Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:00, курсовая работа
Главные цели данной работы - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия, выявление основные проблем деятельности и разработка рекомендаций по улучшению, как финансового состояния, так и использования всех ресурсов предприятия.
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
1. Правовой статус, состав и организационная структура предприятия
1.2 Основные виды деятельности предприятия
1.3 Экономическая среда функционирования
1.4 Ресурсы предприятия
1.4.1 Основные фонды
1.4.2 Оборотные средства
1.4.3 Характеристика трудового персонала
1.5 Организация и оплата труда
1.6 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии
1.7 Выводы по 1 главе
2. Экономический анализ деятельности ОАО «Магазин Продукты»
2.1 Анализ динамики экономических показателей
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ прибыльности и рентабельности
2.4 Предложения по улучшению работы на предприятии и их обоснование
3. Автоматизированные системы обработки информации
3.1 Цели создания АСОИ на ОАО «Магазин Продукты»
3.2 Определение комплексов подсистем в АСОИ
3.3 Подсистема «Управление поставками и запасами»
3.4 Анализ информационных потоков
3.5 Экономическая эффективность от внедрения АСОИ
3.6 Организационно-экономическая сущность задачи
3.7 Информационная база задачи
3.8 Алгоритм решения
3.9 Заключение по 3 главе
Заключение
При оценке основных средств важное значение имеет анализ технического состояния основных средств. Для проведения такого анализа необходимо рассчитать следующие коэффициенты:
1. Коэффициент
обновления (ввода) основных фондов,
который показывает удельный
вес новых основных фондов
в составе всех основных
, где (1.5)
Ф ввод - первоначальная стоимость вновь введенных основных фондов за анализируемый период, руб.;
Ф кон - стоимость основных фондов на конец того же периода, руб.
2. Коэффициент выбытия основных фондов, который показывает, какая доля основных фондов, имевшихся к началу отчетного периода, выбыла за отчетный период из-за ветхости и износа:
, где (1.6)
Ф выб - стоимость выбывших основных фондов за анализируемый период, руб.;
Ф нач - стоимость основных фондов на начало анализируемого периода, руб.
3. Коэффициент
прироста основных фондов
(1.7)
Расчет коэффициентов обновления, выбытия и прироста основных фондов за анализируемый период 2007 - 2008 гг. приведен в Таблице 4.
Таблица 4 Расчет коэффициентов обновления, выбытия и прироста основных фондов за анализируемый период
Год |
Первоначальная стоимость основных фондов, тыс. руб. |
Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
Коэффициент | |||||
на начало года |
на конец года |
ввода |
выбытия |
прироста |
ввода |
выбытия |
прироста | |
2007 |
12991 |
13028 |
21681 |
21644 |
37 |
1,67 |
1,66 |
0,003 |
2008 |
13028 |
12716 |
362 |
674 |
-312 |
0,03 |
0,05 |
-0,024 |
Итого |
12991 |
12716 |
22043 |
22318 |
-275 |
1,73 |
1,72 |
-0,021 |
Сопоставление коэффициентов обновления основных фондов с коэффициентами выбытия (отношения коэффициентов) позволило установить, что новые основные фонды в течение 2007 года направлялись на пополнение действующих, что обеспечивало их прирост на 37 тыс. руб. В целом же отношение коэффициентов примерно равно единице, что говорит о том, что основные фонды направляются преимущественно на замену устаревших. А в 2008 году доля вводимого оборудования резко сократилась, что привело к сокращению стоимости основных фондов на 312 тыс. руб. Данная ситуация может негативно сказаться в будущем на состояние основных фондов предприятия.
При анализе основных средств обычно используют показатели, связанные с эффективностью использования площадей и складской емкости. На предприятиях торговли площадь обычно подразделяют на общую, торговую, площадь торгового зала.
Общая площадь магазина включает торговую, рабочую и вспомогательную площадь. Её определяют как сумму площадей всех этажей, измеренных в пределах внутренней поверхности наружных стен, площадей, антресолей и переходов в другие здания.
Торговая площадь магазина выражает сумму площадей торгового зала, залов отдела заказов и кафетерия, помещений для оказания услуг покупателям, включая площадь демонстрационного зала.
Для выяснения степени использования торговых площадей «Продукты» рассмотрим следующие показатели:
Таблица 5 Показатели эффективности использования торговых площадей «Продукты»
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
118915 |
144358 |
25443 |
121,4 |
Торговая площадь, м2 |
1366,4 |
1007,4 |
-359 |
73,7 |
Общая площадь, м2 |
4404,3 |
3990,9 |
-413,4 |
90,6 |
доля торговой площади в общей площади предприятия, % |
31,02 |
25,24 |
- 5,78 |
81,37 |
товарооборот на 1 м2 общей площади, тыс. руб./ м2 |
27,0 |
36,17 |
9,17 |
134,0 |
товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб./ м2 |
87,03 |
143,3 |
56,27 |
164,65 |
Как видно из Таблицы 5, наблюдается сокращение имеющейся у организации площади: торговая площадь сократилась на 26,3 %, что привело к уменьшению общей площади на 9,4 %. В связи с этим произошло снижение доли торговой площади в общей до 25,24 %. Это связано с тем, что предприятием был продан один из объектов недвижимости, чтобы выйти из критического состояния. Но данное обстоятельство и не сказывается негативно на эффективности использования торговых площадей. Доказательством является то, что товарооборот, приходящейся на единицу общей площади, в 2008 году увеличился на 34 % по сравнению с 2007 г. и составил 36,17 тыс. рублей на 1 м2. Товарооборот на 1 м2 торговой площади возрос значительнее на 64,65 %, это объясняется продажей торговых площадей, что привело к сокращению на 26,3 %.
