Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 16:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов эффективности и системы ее показателей и разработка мероприятий по повышению ее эффективности на примере исследуемого предприятия.
Из цели данной курсовой формируются следующие задачи:
- изучить теоретические основы эффективности;
- анализ эффективности деятельности предприятия ОАО «Пегас Туристик»;
- выработка способов по повышению эффективности на исследуемом предприятии;
ВВЕДЕНИЕ………………………………….……………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..5
1.1 Сущность эффективности предприятия………………………………..5
1.2 Система показателей оценки эффективности предприятия……………6
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПЕГАС ТУРИСТИК»……………………...18
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………….18
2.2 Оценка экономической эффективности предприятия ОАО «Пегас Туристик»………………………………………………………………………...21
3. РАЗРАБОТКА СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ПЕГАС ТУРИСТИК»……………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..…36
В рыночной экономике важнейшими обобщающими показателями по предприятию являются прибыль и рентабельность(ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Прибыль всегда соотносится со способом достижения этого результата.
Вследствие инфляции сложно достоверно оценить динамику изменения прибыли на предприятии. Поэтому при оценке эффективности хозяйственной деятельности по данному показателю рекомендуют сопоставлять темпы роста прибыли (П) с темпами роста объема продаж (ОП) и затрат (З), которые должны соотноситься следующим образом:
П> ОП > З (1.2)
Если прибыль является абсолютным обобщающим показателем, то рентабельность – относительным.
К числу обобщающих показателей общей экономической эффективности производства по стране (региону) относятся:
К числу итоговых показателей общей эффективности относятся следующие:
К показателям сравнительной эффективности относятся:
Наиболее широкое распространение в практике оценки нашли показатели сравнительной эффективности, поскольку они позволяют из ряда альтернативных экономических решений выбрать оптимальное. Оптимальным вариантом считается тот, который требует для своего осуществления наименьших инвестиций и обеспечивает в дальнейшем более низкую себестоимость производства и реализации продукции, работ, услуг. В этом случае достигается двойной эффект: экономия на себестоимости и инвестициях. Выбор оптимального варианта производится путем сопоставления единовременных затрат (инвестиций) и текущих издержек (себестоимости продукции).
Для определения оптимального варианта применяются следующие методы.
ПЗi = Сi+Ен×Кi→min, (1.3)
где Сi – текущие затраты по i-му варианту;
Ен – нормативный коэффициент эффективности, устанавливаемый инвестором исходя из планируемого срока окупаемости;
Кi – инвестиции (капитальные вложения) по i-му варианту;
i – порядковый номер варианта.
(1.4)
где Тн – планируемый (нормативный) срок окупаемости инвестиций.
Оптимальный вариант тот, по которому приведенные затраты минимальны из всех сравниваемых вариантов.
Годовой экономический эффект (Эг) от использования оптимального варианта определяется по формуле
Эг = [(С1+Ен×К1)-(С2+Ен×К2)]А2 (1.5)
где С1 и С2 – текущие затраты на производство и реализацию единицы продукции, работ, услуг по первому и второму вариантам;
К1 и К2 – капитальные вложения по первому и второму вариантам;
А2 – объем продукции по второму варианту в натуральном выражении.
(1.6)
(1.7)
Показатель срока окупаемости показывает период (лет), в течение которого инвестиции окупятся за счет экономии на себестоимости по сравниваемым вариантам, а коэффициент эффективности – сколько нужно инвестиций для получения экономии единицы текущих затрат. Полученные показатели сравниваются с их нормативными значениями, установленными инвесторами. Вариант, в котором Е ≥ Ен, а Т ≤ Тн, является оптимальным.
(1.8)
где П1 и П2 – прибыль до и после осуществления инвестиций, руб.;
Рф – рентабельность фактическая на предприятии в году, предшествующем инвестированию [10, с. 225].
При использовании указанных методов необходимо обеспечить сопоставимость всех сравниваемых вариантов инвестирования по объему производства и реализации продукции, работ, услуг, социальным факторам, включая влияние на окружающую среду, времени реализации проектов и т.д. Сопоставимость достигается определением удельных показателей по каждому варианту инвестирования.
Кроме прибыли и рентабельности в теории и практике оценки эффективности встречаются другие менее распространенные или дискуссионные обобщающие и итоговые показатели. К ним можно отнести затраты на одну денежную единицу продукции – показывают величину текущих затрат, приходящуюся на одну денежную единицу проданной продукции (работ, услуг) за календарный период. Это показатель применяется при расчете и оценке эффективности плана по издержкам предприятия.
