Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 05:39, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия кризиса, рассмотрение их видов, детальное изучение учения по экономическим кризисам зарубежной и отечественной школ.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие задачи:
)определены понятие кризиса;
)изучены виды кризисов;
)рассмотрен современный мировой финансовый кризис.
Введение
Глава 1. Сущность и классификация кризисов
1.1 Понятие кризиса
1.2 Классификация кризисов
Глава 2. Мировой финансовый кризис 2008-2010
2.1Причины и особенности современного кризиса
2.2 Влияние кризиса на страны ЕС
2.3 Особенности кризиса в России
2.4 Пути выхода из Мирового финансово-экономического кризиса
Заключение
Список использованной литературы
Структурные сдвиги в функционирующем капитале были ускорены Ямайской валютной реформой 1970-х гг., сопровождавшейся дерегулированием финансовых рынков и банковских систем сначала в США, а в 1980-х гг. и в странах Европы и Азии. Неолиберальная модель развития без должного регулирования открыла дорогу массовым спекуляциям, мошенническим сделкам и криминальным операциям. Такая практика сделала возможным образование «кредитных пузырей», которые рано или поздно должны были лопнуть, а капитализация фирм обрушиться.
Во-вторых, в этих условиях произошли существенные изменения в динамике циклического развития: фаза кризисного падения производства сменилась снижением темпов роста и другими важными сдвигами. В группе развитых стран в 1975 и 1981 гг. произошло снижение производства ниже ранее достигнутого уровня, а в других случаях отмечалось большее или меньшее понижение прироста чистого или конечного продукта.
Однако эти сдвиги, явившиеся результатом взаимодействия методов государственного регулирования и рыночных механизмов и способствовавших ускорению темпов роста, были истолкованы как показатели более высокой эффективности рыночных механизмов и как необходимость демонтажа или ослабления государственного регулирования. Это отражало интересы крупного капитала, его стремление к бесконтрольному функционированию и обогащению. Как следствие, возобладала неолиберальная модель, курс на ослабление государственного регулирования. На деле произошел сдвиг в его системе, но он был вызван не повышением эффективности рыночных механизмов, а передачей ряда функций регулирования от государства на уровень корпоративного управления в связи с развитием системы маркетинга и хозяйственных договоров. Хотя это не означало отказа от государственного экономического регулирования, в его структуре произошли серьезные сдвиги: ускорившееся перенакопление ссудного капитала повлекло изменения в соотношении предложения и спроса на кредитном рынке, что сделало неизбежным понижение ссудного процента. В этих обстоятельствах стала прослеживаться тенденция к снижению эффективности кредитного регулирования. В свою очередь, этот сдвиг сопровождался повышением роли и значения бюджетных методов государственного регулирования экономики. Удельный вес государственных финансов в ВВП значительно возрос, достигнув в США и Японии примерно 37-42%, а в странах Западной Европы 48-52% .
Реализация неолиберальной модели по линии экономического дерегулирования на деле усилила роль рыночных механизмов. Однако практика показала, что их эффективность лимитирована в силу глубинных противоречий рыночной экономики между динамикой производства и сбытом, спроса на рынке и в сфере распределения доходов. Неолиберальная модель, составной частью которой явились теории предложения и неомонетаризма, ориентировалась на снижение социальных расходов, налогов на капитал в целях роста инвестиций и снижения инфляции. В итоге меры, основанные на приоритете предложения, привели к обострению экономических диспропорций в США в период администрации Р. Рейгана (1981-1988 гг.).
При администрации Б. Клинтона (1993
- 2000) подходы к экономической
политике были пересмотрены: были приняты
меры по стабилизации бюджета, ликвидации
бюджетных и налоговых
Приход к власти президента Дж. Буша-младшего ознаменовался возвратом к неолиберализму, утверждавшему, что рынок и его механизмы способны сами разрешить экономические трудности и противоречия. В соответствии с постулатами концепции «экономики предложения» были снижены налоги на капитал. Темп прироста потребительских расходов упал с 6,2% в 2005 г. до 2,6% в 2007 г., безработица росла. В итоге меры, основанные на приоритете предложения, привели к обострению экономических диспропорций в США в период администрации Р. Рейгана (1981-1988 гг.).
