Экономические основы рыночных отношений в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 06:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение перспективы развития рыночных отношений на примере СПК «Новогеоргиевский»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить экономические основы рыночных отношений
Провести анализ производственно-финансовой деятельности СПК «Новогеоргиевский»
Разработать план мероприятий по развитию рыночных отношений СПК «Новосергеевский»

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 90.60 Кб (Скачать файл)

Решение же проблемы о том, «сколько государства» должно «присутствовать» в экономике, зависит от множества факторов. Государственно-правовое регулирование экономики - величина переменная и в различные временные периоды она может изменяться. Так, в настоящее время в кризисных условиях необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики, обеспечения утвержденных социальных программ обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. При этом важно учитывать, что экономика представляет собой достаточно сложное явление, имеющее собственную структуру. В отдельных секторах экономики, группах отраслей государство может играть большую или меньшую роль. Данное обстоятельство не может игнорироваться при решении проблемы обеспечения эффективного государственно-правового регулирования экономики.

В юридической литературе в связи с этим справедливо выделяют несколько правовых режимов регулирования экономики.

Первый из них, который условно можно обозначить как режим активного регулирования экономики, должен охватывать сферы, особо важные с точки зрения экономической безопасности: производство и транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа, энергоснабжение, связь, инновационные технологии, формирование госрезерва и т. д.

Второй режим предполагает умеренное государственное регулирование экономики, ограничивающееся определением необходимых параметров деятельности предпринимательских структур (утверждение технических регламентов, правил и т. п.), но не затрагивающее, как правило, свободу договора в различных экономических сферах.

Третий правовой режим – минимальный – может относиться к таким видам коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, пассажирских перевозок и т. п., где возможности для государственного регулирования минимальны.

Что же представляет собой государственное регулирование экономики? Действующее законодательство не дает определения указанной категории и не раскрывает ее признаки. Лишь в нескольких законах, посвященных государственному регулированию отдельных отраслей и подотраслей национальной экономики предприняты попытки сформулировать определение такого сложного экономико-правового явления, как государственное регулирование. Так, например, в Федеральном законе от 14.07.1997 «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственное регулирование определяется как «экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства».

В большинстве нормативных правовых актов понятие государственного регулирования вообще не раскрывается.

В экономической и юридической литературе рядом авторов предприняты попытки сформулировать определение категории государственного регулирования. В большинстве случаев последнее раскрывается через категорию «деятельность». Так, В. П. Орешин определяет государственное регулирование экономики как деятельность органов государственной власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов. С экономической точки зрения приведенное определение представляется вполне справедливым как акцентирующее основное внимание на процессах, связанных с упорядочением экономики с целью достижения общественно полезных результатов

Вмешательство государства  в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности  людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не  приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует  в формировании  макроэкономических  рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и  услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение  социальной  защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти  естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

 

 

 

2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК «Новогеоргиевский»

 

2.1 Природно-экономическая характеристика  деятельности предприятия

Климат Шимановского района резко-континентальный, безморозный период продолжается около 100 дней. Экстремальные температуры наблюдаются зимой -52 градуса по Цельсию и летом + 40. Зима - холодная, долгая, ясная, сухая с средним снежным покровом и глубоким промерзание почвы (до 2,5 м). Островная многолетняя мерзлота. С начала декабря по начало февраля суточные температуры воздуха держатся ниже -25 С и ежегодно возможны до -45 С, даже в марте могут быть морозы до -35 С. Зимний период наступает с 22 октября и продолжается по 4 апреля, то есть 164 дня. Весна - холодная, поздняя, сухая. Весеннего половодья почти не бывает в следствии малого количества выпадаемых осадков. Относительная влажность падает до 15%, что благоприятствует распространению пожаров. Лето - теплое и влажное, после сухой весны начинаются летние дожди, которые при обильном выпадении вызывают наводнения. Суточные температуры воздуха выше 15 С удерживаются с начала июля по сентябрь. Почти весь годовой запас влаги (88%) выпадает за три месяца (июнь-август) - 64% годовых. В зимние месяцы (ноябрь-март) выпадает всего 22 мм (7%). Осень - ранняя, холодная, большей частью сухая.

