Этапы системного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 09:27, реферат

Краткое описание

Современный менеджер должен знать всеобщее управление качеством и активно использовать его в своей трудовой деятельности.Несмотря на то, что движение за улучшение качества продукции в России существовало с периода проведения индустриализации, однако с течением времени становилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что формирование системного подхода давало возможность осуществлять действительно комплексное управление качеством продукции и увязывать все стороны деятельности предприятия в этой области. Однако существенным недостатком механизма УКП в отечественной практике является то, что он не сориентирован на потребителя, не направлен на выпуск конкурентоспособной продукции высокого уровня качества со стабильными показателями.

В 1990-е гг. при переходе к рыночным условиям директивные методы управления стали терять свою силу, появилась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции. Вместе с тем начиная с 1992 г. появились законодательные акты, регулирующие вопросы безопасности продукции. Большой заслугой Госстандарта в переходный период к рынку явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на системы качества с международными. Таким образом, главным достижением этого этапа формирования системного подхода управления качеством стало внедрение стандартов ISO 14000 и OS-9000.

Стандарт - - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.Нормативные документы по стандартизации в РФ подразделяются на следующие категории:

— государственные стандарты РФ — ГОСТ Р;

— отраслевые стандарты — ОСТ;

— технические условия — ТУ;

стандарты предприятия и объединения — СТП;

- стандарты научно-технических  и инженерных обществ — СТО.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания, устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

— стандарты основополагающие;

— стандарты на продукцию, услуги;

- стандарты на процессы;

— стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

В зависимости от масштабности распространения стандартов они подразделяются на:

- национальные — стандарты, принятые национальным органом по стандартизации одной страны;

- региональные — стандарты, принятые  региональной международной организацией  по стандартизации;

- межгосударственные - стандарты, принятые  государствами,

присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемые ими непосредственно;

— международные — стандарты, принятые Международной организацией по стандартизации (ISO).

Отличительными особенностями российской системы по стандартизации являются: максимальное сближение требований отечественных международных стандартов; сохранение обязательности требований государственных стандартов лишь к той части показателей, которые во сем мире подлежат законодательному регулированию (например, показателей безопасности для человека и окружающей среды).

2.УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 

Политика в области управления качеством в международном масштабе вырабатывается Международной организацией по стандартизации. В 1996 г. были разработаны принципы управления качеством и руководство по их применению. Несмотря на то, что данные принципы разрабатывались в рамках проекта международного стандарта, было принято решение не утверждать их в качестве стандарта, а выпустить в виде брошюры в помощь руководителям предприятий и организаций, чтобы они имели представление о восьми принципах управления качеством, их применении в условиях бизнеса с целью успешной реализации системного подхода и повышения культуры руководства организацией.

Принципы управления качеством — это всестороннее и фундаментальное правило или убеждение, лежащее в основе руководства организацией и в основе ее деятельности и направленное на долгосрочную непрерывную работу по удовлетворению нужд потребителей с одновременным учетом потребностей всех заинтересованных лиц и организаций.

Всего было выделено восемь принципов:

1) организация, ориентированная на  потребителя;

2) руководство;

3) вовлеченность работников;

4) подход, основанный на процессах;

5) системный подход к управлению;

6) непрерывное совершенствование;

7) принятие решений на основе  фактов;

8) взаимовыгодные отношения с  поставщиком.

Рассмотрим более подробно содержание и особенности применения каждого из восьми принципов управления качеством.

Сущность первого принципа «организация, ориентированная на потребителя» заключается в следующем: организации зависят от своих клиентов, поэтому они должны понимать текущие и будущие нужды клиентов, идти навстречу их требованиям и стремиться предвосхитить их ожидания.

Применение данного принципа приведет к следующим положительным результатам:

— понимание нужд клиента и его ожиданий по срокам доставки и цене, доведение этой информации во все подразделения организации;

— измерение степени удовлетворенности клиента и реагирование на результаты этого измерения;

— рассмотрение запросов общества;

— управление взаимоотношениями клиента и общества.

В результате реализации данного принципа предприятие получает преимущества, заключающиеся в том, что нужды клиента становятся видимыми по всей организации, что обеспечивает прямую связь соответствующих целей и задач с нуждами и ожиданиями клиента, что позволяет добиться того, что персонал данной организации обладает достаточными знаниями и мастерством для удовлетворения нужд клиентов.

Второй принцип «руководство» заключается в том, что руководители устанавливают единство цели, направления и внутренней среды организации. Они полностью вовлекают работников в достижение целей организации.

В результате, по мнению В. В. Окрепилова, становится возможным осуществление следующих действий:

— понимание и реакция на изменение внешней среды, рассмотрение нужд всех участников, включая клиентов, собственников, персонала, поставщиков и общества в целом;

— четкое видение будущего организации;

— определение степени участия этических моделей на всех уровнях организации;

— культивирование доверия и ликвидация страха;

— передача полномочий подчиненным путем обеспечения свободы действий с ответственностью и отчетностью;

— стимулирование работников и признание их вклада;

— содействие открытым и честным связям;

— обучение кадров;

— установление перспективных целей и задач;

— внедрение стратегии для достижения данных целей и задач.

Применение данного принципа позволяет использовать следующие преимущества: определить четкий прогноз будущего организации; вовлечь работников для достижения целей организации; позволяет иметь заинтересованную, хорошо информированную и стабильную команду.

Принцип «вовлеченности работников»заключается в следующем: работники являются сущностью организации, их полное вовлечение дает возможность использовать их знания и опыт для получения выгоды организации.

