Экономический анализ ассортимента продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Сегодняшние рыночные условия требуют от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты ассортимента продукции и его роль на предприятии.

1.1. Ассортиментная политика предприятия. Виды стратегий........................6
1.2. Основные понятия об ассортименте продукции и товаров........................9
1.3 Основные показатели анализа ассортимента и структуры продукции..13

2. Анализ ассортимента продукции и ее структуры на примере ООО "Север"
2.1 Анализ ассортимента продукции в ООО "Север"..................................17
2.2 Анализ структуры продукции.................................................................24

3. Рекомендации по улучшению ассортимента и структуры продукции на предприятии....................................................................................................29

Заключение.....................................................................................................32
Список использованной литературы.............................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая петрушина.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Один из наиболее распространенных показателей ритмичности продукции - коэффициент ритмичности.

Таблица 2.6 Анализ структуры  товарной продукции за 2007 г.

Квартал

Выпуск продукции, руб.

Удельный вес, %

Выполнение плана, коэффиц.

Доля продукции зачтен. в план по ритм-ти, %

план

факт

План

факт

I

92000

100500

29,3

30,6

1,092

29,3

II

73200

70600

23,3

21,5

0,964

21,5

III

83800

87000

26,6

26,5

1,038

26,5

IV

65500

70000

20,8

21,4

1,069

20,8

За год

314500

328100

100

100

1,043

98,1


Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня: 29,3+21,5+26,5+20,8 = 98,1 %.

Для оценки ритмичности  производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана, чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

К аритм = 0,092 + 0,036 + 0,038 + 0,069 + 0,043 = 0,278.

Внутренние причины  аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия. Низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.[9, 115]

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску продукции  в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим  и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего объема производства. Упущенные возможности = 328100 - (100500 * 4) = - 73900 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рекомендации  по улучшению ассортимента и  структуры продукции на предприятии.

 

Итак, исследование изменения  структуры ассортимента продукции начинается с ее планирования. Однако не следует забывать, что планирование невозможно осуществить без определения имеющихся ресурсов и возможностей, а также анализа внутренней и внешней среды.

Одним из методов определения  ресурсов предприятия является SWOT-анализ предприятия. Для этого необходимо оценить маркетинговую, финансовую и производственную деятельность предприятия по пяти бальной системе (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 - Шаблон таблицы для анализа факторов внутренней среды ООО «Север»:

Фактор

Оценка качества

Важность

1

2

3

4

5

высокая

средняя

низкая

1. Известность кампании  на рынке

               

2. Доля рынка

               

3. Качество продукции

               

4.Качество обслуживания

               

5.Реклама и маркетинг

               

6.Эффективность продаж

               

7.Эффективность обслуживания

               

8.Место расположения

               

9. Достаточность материальных  ресурсов

               

10. Доходность капитала

               

11. Финансовая стабильность

               

12. Современное оборудование

               

13. Соблюдение сроков  поставок

               

14. Ассортимент

               

15. Квалификация руководства

               

16. Оперативность принятия  решений

               

 

Как видно из данной таблицы, такие  факторы внутренней среды, как известность  компании, материальные ресурсы, положительно влияют на деятельность ООО «Север».

Существуют также факторы, которые затормаживают развитие ООО «Север», относятся: неэффективная рекламная деятельность, низкая доходность капитала, финансовая неустойчивость.[8, 212]

В связи с низким качеством  данных факторов и их низкой оценкой спрос падает и, следствием этого становится падение выручки, чистой прибыли и других финансовых и экономических показателей.

Обработка данных происходит путем построения матрицы сильных  и слабых сторон предприятия (SWOT-анализ).

Данные таблицы могут в значительной мере варьироваться в зависимости от сферы деятельности предприятия, его основных показателей финансовой устойчивости предприятия, что и является важным в определении внешних и внутренних ресурсов деятельности предприятия.

Для этого, в каждой ячейке матрицы проставляются пункты факторов внутренней среды.