Из почв преобладают бурые лесные оподзоленные. Из почв, подверженных болотным процессам, выделены: лугово-болотные, торфянисто-глеевые и торфяно-глеевые. На надпойменных террасах отмечены соответственно: болотно-луговые, луговые заболоченные, перегнойно-глеевые, торфянисто-перегнойно-глеевые и торфянисто-глеевые почвы.

Бурые лесные почвы под естественной растительностью имеют маломощный гумусово-аккумулятивный горизонт. При формировании пахотного слоя в него вовлекается верхняя часть иллювиального горизонта с доведением его мощности до 14-20 см. Окраска пахотного слоя серовато-бурая.

Большая часть территории района покрыта лесной растительностью, пересечена увалами и сопками. Лесные насаждения являются основным растительным фоном для всей территории района.

СПК «Новогеоргиевский» распложен в Шимановском районе Амурской области.

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Новогеоргиевский» является юридическим лицом, имеет расчетный и валютный счета, печать, самостоятельный баланс. Предприятие зарегистрировано 28 мая 2001 года. Регистрирующая организация – Межрайонная инспекция МНС России №5 по Амурской области. Юридический адрес: Амурская область, Шимановский район, с Новогеоргиевка, ул Советская, д 35 В. В СПК «Новосергеевский» создан уставной фонд, размер которого составляет, по состоянию на 1 июля 2012 года - 1364000 руб.

Основными видами деятельности СПК «Новогеоргиевский»: разведение крупного рогатого скота, выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур.

Целью деятельности СПК «Новогеоргиевский» является производство продукции растениеводства и животноводства и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке Шимановского района и за ее пределами, соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.

 

Таблица 2.1 – Размер предприятия СПК «Новогеоргиевский»

           Показатели

2009г

2010г

2011г

Изменение в %

1

2

3

4

5

Валовая продукция, тыс. рублей

4207

4287

3850

91


 

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

Товарная продукция (выручка), тыс. рублей

2309

2470

2008

86

Численность работников среднегодовая, чел.

35

33

19

54

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. рублей

19292

19386

19839,5

102

Площадь с/х угодий, га

1524

1524

1524

100

- пашня

1496

1496

1496

100

Поголовье КРС, гол.

270,5

270,5

-

-

Энергомощности, л.с.

3749

2703

2703

99


 

Из расчета следует, что в течение исследуемого периода среднегодовая численность рабочих по предприятию в целом не превышает 60 человек, из чего следует, что предприятие малое.

В 2011г по сравнению с 2009г численность работников сократилась на 46 %. Среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась на 2 %. Энергомощности уменьшились на 1 %, следовательно, увеличение основных средств произошло за счет недвижимой части. Площадь с/х угодий и пашни осталась неизменной и составляет 1524 га и 1496 га. Наличие пашни свидетельствует о том, что на предприятии развивается отрасль растениеводства. В 2011г на предприятии животных нет, следовательно, предприятие свернуло отрасль животноводства. В результате этого валовая продукция уменьшилась на 9 %, и товарная продукция уменьшилась на 14 %.

 

 

 

Таблица 2.2 – Специализация предприятия СПК «Новогеоргиевский»

Вид продукции

2009г

2010г

2011г

В среднем за 3 года

Ранг

доли

т.р.

%

т.р.

%

т.р.

%

т.р

%

 

В целом по предприятию (товарная продукция)

2309

100

2470

100

2008

100

2262,3

100

-

Зерновые

58

2,5

16

0,64

-

-

24,6

1,08

6

Итого продукция растениеводства

58

2,5

16

0,64

-

-

24,6

1,08

-

КРС (ж.м.)

252

10,9

452

18,2

1154

57,4

619,3

27,3

3

Молоко цельное

1016

44

1074

43,4

-

-

696,6

30,7

1

КРС (мясо)

660

28,5

652

26,3

605

30,1

639

28,2

2

Лошади (мясо)

18

0,7

41

1,6

-

-

19,6

0,86

7

Итого по животноводству

2071

89,6

2269

91,8

1759

87,5

2033

89,8

-

Работ и услуг

-

-

85

1,9

211

5,4

98,6

4,3

5

Промышленной продукции

180

4,2

100

2,3

38

0,9

106

4,6

4

Информация о работе Экономические основы рыночных отношений в современной экономике