За год - с октября 2007 г. по сентябрь 2008 г. - вес корпорации США потеряли 1/5 часть своей рыночной стоимости, а финансовый сектор - 1/3 .
Кризисные явления в экономике
США нарастали. Функционирующий
капитал реагировал на усложняющуюся
ситуацию расширением возможностей
реализации. К ним относятся
Потребительский кредит расширял текущий спрос за счет будущих доходов клиентов. Его размеры быстро росли, выдавались они во многих случаях без должного обеспечения. Задолженность по таким высокорискованным кредитам превысила 13,4 трлн дол. в 2007 г. против 5,3 трлн в 2002 г., т. е. достигла 96% ВВП против 53% .
Быстро рос и ипотечный кредит за счет эмиссии ипотечных облигаций. Причем нередко кредиты выдавались безработным и лицам, не имеющим постоянного дохода. Объем ипотечных кредитов превысил 110% ВВП (15,4 трлн дол.) в 2007 г. С учетом корпоративного сектора (около 90% ВВП, или 12,4 трлн дол.) размер потенциальных «финансовых пузырей» превысил 40 трлн дол. - почти 300% ВВП.
Ситуация осложнялась
В-третьих, особенностью современного кризиса является его глобальный характер вследствие информационной революции и глобализации мировой экономики.
Процессы информатизации сопровождались развитием коммуникационных структур в национальных, а затем и в международном масштабе. Функционирование информационно-коммуникационных систем явилось важным фактором реализации глобализационных процессов. Глобализация опосредует движение в рамках мирового хозяйства факторов производства - товаров, капиталов, технологий, информации, рабочей силы, услуг, в том числе услуг менеджмента, подготовки кадров, научно-практических исследований.
Эта сложная система воплощает
современный вариант
Функционирование глобальных информационных
систем ускорило развитие производственных,
кредитно-банковских, расчетных, фондовых,
валютных, торговых, снабженческо-сбытовых
систем. Это сопровождалось формированием
глобального финансового рынка
и одновременно системы мирового
воспроизводства и, как следствие,
- мировых воспроизводственных
В этих условиях система международного разделения труда претерпела существенные сдвиги, усилилась экономическая взаимозависимость государств, поскольку они участвуют в глобальной системе мирохозяйственных связей. При этом роль внешних факторов экономического развития закономерно растет. Об этом можно судить, например, по динамике удельного веса внешнеторгового оборота в мировом ВВП: в 1900 г. - 6%, в 1950 г. - 12%, в 2000 г. - 30,5%, а в 2007 г. - 41,6%. Большое значение в развитии глобализационных процессов принадлежит прогрессу средств транспорта и связи.
В структуре мирового воспроизводства особая роль принадлежит транснациональным банкам (ТНБ) и корпорациям (ТНК). В этих условиях формы внешнеэкономической деятельности непосредственно связаны с развитием кооперативных, производственных, технологических, информационных, торговых связей в масштабах мировой экономики. Это сопровождается опережающим формированием глобальных финансовых систем, с одной стороны, а с другой - процессами внутриотраслевой и подетальной специализации, а также феноменом аутсорсинга в масштабах мировой экономики. ТНБ и ТНК опосредуют эти процессы. По оценке, свыше 40% оборота финансовых активов в странах «семерки» приходится на операции на зарубежных финансовых рынках. При этом их значительную часть составляют краткосрочные «горячие», т. е. спекулятивные капиталы. Глобализация финансовых рынков намного опережает этот процесс в сфере производства и внешнеторгового обмена.
Процесс глобализации активно реализуется также благодаря развитию ТНК. В 1960 г. на ТНК приходилось 14,1% мирового ВВП, в 2007 г. - свыше 40%. В 1968 г. насчитывалось 7,3 тыс. ТНК с 27,3 тыс. филиалов, в 2006 г. -78 тыс. с 780 тыс. филиалами. На ТНК приходилось, по данным за 2006 г., 50% мировой торговли, 84% прямых иностранных инвестиций, 95% патентов и лицензий, 27% рабочей силы и т. п. Им принадлежат господствующие позиции во всех сферах мировой экономики. Свыше 40% международных потоков товаров ныне приходится на поставки в рамках предприятий ТНК, в том числе 35% на основе специализации и кооперации.
В структуре активов 100 крупнейших ТНК на США приходится 24, на страны Западной Европы - 57, Японию - 9, на страны «семерки» - 90. ТНК развиваются во всем мире.
