Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 06:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение перспективы развития рыночных отношений на примере СПК «Новогеоргиевский»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить экономические основы рыночных отношений
Провести анализ производственно-финансовой деятельности СПК «Новогеоргиевский»
Разработать план мероприятий по развитию рыночных отношений СПК «Новосергеевский»
1.2 Экономический механизм и функционирование АПК
Экономический механизм представляет собой совокупность методов и рычагов экономического воздействия на товаропроизводителей с целью усиления мотивации их производственной и инвестиционной деятельности. Основные элементы экономического механизма – цены, налоги, кредит, бюджет, страхование.
Термин «механизм» применительно к экономической системе впервые использовал К.Маркс в I томе «Капитала». Этот термин употребляется им для характеристики процессов функционирования капиталистического производства. В настоящее время ряд исследователей в системе хозяйственного механизма выделяют отдельные его сферы: экономическую (экономический механизм); государственно-правовую; хозяйственно-правовую; государственного и хозяйственного управления; самоуправления; социальный механизм хозяйствования и др. В связи с многоаспектностью категория «хозяйственный механизм» относится к числу всеобщих категорий общественно-экономических систем, хотя каждая система имеет свой хозяйственный механизм, обеспечивающий простор его движущим силам.
В нашей стране долгие десятилетия экономический процесс определялся не потребностями людей, а административно-командной системой, которая, как показала практика, плохо выполняла те функции, которые по своему назначению должна выполнять в человеческом обществе.
Главный порок экономического механизма, основанного на командах сверху, состоял в том, что в его каналах гасли или искажались сигналы, поступавшие от потребностей людей к производству, которое таким образом не могло следовать за этими потребностями ил вообще не работало на запросы потребителей. Общественный «заказ» производству выработался не общественным спросом, а управленческими структурами.
Второй порок был в том, что передача импульса от потребления к производству шла через плановые структуры, административные команды требовали времени, в течение которого подвижная потребность успевала измениться. Производство поэтому отставало от потребностей, промышленность выпускала много морально устаревшей продукции (болоневые плащи еще ради плана долго выпускали для уцененных магазинов, когда мода на них прошла).
Третий порок – весь процесс распределения был предметом «особой заботы» административных органов, все корректировалось из экономического центра. В результате была затратная экономика, то есть экономические результаты достигались с огромным перебором затрат, существовали планово-убыточные предприятия, неэффективная работа предприятия становилась все более очевидной.
Возврат к рыночным структурам в нашей стране стал неизбежным, а философия производителя – реализовать то, что произведено - сменилась новой – производить то, что необходимо потребителю.
Рыночный механизм – это сложная система, состоящая из многих составляющих, целостная совокупность прочно связанных между собой хозяйственных отношений на базе функционирования различных форм собственности, конкурентной средой и рыночной инфраструктуры.
Ее составные элементы – субъекты (продавцы, покупатели, посредники, органы власти и т.д.); объекты (товары, услуги, знания и навыки, денежные средства и ценные бумаги); связь между субъектами (конкуренция, кооперация); механизм формирования цен, распределения ресурсов и доходов; информация о принимаемых субъектами решениях.
Сердцевина рыночного механизма – отношения между продавцами и покупателями. На эти отношения действуют разные факторы: мировой рынок (международные договоры, квоты мировых цен и т.д.); органы государственной власти (правительственные указы и постановления, налоговая система и пр.); местные органы власти (местные налоги и распоряжения администрации); правовая система (решения судов, арбитража, нормативные акты, законодательство); финансово-кредитные и торгово–посреднические организации (кредитование, предоставления услуг, платежи); средства массовой информации (реклама, создание имиджа и репутации субъектам рынка).
Хозяйственный механизм предприятия надо рассматривать как системное сочетание конкретных форм и методов взаимодействия и развития производительных сил и производственных отношений в процессе расширенного воспроизводства.
Вопросы формирования и использования хозяйственного механизма могут эффективно решаться лишь в плане строго определенной практической работы всех звеньев соответствующей системы, исходя из необходимости реализации объективных законов и закономерностей воспроизводственного процесса на определенном этапе общественного развития.
Современный хозяйственный механизм может рассматриваться как рыночный механизм, который включает как конкретные экономические рычаги по руководству (регулированию) экономикой, экономический эффект и эффективность производства и экономическое стимулирование, так и всю совокупность принципов и правовых норм жизни общества и контроля соблюднения законов субъектами экономики, а также подготовке недостающих законов и нормитивов.