На практике эффективность предприятия не может быть объективно оценена только по показателям эффективности производства. В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе активно обсуждаются подходы к оценке эффективности функционирования предприятия, его производственно-коммерческой деятельности. Как правило, эти методы базируются на оценке эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.
Для оценки эффективности использования финансовых ресурсов наиболее часто применяются следующие показатели.
Для оценки эффективности использования заемного капитала применяется так называемый эффект финансового рычага (ЭФР), который показывает, на сколько процентов увеличится сумма собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Положительный эффект возникает в тех случаях, когда рентабельность совокупного капитала предприятия выше средневзвешенной цены заемных ресурсов.
Рентабельность лизинга – это отношение суммы полученной прибыли к сумме затрат по лизингу. Срок окупаемости лизинга для предприятия-лизингополучателя определяется отношением суммы лизинговых платежей к среднегодовой сумме дополнительной прибыли, полученной предприятием от применения арендуемых средств [10, с. 227].
Эти показатели могут быть дополнены рядом частных показателей:
Эффективность использования капитала предприятия характеризуется его доходностью (рентабельностью) – отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме капитала.
Все перечисленные показатели в той или иной мере характеризуют финансовые источники деятельности предприятия.
В последнее время в отечественной и зарубежной литературе высказываются предложения оценивать эффективность функционирования предприятия показателем «гибкость». Под гибкостью понимается способность предприятия изменять свои параметры (структуру, технологию, функции и т.п.) под воздействием внешней среды [10, с. 229].
Оценивается гибкость скоростью реакции предприятия на внешние изменения и измеряется количеством нововведений, обновлением ассортимента продукции и другими аналогичными параметрами. В результате проводимых инноваций предприятие получает дополнительную прибыль за счет увеличения объема продаж и экономии ресурсов. При этом основной фактор роста – увеличение добавленной стоимости за счет повышения научно-технологического уровня производства.
Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Для правильного определения важнейших направлений повышения экономической эффективности общественного производства необходимо сформулировать критерий и показатели эффективности.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ
НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПЕГАС
2.1 Краткая характеристика предприятия
«Пегас Туристик» является одним из крупнейших туроператоров на территории Росси и стран СНГ. Историй компании началась в последней четверти ХХ века, а именно компания основана в 1994 году. «Пегас Туристик» создан на основе инвестиций основного владельца – Рамазана Акпынара. Центральный офис расположен в Москве. И их девиз остался неизменным: «Гость - прежде всего». В сеть «Пегас Туристик» входит около 10 000 агентств, 500 из них работают по системе франчайзинга. Компания имеет собственные принимающие офисы в странах: Турция, Египет, Таиланд, Китай и Израиль. Своим успехом компания обязана партнерам, персоналу и конечно же самим отдыхающим. Турфирма «Пегас Туристик» на сегодняшний день является общепризнанным лидером мирового туризма и путешествий. Компания предлагает отдых на лучших курортах и отелях, чье число составляет 2500. Предоставляет туры в самые красивые места 18 стран мира: Турция, Египет, Тунис, Кипр, Италия, Андорра, Израиль, Таиланд, Индонезия, ОАЭ, Таиланд, Греция, Вьетнам, Индия, Хорватия, Испания и многие другие зрелищные и приятные места. Число туристов, использующих услуги данного турагенства с каждым годом возрастает в 2-3 раза, это является неопровержимым подтверждением качества, профессионализма и лояльности её сотрудников.[15] К примеру, желающих отдохнуть в "турецком направлении" с каждым годом становится на 30-50% больше. В настоящее время компания подобрала все самые популярные у российских туристов гостиницы, различных ценовых категорий, так – же «Пегас Туристик» обеспечил быстрые и надежные авиаперелеты лидерами российских авиакомпаний таких, как «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Turkish Airlines». Не смотря на шаткую экономику поддерживает цены способные конкурировать с другими турагенствами. На сегодняшний день в России существует 610 филиалов компании, которые находятся более чем в 209 городах страны, среди них Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Тольятти, Сыктывкар, Омск, Самара, Барнаул и другие. Самый первый региональный офис "Пегаса" был открыт в Киеве в 2004 году.