Процесс глобализации тесно связан с тенденциями регионализации. В начале XXI в. насчитывалось более 40 региональных объединений, наиболее развитой формой которых является Европейский союз, его доля в мировом ВВП (21,3%) превысила долю США (20,5%).
Вместе с тем следует отметить серьезные противоречия глобализации. Наименее развитые страны из числа развивающихся лишены возможности эффективно участвовать в глобализационных процессах, однако кризис в развитых странах неминуемо влияет на их экономику, в частности путем снижения спроса на их экспорт, уменьшения притока внешних источников финансирования.
На экономическую ситуацию повлияли
также последствия «революции менеджеров».
Сдвиги в системе корпоративного
управления в рамках отделения капитала-
В результате финансовой глобализации в США сосредоточено свыше 48% финансовых активов «семерки». Неслучайно разразившийся во второй половине 2008 г. кризис начался в США, а затем распространился на другие страны. Кризис в США вначале возник в сфере потребительского и ипотечного кредита. Первыми объявили о своих огромных убытках крупнейшие ипотечные агентства Freddie Mac (50 млрд дол.) и Fannie Маc (59 млрд дол.). Между тем на них приходилось 44% объема ипотечного рынка (5,3 из 12 трлн дол.). Стали исчезать инвестиционные банки. Например, Веаг Stearns был продан банковскому гиганту JP Могgаn Сhase. Обанкротился инвестиционный банк Lehman Вrothers (со 158-летней историей), накопивший 613 млрд дол. долгов. Крупнейший инвестбанк Мerril Lynch был продан коммерческому банку - Bank of America за 70% рыночной стоимости. Акции Моrgan Stanlу только за восемь торговых сессий потеряли 49% биржевой стоимости, Goldman Sachs -51%. В результате на Уолл-стрит осталось лишь два независимых инвестбанка. Фактически национализирована крупнейшая страховая компания American International Group. Затем кризис охватил крупнейшие финансовые институты США, такие, как: Citigroup, Bank of America, JP Могgаn Сhase, Wells Fargo, и др.
Потрясения в банковской сфере
сопровождались подрывом доверия кредиторов
и клиентов, нарастанием кредитных
рисков и экономических трудностей.
Из сферы банковского кредитования
кризис перекинулся в сферу
Цель антикризисной политики США - стимулирование рыночного спроса и оказание мощной помощи крупному бизнесу - крупнейшим банкам и корпорациям, которые своей безответственной политикой способствовали появлению кризиса. Тем не менее значительные капиталы, в том числе антикризисные ассигнования, продолжали использоваться для спекуляций. В результате стали лопаться «мыльные пузыри» и рушиться пирамиды, снижаться до того резко возросшие курсы ценных бумаг и уровень капитализации крупных корпораций и банков, подорвав их ликвидность. В результате нараставших неплатежей образовались «плохие долги», начались банкротства.
Эти процессы сопровождались переделом
собственности в форме
Снижение мировых цен на нефть и сырье ухудшило положение стран - экспортеров этих товаров, а в странах-импортерах их положительный эффект был многократно перекрыт кризисными потерями.
Антикризисные меры в США поначалу были разработаны при администрации Дж. Буша в форме Плана Полсона, затем продолжены при президенте Б. Обаме: новая антикризисная программа, ассигнования по которой были утверждены Конгрессом на сумму 787 млрд дол.
С учетом остатка средств по Плану Полсона это составляет 1,1 трлн дол. В отличие от неомонетаристской политики Дж. Буша по программе Обамы предусмотрены стимулирование потребительского спроса с помощью налоговых льгот, ассигнования на борьбу с безработицей, увеличение рабочих мест. Большие средства предназначалось направить на инвестиции и стабилизацию банковской системы.
План Обамы предусматривает рост налогов на доходы от капитала и на дивиденды (с 15 до 20%), отмену в 2010 г. налоговых льгот для самых богатых (т.е. на доходы 2,6 млн человек с годовым доходом от 250 тыс. дол. и выше), введение налогов на прибыли, полученные за рубежом (т. е. прибыли ТНК и ТНБ). Эти меры должны обеспечить бюджетные поступления в размере 350 млрд дол. в год.
Информация о работе Экономические кризисы: причины и последствия