Экономический анализ ассортимента продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Сегодняшние рыночные условия требуют от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты ассортимента продукции и его роль на предприятии.

1.1. Ассортиментная политика предприятия. Виды стратегий........................6
1.2. Основные понятия об ассортименте продукции и товаров........................9
1.3 Основные показатели анализа ассортимента и структуры продукции..13

2. Анализ ассортимента продукции и ее структуры на примере ООО "Север"
2.1 Анализ ассортимента продукции в ООО "Север"..................................17
2.2 Анализ структуры продукции.................................................................24

3. Рекомендации по улучшению ассортимента и структуры продукции на предприятии....................................................................................................29

Заключение.....................................................................................................32
Список использованной литературы.............................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая петрушина.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

 

Негосударственное образовательное  учреждение.

Высшего профессионального  образования 

«Университет управления «ТИСБИ»»

 

Факультет налоговое  дело. Дневное отделение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине: «Экономический анализ»

 

Тема: Экономический анализ ассортимента продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2013.

Содержание.

 

Введение 

 

1. Теоретические аспекты ассортимента продукции и его роль на предприятии.

 

1.1.  Ассортиментная политика  предприятия. Виды стратегий........................6

1.2. Основные понятия об ассортименте продукции и товаров........................9

1.3 Основные показатели  анализа ассортимента и структуры  продукции..13

 

2. Анализ ассортимента  продукции и ее структуры на  примере ООО "Север"

2.1 Анализ ассортимента продукции в ООО "Север"..................................17

2.2 Анализ структуры продукции.................................................................24

 

3. Рекомендации по улучшению  ассортимента и структуры продукции  на предприятии....................................................................................................29

 

Заключение.....................................................................................................32

Список использованной литературы.............................................................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Сегодняшние рыночные условия  требуют от предприятий повышения  эффективности производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов  хозяйствования, а также анализу ассортимента и структуры продукции на предприятии. С их помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что  в современных условиях основным фактором повышения эффективности  деятельности предприятия является один из разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия - анализ ассортимента и структуры продукции.

Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «Север». Предметом выступает ассортимент и структура себестоимости.

Исходя из выше изложенного, необходимо определить цель данной работы - проанализировать ассортимент и структуру продукции. Основные задачи:

- рассмотреть теоретические  основы ассортиментной политики  предприятия;

- определить основные  процессы формирования и управления  ассортиментом;

- произвести анализ  и оценку ассортимента и структуры  продукции ООО «Север»;

- определить основные  мероприятия по улучшению ассортимента  и структуры продукции данного  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты ассортимента продукции и его роль на предприятии.

 

1.1.  Ассортиментная  политика предприятия. Виды стратегий.

 

Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для  определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом  прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают  особое значение при наличии свободы  выбора сферы и направления деятельности. Эта политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами.

Одним из инструментов, которым  можно воспользоваться для решения данной проблемы, является операционный анализ, представляющий собой анализ безубыточности. В его основе лежат действия по определению промежуточных показателей (промежуточных сальдо), позволяющих поэтапно отделить выручку реализации от затрат предприятия.

C начала рассчитывается  валовая маржа, как сумма выручки  от реализации за вычетом переменных  затрат. Остаются условно-постоянные  затраты и прибыль, т. е. те  величины, которыми можно управлять.

Следующим шагом является удаление еще и условно-постоянных затрат. Равенство прибыли нулю соответствует безубыточности предприятия. Данный показатель носит название порог рентабельности - это такая выручка (или объем реализации продукции в натуральном выражении), которая обеспечивает полное покрытие всех затрат (переменных и условно-постоянных) и имеет место нулевая прибыль. Порог рентабельности (точку безубыточности) можно определить графическим способом.

 

Рисунок 1.1 - Графическое определение  порога рентабельности предприятия:

 

Если предприятие имеет дело только с одним наименованием продукции, то порог рентабельности можно определить по формулам:

 

Пр = С / Р - V (1)

 

Где:

С - постоянные расходы;

P - цена изделия;

V - переменные расходы.

 

При выпуске нескольких изделий:

 

Пр = ∑ Qi (Pi - Vi) - Ci (2)

 

Где:

Q - количество изделий;

i - i-е изделие (i=1,…, n).

Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка  превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас  финансовой прочности предприятия  и больше сумма прибыли. Запас  финансовой прочности - это разность между фактической (или планируемой) выручкой от реализации и порогом рентабельности.[1, 357]

При проведении операционного  анализа часто используют такой  показатель, как сила воздействия  операционного рычага (СВОР). Он показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент и определяется как отношение валовой маржи к прибыли.[2, 402]

Проведение операционного  анализа требует от финансовых менеджеров не только широкого использования всех необходимых формул, но и умения на основе расчетов делать правильные выводы, а также разрабатывать возможные сценарии развития производства и просчитывать результаты, к которым они могут привести.

Имея в своем потенциале такое мощное оружие, как операционный анализ, можно управлять объемом продаж, зная, сколько необходимо продать продукции, чтобы покрыть затраты. В то же время необходимо помнить, что чем выше порог рентабельности, тем труднее его перейти. Добиться его снижения можно различными путями - повышая цену или объем реализации, снижая переменные и условно-постоянные затраты. С помощью операционного анализа финансовый менеджер ведет поиск наиболее выгодных сочетаний переменных и условно-постоянных затрат, цены и объема реализуемой продукции. Например, иногда лучше снизить цену и за счет этого увеличить объемы продаж. В других случаях целесообразно увеличить некоторые условно-постоянные затраты (например, расходы на рекламу), в результате чего возрастет реализация.[6, 203]

Таким образом, ассортиментная политика - это формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и ограничений на различные виды используемых в производстве ресурсов. Поэтому при ее формировании неотъемлемой частью является анализ финансовой деятельности предприятия и планирование ассортимента и структуры продукции. Особое внимание при разработки ассортиментной политики уделяется снижению затрат на производство и реализацию продукции, используя различные методы финансового менеджмента.

 

1.2 Основные понятия об ассортименте продукции и товаров.

 

Ассортимент продукции  и товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному  признаку. Основными группировочными  признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский.

Номенклатура – это  перечень наименований изделий и  их кодов (в кодификаторе) установленных  для соответствующих видов продукции  в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент  бывает:

1.  Полный;

2.  групповой;

3.  внутригрупповой.

Ассортимент товаров  характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

Широта ассортимента означает количество изделий того или  иного назначения.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного  вида изделий, количество позиций каждого  вида товара.

Полнота ассортимента определяется отношением фактического количества разновидностей товаров к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом или спецификацией.

Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий  в общем объеме, поставленных на продажу.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом  называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

Торговый ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых  изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, стекла и т. д.

По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.

Важным признаком классификации  являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие  из небольшого количества видов или  сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

Товарные группы делятся  на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под  видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги —  женские, мужские и детские; мебель — для кухни, жилой комнаты  и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления товаров  на группы, подгруппы и виды принято  выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент — это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина — количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.

Информация о работе Экономический анализ ассортимента продукции