[13] Компания является одним из признанных лидеров в своей сфере, о чем свидетельствует большое количество наград: Международная премия «Моя Планета» Номинация "Мой любимый туристический оператор" Москва, 2011; PEGAS Touristik - Лидер рынка «Книга ТОП-листов» за 2010 -2011гг. Журнал «Деловой квартал». Екатеринбург; ВК "Красноярская ярмарка" Диплом за многообразие туристических продуктов, представленных на рынке Красноярского края. Красноярск, 2011; «National Tourism Award 2009-10» Премия Министерства по Туризму Индии в категории: «Лучший иностранный туроператор по Индии»; Интернет-портал Mail.ru проводит голосование по первой национальной премии «Туристический интернет проект года». Компания получила премии в двух категориях: Лучший сайт туроператора, действующего в России. Открытие года в области электронного туризма.; Presented by Ministry of Tourism Arab Republic of Egypt; 17-я Московская Международная выставка Путешествия и туризм Диплом, что компания "Пегас Туристик" была удостоена высокой оценки Организационного комитета за профессионализм и активную роль в продвижении индустрии туризма в России, Москва, 2010 год; XIII ежегодная международная премия "Лидеры Туриндустрии" Диплом "За успехи в туроператорской деятельности направление Турция". Москва 2009 год «Пегас Туристик» постоянно следит за разнообразием собственных турпродуктов, прокладывает маршруты в новые страны, в различных направлениях. «Пегас Туристик» способен предложить оптимальный турпродукт для абсолютно любой категории людей, в независимости от их социального и семейного положения. Так же данный туроператор может предложить свои услуги в организации групповых, индивидуальных, корпоративных, спортивных и VIP туров. Приобретение или заказ туров может осуществляться непосредственно в офисах «Пегас Туристик» или на сайте компании 7 дней в неделю, 24 часа в сутки в режиме онлайн, что очень удобно для потребителя. Туры так же, могут приобретаться в рассрочку или в кредит. Преимущества туроператора: широкие возможности в поиске подходящего тура; рейсы на комфортных лайнерах; дипломированные экскурсоводы и гиды; современный и выгодный для туристов автопарк на предлагаемых курортах; безупречная организация поездки и подготовка обслуживания; комфортное и безопасное проживание в отелях; гарантированно качественные и оптимальные варианты поездки.
Для исследования основных показателей деятельности предприятия в динамике, используя данные ООО «Пегас Туристик», составим следующую аналитическую таблицу 1 [ПРИЛОЖЕНИЕ 1].
Данные показывают, что общая экономическая эффективность деятельности в 2013г. повышается. Возрастает выручка от реализации продукции, но и увеличивается себестоимость. Одновременно увеличиваются расходы на коммерческие и управленческие расходы, что влияет на размер получаемой в итоге прибыли компании.
Необходимо отметить, что рентабельность собственного капитала, то есть сумма прибыли, полученной на каждый рубль вложения собственников предприятия и остающейся в его распоряжении, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась, что свидетельствует о повышении в 2012 г. активности использования собственных источников.
2.2) Оценка экономической эффективности предприятия ОАО «Пегас Туристик»
В таблице 2.1 рассчитаны показатели рентабельности за 2010-2012 гг.
Таблица 2.1: Показатели рентабельности по ОАО «Пегас Туристик», %
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рентабельность продаж |
12,56 |
17,08 |
12,61 |
Рентабельность производства (Прибыль от реализации/Себестоимость продаж) |
14,36 |
20,60 |
14,44 |
Показатели рентабельности производства и рентабельности продаж свидетельствуют о прибыли, которую получает предприятие с каждого рубля произведенной и реализованной продукции. Наибольшие показатели наблюдаются в 2011 г. За период с 2010-2012 гг. все показатели рентабельности принимают положительное значение, т.е. производственно-хозяйственная деятельность предприятия является эффективной.
Для проведения оценки рыночной устойчивости предприятия проанализируем изменения, происшедшие в структуре собственного и заемного капитала в табл. 2.2.
Таблица 2.2: Динамика структуры собственного ОАО «Пегас Туристик» за 2011-2012 гг.
Источник капитала |
Сумма, млн. руб. |
Структура капитала, % | |||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. |
измене- ние | |
Уставный фонд |
1467 |
1617 |
86,50 |
83,44 |
-3,06 |
Резервный фонд |
17 |
18 |
1,0 |
0,93 |
-0,07 |
Добавочный фонд |
71 |
292 |
4,19 |
15,07 |
10,88 |
Нераспределенная прибыль |
141 |
11 |
8,31 |
0,56 |
-7,75 |
Итого |
1696 |
1938 |
100 |
100 |
- |
Информация о работе Экономическая эффективность туристского предприятия