «KLM», «AirChina»«AirBaltic» и другие.

Также во второй главе были рассмотрены и проанализированы результаты деятельности и финансовое состояние предприятия. Из рассчитанных показателей, характеризующих финансовое состояние можно увидеть, что в 2012 г. ухудшились данные показатели. Дальнейший анализ предприятия указывает на усиление зависимости его от внешних инвесторов, но в тоже время характеризует увеличение той части собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия, а это положительная тенденция. При анализе ликвидности предприятия выяснилось, что оно не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем, но все-таки в 2012 г. уже коэффициент абсолютной ликвидности не соответствует нормативным показателям. Показатели эффективности деятельности ОАО «Пегас Туристик» в 2012 г. снизились по сравнению с двумя прошлыми годами, хотя и находятся еще в пределах нормативных значений.

Информация о работе Экономическая эффективность туристского предприятия