Экономические теории олигопольного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой существуют несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены [14, с.364].
Олигополия – это такая ситуация, при которой число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты

Вложенные файлы: 1 файл

Воробьева Экономические теории олигопольного ценообразования (6).docx

— 269.25 Кб (Скачать файл)

Миссия билайна: помогают людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве.

 
         
         

Мегафон

Мегафон: делайте  рекламу сами!

Бренд мобильной связи  «Мегафон» запустил свой конкурс  видеороликов. На сайте video.megafonmoscow.ru посетителям предлагается самим снимать рекламные ролики по заказу «Мегафона». Каждый ролик должен описывать определенную его услугу. На сайте сообщается: «Лучшие ролики фестиваля могут быть использованы при создании профессиональных рекламных роликов МегаФона. В этом случае ты и твоя команда будут указаны как соавторы в конкурсах, фестивалях, а также творческих и профессиональных рекламных изданиях. Помимо славы и перспектив, участников ждут поощрительные призы и итоговый гала-показ». Участвовать могут все - как отдельные личности, так и творческие коллективы. При этом требования к видеоматериалу весьма скромны - сойдет даже запись на камеру телефона. Стоит заметить, что рекламная концепция конкурса очень схожа с недавно завершившейся кампанией GoogleMail, где зрителям предлагалось снять свой собственный ролик о перемещениях «конверта Гугл». Там все завершилось «совокупным роликом» в виде нарезки из лучших работ.

В 2009 году МегаФон стал официальным мобильным оператором Зимних Олимпийских игр 2014 года.

МегаФон объединит Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого.

Забота

«МегаФон» стремится к тому, чтобы сделать мобильную связь демократичной, доступной для всех абонентских групп, разных по социальному и финансовому положению;

100% - ное лицензионное покрытие

«МегаФон» намерен с максимальным эффектом реализовать преимущества общероссийской сети: единые принципы тарификации услуг, использование единых технологических платформ, доступный для абонентов во всех регионах единый набор дополнительных услуг и продуктов, а также единые стандарты обслуживания;

Надежность и  удобство

«МегаФон» предоставляет широкий спектр качественных услуг, придерживаясь передовых стандартов обслуживания;

Динамичность  и инновационность

Гибкая и прозрачная тарифная политика «МегаФона» позволяет учитывать потребности всех групп абонентов и оперативно реагировать на их изменение. Разнообразие услуг - одно из основных конкурентных преимуществ «МегаФона». Абоненты активно пользуются целым рядом неголосовых услуг на базе STK (SIM Tool Kit), LSB (Location Based Services) и MMS (Multimedia Services).

 
         
         

МТС

Затраты МТС на маркетинг  и рекламу в России и СНГ  в 2006 году, согласно финансовой отчетности, составили $607,8 млн. По экспертным оценкам, основанным на данных TNS Gallup AdFact, российский бюджет МТС на закупки рекламы во всех медиа в 2006 году приблизился к $80 млн, а в этом году достигнет $100 млн.

МТС и "Билайн" несколько лет назад провели ребрендинг. В 2005 году появился "Билайн" и его фирменный черно-желтый цвет, а МТС через год получила белое яйцо на красном фоне.Новый бренд оператора понравился абонентам.Яйца, ставшие неотъемлемым элементом рекламы МТС, сослужили компании хорошую службу. Ее реклама стала более узнаваемой, а число абонентов, считающих МТС желанным оператором, выросло. Чтобы закрепить успех, МТС утвердила новую стратегию бренда, рассчитанную на два-три года, рассказала “Ведомостям” вице-президент компании по маркетингу Синтия Гордон: “Прежняя стратегия рассматривала бренд лишь как один из элементов коммуникации с абонентами. Теперь мы смотрим на бренд значительно шире - это все, что связано с восприятием компании ее клиентами, от рекламы и оформления центров продаж до качества услуг”. В рамках стратегии МТС разработала новый слоган, ключевые слова в котором - “всегда больше”.

 
         
         

Наличие барьеров на вступление в отрасль, их характеристика и сложность преодоления

Наличие неценовой  конкуренции на рынке, практические примеры

Постепенно рынок консолидируется  и смещается в сторону неценовой  конкуренции - потребитель становится все более требовательным и грамотным.

Франчайзинг - единственная альтернатива для небольших местных сетей, позволяющая остаться на рынке.

МТС и "Мегафон" уже  конкурируют между собой по всей территории Северо-Запада. Теперь, запустив свою сеть в Мурманске, к ним присоединится "Би Лайн". По словам господина Заруднева, основная особенность регионального бизнеса заключается в том, что провинциальный рынок, в отличие от петербургского, более эластичен к цене. Другими словами, если в Петербурге и Ленобласти пользователи при выборе оператора руководствуются не столько ценовыми характеристиками, сколько собственной симпатией к той или иной компании, то в регионах именно тарифы являются определяющим фактором. "В крупных городах при выборе сотового оператора еще велика эмоциональная составляющая и не все решают цифры. Причем все игроки сотового рынка стараются сохранить эту так называемую эмоциональную составляющую и никто не хочет лобового столкновения тарифов", -- говорит начальник службы по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. "Доходы на душу населения в Петербурге выше, чем в областных центрах. Региональные абоненты гораздо чувствительнее к цене", -- считает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.