При полном вовлечении работники будут:

- брать ответственность за решение  проблемы на себя;

- активно искать возможности  для совершенствования;

- свободно делиться знаниями  и опытом в группах и бригадах;

- сосредоточиваться на создании  ценностей для клиентов;

- инициативными и созидательными  в достижении целей организации;

- лучше представлять свою организацию  клиентам и обществу;

- получать удовольствие от своей работы;

- гордиться тем, что являются  частью своей организации.

Применение данного принципа дает следующие преимущества: работники свободно вносят вклад в совершенствование плана и его успешное выполнение; работники участвуют в определении целей; работники вовлечены в оперативные решения и совершенствование процесса; работники получают большее удовлетворение от своей работы и активно стремятся к профессиональному росту и развитию ради преимуществ организации.

Принцип «подход, основанный на процессах»позволяет получать желаемый результат более эффективно, так как управление ресурсами и всеми видами деятельности рассматривается как процесс. Применение данного принципа позволяет проводить следующие мероприятия:

— определение процесса для достижения желаемого результата;

идентификация характеристик процесса и функций организации; установление ответственности за управление процессами;

— идентификация входа и выхода процесса.

Применение данного принципа дает большие преимущества, принятие этого подхода по всей организации приведет к более предсказуемым результатам, к лучшему использованию ресурсов, уменьшит время и снизит стоимость; понимание возможностей процесса позволяет спрогнозировать на перспективу цели и задачи; принятие подхода, основанного на процессах, снижает стоимость всех оперативных результатов, предотвращает значительное количество ошибок, уменьшает время цикла.

Принцип «системного подхода к управлению» заключается в идентификации, понимании и управлении системой взаимозависимых процессов для заданной цели, что позволит повысить эффективность организации.

Его применение ведет к следующим действиям:

— определение системы путем идентификации или развития процессов, влияющих на заданную цель;

— структурирование системы для достижения цели более эффективным путем;

— понимание взаимозависимости между процессами системы;

— постоянное совершенствование системы через измерение и оценку.

К основным преимуществам применения данного принципа можно отнести: создание исчерпывающих и проблемных планов, которые соединяют функциональные и процессуальные входные данные; регулирование целей и задач индивидуальных процессов одновременно с ключевыми целями организации; обеспечение лучшего понимания роли и ответственности для достижения общих целей при снижении межфункциональных барьеров и совершенствовании работы коллектива.

В. В. Окрепилов считает, что применение принципа «непрерывного совершенствования» ведет к следующим действиям:

— проведение непрерывного совершенствования продукции, процессов и систем становится целью каждого работника организации;

— применение основных концепций совершенствования, таких как возрастающее и прорывное совершенствование;

— постоянное повышение эффективности процессов;

— обеспечение каждому члену организации возможности обучения методам и инструментам непрерывного совершенствования (таким, как цикл «план — работа — проверка — действие»);

— определение целей и мер для управления и контроля совершенствования

— признание усовершенствований.

К основным преимуществам применения данного принципа можно отнести: применение стратегий и планов бизнеса, позволяющих использовать метод непрерывного совершенствования в стратегическом планировании бизнеса; определение реальных целей совершенствования и обеспечение ресурсами для их достижения; вовлечение служащих в непрерывное совершенствование процессов; обеспечение всех служащих методиками, инструкциями и инструментами, а также поощрение за деятельность по совершенствованию.

Реализация принципа «принятие решений на основе фактов» позволяет повысить эффективность применяемых решений и выполняемых действий, поскольку они основаны на анализе данных и информации. Для применения данного принципа необходимо выполнение следующих действий:

- проведение измерений и сбор  данных и информации, относящихся к поставленной цели;

- обеспечение достаточно точными  и надежными данными и информацией;

— анализ данных и информации с использованием действенных методов;

использование результатов анализа для принятия решений;

— принятие решений и их выполнение, основанное на анализе, с учетом опыта и интуиции.

К основным преимуществам применения данного принципа можно отнести: формирование более реальных и достижимых планов; обоснованный выбор цели на основе сравнительных данных и информации; появление возможности анализировать предложения, данные и информацию из таких источников, как исследования замечаний работников, коллективов и рабочих групп, и использовать результаты этого анализа для формирования политики руководства по отношению к своим работникам.

Принцип «взаимовыгодные отношения с поставщиком» позволяет обеим организациям добиться большего успеха в бизнесе.

Следует заметить, что взаимовыгодные отношения с поставщиками Должны быть основаны на: выборе и оценке основных поставщиков; установлении таких отношений, которые сбалансируют получение краткосрочных и долгосрочных преимуществ; создании четких и открытых отношений; инициативе совместного развития и совершенствования продукции и процессов; ясном понимании нужд потребителя; обмене информацией координации планов; взаимном понимании текущих и будущих нужд потребителя; признании усовершенствований и достижений поставщика.

К преимуществам применения данного принципа относятся: развитие стратегических альянсов или партнерства с поставщиками, позволяющими добиться превосходства над конкурентами; более раннее привлечение и участие поставщиков, позволяющее определить стратегические цели; обеспечение надежной и бездефектной доставки продукции; обучение поставщиков, совместные усилия по совершенствованию для улучшения работы обеих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Принципы управления качеством

 

Политика в области управления качеством в международном масштабе вырабатывается Международной организацией по стандартизации. В 1996 г. были разработаны принципы управления качеством и руководство по их применению. Несмотря на то, что данные принципы разрабатывались в рамках проекта международного стандарта, было принято решение не утверждать их в качестве стандарта, а выпустить в виде брошюры в помощь руководителям предприятий и организаций, чтобы они имели представление о восьми принципах управления качеством, их применении в условиях бизнеса с целью успешной реализации системного подхода и повышения культуры руководства организацией.

Информация о работе Этапы системного подхода