Хозяиственный механизм как совокупность форм и методов, рычагов и стимулов воздействия на производство для обеспечения его эффктивности состоит из следующих элементов:
Следовательно, хозяйственный механизм шире, чем экономический механизм, поскольку включает экономические, адмигистративные (управленческие), правовые и социально-психологические методы воздействия на экономику. Перестройка хозяйственного механизма направленна на развитие экономических методов хозяйствования, расширение самостоятельности, инициативы, заинтерисованности, расширение товарно-денежных отношений, многообразия форм собственности, организации труда и производства.
Хозяйственный механизм включает объективный и субъективный процесс. При этом субъективно установленные формы и методы управления, планирования, стимулирования и другие не должны отрываться от своей объективной основы, должны учитывать главные тенденции развития производительных сил и роизводственных отношений. Нельзя также ограничиваться половинчатыми мерами, то есть нужна перестройка всей системы экономических отношений.
Экономические рычаги, хозяйственный
мехагизм не работают автоматически. Они
требуют организационно-
АПК как целостный механизм формировался на базе ранее разрозненно существовавших отраслей сельского хозяйства, промышленности, агоросервиса и торговли. Но сейчас важное значение приобретает прблема функционирования АПК как единого целого, с учетом порядка и характера действий и взаимоотношений его сотавных элементов, составляющих в совокупности основное содержание хозяйственного механизма этой системы. Хозяйственный механизм – это совокупность взаимосвязанных экономических рычагов и методов воздействия на производство, обмен, распределения и потребление продуктов сельского хозяйства. Это не тоько методы управления, но и вся совокупность целей, движущих методов деятельности элементов данной системы. С точки зрения специфики АПК, его хозяйсьвенный механизм должен отвечать трем требованиям:
- во-первых, он должен отражать
его содержание как
- во-вторых, в хозяйственном механизме АПК должна отражаться отраслевая технологическая специфика сельского хозяйства, являющегося центральным комплексообразующим звеном, в частности, высокая степень его зависимости от погоды и климат, неопределенностьрезультатов, постоянная вероятностьхозяйственного риска;
- в-третих, АПК обладает весьма сложной функциональной, хозяйственной и социальной структурой. Здесь все звенья АПК выступают одновременно и как продавец созданных товаров, и как покупатель производсьвенных ресурсов.
Структуру экономического механизма регионального АПК можно представить таблицей.
Таблица 1.1- Структура экономического механизма регионального АПК1
Содержание |
Подсистемы | ||
Стратегическое планирование |
Экономическое стимулировани |
Организация и управление | |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Цели |
Определение функциона- льной цели развития регионального АПК, программы его деятель- ности,конкретных задач по развитию агропромыш- ленных формирований, обоснование стратегий развития комплкса |
Определение эффе- ктивных финансово-экономических рычагов,обеспечи- вающих строгую зависимость стимулов от конечных резуль- татов хозяйственной деятельности АПК |
Оределение рациональной системы организации и управления в региональном АПК, переход к рыночным методам управленияпредприятия и отраслями комплекса |
Продолжение таблицы 1.1
1 |
2 |
3 |
4 |
2.Методы |
Балансовый, экономико-математический, моделирования, системного анализа и др. |
Материальные стимулы, личная заинтерисованность, коллективные интересы |
Интеграция, специализация, аренда, кооперация, хозяйственный расчет, приватизация |
3.Инстру- менты |
Прогнозы, перспективные и текущие планы, экономическиепоказатели (натуральные, стоимостные) |
Зарабтная плата, премии, дивиденты, компенсации и др. |
Организационные формы управления (агоркомбинаты, агрофирмы, фермерские хозяйства, АО и др.), товарные, фондовые бтржи, системы ценообразования, налогооблажения, кредитования и др.) |
Рыночный хозяйственный механизм – это совокупность методов и форм управления процессом развития народного хозяйства, его отраслей и предприятий на базе функционирования различных форм собственности, спроса и предложения, наличия конкурентной среды и рыночной инфраструктуры (банки, биржи, страховые компании, консультационные и информационно-маркетинговые фирмы и т.д.).
1.3 Необходимость государственного регулирования секторов экономики
Если раньше многие экономисты отрицали возможность и необходимость государственного регулирования (вмешательства) экономики, мотивируя это тем, что сам рынок потенциально содержит в себе необходимые механизмы саморегуляции, то в настоящее время все больше исследователей уже не столь оптимистичны в отношении «саморегулируемых» возможностей рынка. В начале XXI в. в условиях глобального экономического кризиса, государства вынуждены были принять целый ряд законодательных мер, направленных на поддержку банковского сектора экономики, жизненно важных производств, регулирование ценообразования на социально значимые товары и услуги, обеспечение социальных программ и т. д.
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
В настоящее время большинство экономистов, да и правоведов, едины в том, что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.
Информация о работе Экономические основы рыночных отношений в современной экономике