То, что главным параметром для регионов является цена, подтверждает и опыт конкуренции в областях Северо-Запада МТС и "Мегафона". Например, МТС в Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия (в этих регионах компания проигрывает "Мегафону" по числу абонентов практически в 3 раза), запустила услугу "3:1", которая дает возможность звонить внутри сети по цене 1 цент за минуту. В свою очередь "Мегафон" смело повел себя в Пскове (где он заметно проигрывает МТС), отменив на тарифе Эффект.ru плату за все входящие звонки и с городских, и с мобильных телефонов. Понятно, что выход третьего оператора "большой тройки" на региональные рынки Северо-Запада заметно обострит борьбу за провинциального абонента и вполне может привести к ценовым войнам. К тому же, по словам господина Погребинского, в условиях акцентированно-эластичного к цене рынка "Би Лайну" будет гораздо сложнее, чем конкурентам, набирать абонентов: "Абонент будет отдавать предпочтение тому оператору, чьими услугами уже пользуется его окружение. Зато в пользу 'Би Лайна' будет сильная раскрученность брэнда", -- говорит он.

Поскольку GSM-операторы уже  исчерпали возможности вести  конкуренцию неценовыми методами, их топ-менеджеры в кулуарных беседах не стесняются говорить о том, что картельный сговор между игроками в скором будущем станет необходимым условием для ведения бизнеса.

Контроль фирм над ценой реализуемого продукта, включая конкретные примеры

 
 

цена/1 мин

цена/за 1 SMS

цена/1 МБит/трафика

 

МТС

2 руб. 50 коп.

85 коп.

6,75 руб.

 

Билайн

75 коп.

1,95 руб

7,45 рубля.

 

Мегафон

1 руб. 99 коп.

1 руб.

7 руб.

 
         

Итог:

Самая дешевая цена за 1 минуту у Би Лайн

Самая дешевая  цена за 1 SMS у Мегафон

Самая дешевая цена за 1 МБит/трафика у МТС

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЛИГОПОЛИИ

3.1 ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ  НА ПОЛИТИКУ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОЛИГОПОЛИЙ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ  ЭКОНОМИКОЙ

Говоря об антимонопольной  политике в странах с развитой рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так, наиболе жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь антимонопольное законодательство отвергает любые формы монополистической конкуренции и монополизма. Более либеральное антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь антимонопольное законодательство направлено против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе экономики.

В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или  ограничения конкуренции федеральным  антимонопольным органом в США  осуществляется государственный контроль за:

созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма  их активов по последнему балансу  превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных  унитарных предприятий, размер активов  которых превышает 50 тысяч минимальных  размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда. В тоже время антимонопольный орган штата не вправе требовать представления информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.(9)

Федеральный антимонопольный  орган не позднее 30 дней со дня получения  необходимых документов сообщает заявителю  в письменной форме о принятом решении 

В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два  или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный  орган в США вправе принять  решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной  или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это  ведет к развитию конкуренции.

Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации  принимается при наличии совокупности следующих условий:

- возможности организационного  и территориального обособления  ее структурных подразделений;

- отсутствия между ее  структурными подразделениями тесной  технологической взаимосвязи (в  частности, если объем потребляемой  юридическим лицом продукции  (работ, услуг) ее структурного  подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

возможности юридических  лиц в результате реорганизации  самостоятельно работать на рынке определенного  товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций  или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником  или органом, уполномоченным им, с  учетом требований, предусмотренных  в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может  быть менее шести месяцев.

 

3.2 Экономический  анализ рынка олигополии в  России

Российский рынок как  переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советский прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

Крупнейшие компании по объему реализации продукции. Январь 2004

Компания

"Газпром"

РАО"ЕЭС"

"ЛУКойл"

"ЮКОС"

"Сургутнефтегаз"

"ТНК"

"Сибнефть"

"Русал"

Объем реализации млн.$

19571,0

16052,6

15449

11373

6407,7

6075,4

4776,7

3960


По мнению журнала "Эксперт", в нашей стране крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую  рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и т.п.(16) Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России

Рост рентабельности отраслей промышленности за 2003 год

Отрасль

Рентабельность  в %

Нефтегазовая промышленность

18,5

Промышленность драгоценных  ме-таллов и алмазов

15,5

Табачная промышленность

15,5

Пищевая промышленность

9

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

7

Черная металлургия

6

Машиностроение

5,5

Электроэнергетика

5,5

Химическая промышленность

5

Цвет. Мет.

3

Угольная промышленность

-3

Информация о работе Экономические теории олигопольного ценообразования