Экономические кризисы: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 05:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия кризиса, рассмотрение их видов, детальное изучение учения по экономическим кризисам зарубежной и отечественной школ.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие задачи:
)определены понятие кризиса;
)изучены виды кризисов;
)рассмотрен современный мировой финансовый кризис.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и классификация кризисов
1.1 Понятие кризиса
1.2 Классификация кризисов
Глава 2. Мировой финансовый кризис 2008-2010
2.1Причины и особенности современного кризиса
2.2 Влияние кризиса на страны ЕС
2.3 Особенности кризиса в России
2.4 Пути выхода из Мирового финансово-экономического кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономические кризисы.docx

— 54.90 Кб (Скачать файл)

Участники саммита согласились  пересмотреть распределение квот в  уставном капитале МВФ, а сам Фонд должен будет жестче следить за выполнением  странами-членами новых макроэкономических стандартов «семерки».

Главы государств и правительств отметили необходимость разработки общей  стратегии с тем, чтобы вывести  мировую экономику на путь стабильного, сбалансированного и устойчивого  роста. В этой связи подчеркнута  необходимость налаживания сотрудничества и значимость Хайлигендаммского процесса - диалога «Группы восьми» с развивающимися странами.

Третий саммит «Группы 20» в Питсбурге (24 - 25 сентября 2009 г.) был посвящен стратегии выхода из кризиса и обсуждению новой роли международных институтов. Саммит признал главенствующую роль «двадцатки»: формат С-20 станет не только антикризисной площадкой, а постоянным и главным форумом международного экономического сотрудничества. Возрастает и роль Совета по финансовой стабильности в регулировании мировой экономики. Лидеры крупнейших экономик мира договорились сохранить антикризисные меры до тех пор, пока восстановление мировой экономики не станет более устойчивым, ввести новые правила регулирования банковской системы к концу 2012 г., установить критерии для бонусов и т. д. Саммит призвал министров финансов и глав центральных банков стран-участниц достичь международного соглашения по вопросам формирования высококачественного капитала и ослабления цикличности.

Предстоит сложная работа по реализации решений саммитов. Ее значимость возрастает в связи с тем, что преодоление  глобального кризиса, по прогнозам, в 2009 г. будет продолжаться, а в 2010 г. наступит перелом, если программы  антикризисных мер дадут должный  результат. В ходе кризиса многочисленные прогнозы пересматриваются. Для сведения приведем лишь прогноз темпов роста  ВВП Всемирного банка.

В ряде стран уже появились признаки замедления спада. Так, во II квартале 2009 г. в Германии и Франции ВВП  увеличился на 0,3%, а в Японии - на 0,9%. В ряде стран можно ожидать  постепенного выхода из кризиса.

Анализируя современный кризис, следует обратить внимание на его  особенности и опыт антикризисных  мер. Антикризисные программы должны учитывать существенные сдвиги в  структурно-функциональных параметрах современной рыночной экономики, в  рамках которой сформировались две  относительно автономные, хотя и взаимосвязанные  воспроизводственные структуры. Финансовая глобализация повлекла за собой существенные изменения в действии экономических  законов, в том числе в реальной экономике и в финансовом секторе. Программы антикризисных мер  должны учитывать эти особенности  применительно к реальной экономике  и растущему объему капитала, функционирующего вне ее. Особого внимания заслуживает проблема пропорционального распределения антикризисных ассигнований, особенно социальных.

В этой связи существенное значение приобретают методологические основы антикризисных программ и распределения  антикризисных ассигнований. Последние  отражают (обобщают) их величину и структурные  соотношения на основе прежнего экономического опыта, а изменения предугадать  невозможно. Это одна из форм проявления закономерности - вероятностного характера  экономических процессов. Ситуация обостряется, если исходные расчеты  определены неправильно.

Практика отреагировала на эти  факторы разработкой, как правило, трех вариантов сценариев - оптимистического, основного и пессимистического. Возможны и промежуточные варианты.

Поэтому возможна корректировка антикризисных  программ в ходе их реализации. Для  этого необходимо предусмотреть  в антикризисных программах статью резервов.

Для эффективной реализации антикризисных  программ власть обязана своевременно принимать меры против тех, кто стремится  использовать кризис в своих корыстных  интересах, против коррупции, казнокрадства, криминальных тенденций.

В условиях кризиса были предприняты  антикризисные меры не только на локальных, национальных уровнях, но и международные  усилия по выработке скоординированных  антикризисных мер. Глобальный характер кризиса обусловил поиски новых  форм и методов глобального регулирования, которые еще предстоит разработать.

Кризис свидетельствует о крахе  неолиберальной модели экономического развития. Современная экономика - это синтез рыночного государственного регулирования, модель регулируемой социально ориентированной новой экономики.

Практика антикризисных мер  показывает, что они способны сдержать кризисный спад.

Поскольку невозможно полностью преодолеть циклический характер экономического развития, необходимо, отказавшись  от обанкротившейся неолиберальной модели, вернуться к модели цикла в рамках новой экономики, позволяющей минимизировать амплитуды колебаний темпов роста. Остается прежняя проблема диспропорций между производством и сбытом как формы проявления глубинного противоречия рыночной экономики.