Данная среда структурируются в таблицу соответственно проведенному анализу внутренней среды (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 - Анализ сильных и слабых сторон ООО «Север»:

Важность

Оценка качества

Номера пунктов

Очень слабое

Слабое

Нейтральное

Сильное

Очень сильное

Высшая

 

5

2, 7

1, 3, 9, 12, 13, 14

 

Средняя

 

6, 11

4, 7, 15, 16

   

Низшая

         

 

Из матрицы видно, что  сильные и нейтральные стороны  превосходят слабые. Существенным недостатком служат уровень обслуживания и эффективность продаж.

Однако, предприятие имеет  широкие возможности для стабильной деятельности, так как имеет высокий  технический уровень производства и удачное место расположения.

Предприятие имеет низкую работу в маркетинговой среде, поэтому спрос на продукцию и услуги упал, что отражается на финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Как видно из проведенного анализа, на состояние предприятия  действуют и другие факторы.

Например: Процент выполнения договорных обязательств. Как видно из таблицы 2.3. недопоставка продукции была на 500 шт. В итоге показатель составил 95%. Вывод:

  1. Сменить поставщиков
  2. Сделать более жесткими договорные обязательства
  3. Стать у этих поставщиков более важным покупателем, чем другие.

Также у предприятия существует проблемы с производством продукции, что свидетельствует таблица  2.4. Выполнение плана по ней составляет 97,3 %. На это повлияло не до выполнение плана по продуктам Б и Г. Вывод:

Нужны мероприятия по налаживаю выпуска продуктов  Б и Г, иначе не выполнение плана будет вести к потере денежных ресурсов, неэффективной работе всего предприятия.

Таким образом, определив  качество факторов внутренней среды  ООО «Север», необходимо сказать, что основные финансово-экономические показатели падают, в связи с низким качеством факторов внутренней среды, наиболее важным из которых является реклама.

Поэтому на данном предприятии  падает спрос и выручка от продажи  товаров и реализации услуг. Данная деятельность ставит предприятие в  условие финансовой неустойчивости, что приводит его в состояние высокого кризиса, на что указывают показатели финансовой устойчивости ООО «Север».

 

 

Заключение.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка  является одним из важнейших индикаторов  деловой активности предприятия  и его конкурентоспособности.

Ассортимент продукции  и товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский.

Номенклатура – это  перечень наименований изделий и  их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей; оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий на рынках, принятие  своевременных мер по внедрению  новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом: объем продукции, принятый в расчет делим на базовый объем производства (реализации) продукции.

В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов  продукции возрастает, а других — уменьшается.

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции. Также результат  можно получить и более простым способом - способом процентных разностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Абрамов, С.С.  Финансово-экономический анализ  предприятия: учеб. пособие / С.С.  Абрамов. - М.: Изд-во Знание, 2006. - 357 с.

2. Белобородова, В.А. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. пособие / В.А. Белобородова. - М.: Изд-во РЭЖ, 2008. - 402 с.

3. Волков, И.В.  Менеджмент: учеб. пособие / И.В. Волков. - М., Изд-во ЮНИТИ, 2006. - 208 с.

4. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2007. -120 с.

5. Желтков, О.В.  Финансовый анализ: учеб. пособие  для студ. / О.В. Желтков. - М.: Эксмо, 2008. - 320 с.

6. А.В. Гличёв. Основы управления качеством продукции. Изд-во АМИ, 2006, -203 с.

7. Пугачев, В.И.  Структура ассортимента продукции предприятия: учеб. пособие вузов / В.И. Пугачев - М.: Знание, 2008. - 301 с.

8. Романов, С.И.  Управление риском: учеб.-метод. пособие  / С.И. Романов. - М.: Знание, 2005. - 212 с.

9. Экономика предприятия:  учеб.пособие / В. Я. Хрипач [и др.]; под общ. ред. А. С. Головачева, И. В. Головачевой. – Минск: НПЖ Финансы, учет, аудит, 2007. -115 c.

10. http://www.allbest.ru

11. http://www.bestreferat.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономический анализ ассортимента продукции