Заключение

 

Кризис! Сегодня это слово звучит повсюду.

По-древнегречески это слово означает «поворотный момент». Точку, после которой вещи не могли оставаться прежними.

В экономике кризис проявляется:

· В значительном спаде производства;

· В нарушении сложившихся производственных связей;

· В банкротстве предприятий;

· В росте безработицы;

Результатом экономического кризиса  становится снижение жизненного уровня населения и уменьшение реального  валового национального продукта.

Мировой экономический кризис, тлевший  еще с начала века, благодаря тому, что причины кризиса старательно  замалчивались, а его далеко идущие последствия не оценивались как  серьезные, постепенно перерос в  финансовый кризис в России.

Пришел кризис к нам как всегда «неожиданно», и правительство как  всегда, «эффективно» начало спешно реанимировать  находящуюся в предынфарктном состоянии  экономику нашего государства. Несмотря на это, финансовый кризис в России все-таки привел страну на грань экономического шока, ввергнув в состояние растерянности  простых граждан, не успевших адаптироваться к новым реалиям.

Мировой кризис стал главной темой  выпусков новостей, а старушки резко  изменили приоритеты с обсуждения поведения  соседских подростков в пользу фундаментального анализа причины кризиса в  России.

Российская экономика критически втянута в мировую экономику, причем на базе неоколониального разделения труда - на такой специфической (рентной) модели преодолеть кризис сложно, не говоря уже о каких-то задачах создания инновационной экономики.

Для нового, посткризисного цикла в мировой экономике будут характерны низкие темпы роста в сочетании со стагнацией. Такой «замедленный рост», на наш взгляд, обусловлен тем, что энергичные государственные меры ведущих экономических держав неизбежно прерывают естественное протекание кризиса на низшей фазе стагнации, деформируют разрешение противоречий, загоняют их «вглубь».

В результате далеко не все противоречия разрешаются через кризис, они  «загоняются» в структуры национальных экономических систем. И соответственно, будут оказывать угнетающее воздействие  на динамику посткризисного развития. Поэтому после завершения нынешнего кризиса не следует ждать «эпохи сверхвысоких цен на нефть». Этот уровень - очень хороший, дающий возможность аккумулировать достаточные финансовые ресурсы. Но возврата к совершенно необоснованно высоким доходам не предвидится (100-150 долл. за баррель), во всяком случае до 2015 года, когда начнется новый цикл мировой деловой активности. Соответственно, крупных финансовых источников роста в прежних формах у государства не будет. Это надо учитывать сегодня, не выбрасывая в пользу большого бизнеса ресурсы стабилизационного фонда. Не следует при этом забывать, что эти ресурсы - народное достояние.

Вся система финансово-экономического управления должна быть полностью реформирована  таким образом, чтобы правительство  могло обеспечить контроль и регулирование  на всей огромной территории страны: во-первых, контроль над деятельностью всех без исключения органов власти и  управления. Во-вторых, контроль над  всеми экономическими агентами, пресекая попытки местных властей использовать ситуацию к своей выгоде. Такой  контроль сегодня отсутствует и  поэтому население отчаянно страдает.

При этом надо понять одну очевидную  для всех истину, что никаких «саморегулирующихся  организаций» в природе не существует; что только государство может  создать конкурентную среду, которую  при этом непрерывно следует регулировать. В противном случае происходит то самое, что произошло с Fannie и Freddy в Америке, в результате банкротства которых развернулся мировой финансово-экономический кризис.

Принятая правительством программа  действий по минимизации последствий  кризиса в России, по оздоровлению банковской системы и поддержке  отдельных секторов экономики, уже  действует, и главное - необходимо реализовать  эти меры полностью, промедление  не допустимо. Надо прежде всего пробить образовавшиеся в экономике финансовые тромбы, так, чтобы выделенные средства дошли до конечных получателей.

Масштабы антикризисных мер, принимаемых  в российской экономике в настоящее  время, соизмеримы с реализуемыми в других странах. И есть надежда, что меры оперативной антикризисной поддержки в сочетании с целенаправленной и системной политикой по созданию необходимых структурных основ на самом рынке, выведут нашу страну из кризиса с наименьшими потерями.

Сейчас появляется уникальная (по историческим меркам) возможность сформировать качественно иные подходы и механизмы, которые могут обеспечить устойчивое развитие России в условиях затяжной глобальной нестабильности, усиливая ее международные позиции и превращая  ее в один из важных центров экономического и политического влияния в  мире. Эту возможность необходимо использовать.

Литература

 

1)Динкевич А. - Мировой финансово-экономический кризис (Опыт структурно-функцианального анализа) // Деньги и Кредит. 2009. №10. С. 23-30.

)Поспелов И. От кризиса возможностей  к кризису потребностей // Деньги  и Кредит. 2009. №10. С. 22-25.

)Сухарев О. Мировой финансовый  кризис и способность экономики  к развитию // Экономист. 2008: №12. С. 16-22.

). М. Ершов «Мировой финансовый  кризис: причины и последствия» // «Вопросы экономики», № 12, 2008г

)Мировая экономика: учеб./ Л.С. Падалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова (и др.), под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2008

)Экономическая теория: Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевич, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер,2006


Информация о работе Экономические кризисы: причины и последствия