Также при оценке состояния основным средств необходимо рассчитать коэффициент износа и коэффициент годности. Коэффициент износа основных фондов характеризует среднюю степень их износа и определяется по формуле:
, где (1.8)
Физн - стоимость износа всех или соответствующих видов основных фондов
Фп - первоначальная стоимость всех или отдельных видов основных фондов
Коэффициент износа рекомендуется исчислять на начало и конец исследуемого периода.
Коэффициент годности основных фондов показывает, какую долю составляет их остаточная стоимость от первоначальной стоимости за определенный период. Он определяется по формуле:
(1.9)
Коэффициент годности основных фондов можно также исчислять вычитанием процента износа из 100 %.
Расчет коэффициентов износа и годности основных фондов осуществляется в Таблице 6.
Износ основных фондов на предприятии на начало 2007 года был значительный и составил 21,6 %. Но за 2007 год положение ухудшилось и на конец периода коэффициент износа возрос почти в 2 раза (на 91,2 %). В 2008 году также наблюдается сокращение коэффициента годности основных фондов, но уже не столь значительное - на 6,5 %. На конец 2008 года 45,1 % основных средств износилось, это подтверждается и практическим наблюдением: оборудование уже старое, кассовые аппараты, холодильники не однократно ломались. Предприятию срочно необходимо обновить основные фонды: купить оборудования, сделать ремонты зданий.
Таблица 6 Расчет коэффициентов износа и годности основных фондов на предприятии за 2007-2008 гг.
Год |
Первоначаль ная стоимость основных фондов, тыс. руб. |
Остаточная стоимость основных фондов, тыс. руб. |
Износ основных фондов, тыс. руб. |
Коэффициент износа |
Коэффициент годности | |||||
на начало года |
на конец года |
на начало года |
на конец года |
на начало года |
на конец года |
на начало года |
на конец года |
на начало года |
на конец года | |
2007 |
12991 |
13028 |
10178 |
7643 |
2813 |
5385 |
0,216 |
0,413 |
0,784 |
0,587 |
2008 |
13028 |
12716 |
7643 |
6977 |
5385 |
5739 |
0,413 |
0,451 |
0,587 |
0,549 |
Анализ состояния основных фондов выявил необходимость разработки программы внедрения новой техники и ввода новых производственных объектов. При этом особое внимание обращается на внедрение прогрессивного оборудования, на увеличение доли высокомеханизированных и автоматизированных производственных процессов, повышающих конкурентоспособность предприятия и его продукции [4].
1.4.2 Оборотные средства предприятия
Оборотные средства - это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Условия производства и реализации продукции требуют, чтобы на складах производственного предприятия постоянно находились запасы материальных ценностей, потребляемых в процессе производства, а также готовой продукции. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы необходимо, чтобы в цехах находились определенные заделы незаконченной продукции. И наконец, предприятие должно располагать определенными денежными средствами в кассе, на счетах в банке, в расчетах.
Оборотные средства представляют собой наиболее подвижную часть активов. В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.
Анализ динамики и состава оборотных активов ОАО «Магазин Продукты» приведен в Таблице 7.
Таблица 7 Анализ динамики и состава оборотных активов ОАО «Магазин Продукты», тыс. руб.
Наименование оборотных средств |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Темп роста за 2008 г., % | |||
Сумма на конец периода |
Удель ный вес, % |
Сумма на конец периода |
Удель ный вес, % |
Сумма на конец периода |
Удель ный вес, % | ||
Запасы, В том числе: Сырье, материалы и другие аналогичные ценности Готовая продукция и товары для перепродажи Расходы будущих периодов Прочие запасы и затраты |
10142
480
9382
4 276 |
69,5
3,3
64,3
0,02 1,88 |
9608
754
8846
8 - |
23,1
1,8
21,28
0,02 |
10059
830
9116
114 - |
23,7
2,0
21,5
0,2 |
104,7
110,08
103,05
1425 |
НДС по приобретённым ценностям |
3418 |
23,4 |
3166 |
7,6 |
3105 |
7,3 |
98,07 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
0,0 |
- |
0,0 |
25031 |
59,1 |
101,6
102,31 | |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты) В том числе: Покупатели и заказчики |
771
170 |
5,3
1,1 |
26729
779 |
64,4
1,9 |
2129
797 |
5,0
1,9 | |
Денежные средства |
259 |
1,8 |
2002 |
4,9 |
2062 |
3,0 |
103,0 |
Итого |
14590 |
100,0 |
41505 |
100,0 |
42387 |
100,0 |
102,1 |
Важнейшими показателями эффективного использования оборотного капитала являются:
1. Коэффициент
оборачиваемости - показывает число
кругооборотов, которое совершает
оборотный капитал за период;
сумма реализованной продукции,
приходящаяся на рубль
, где (1.10)
Q - годовой объем реализованной продукции, руб.
S об.ср. - среднегодовая стоимость оборотного капитала, руб.
2. Коэффициент
загрузки оборотного капитала - показывает
величину оборотного капитала, приходящуюся
на рубль реализованной
(1.11)
3. Продолжительность
одного оборота в днях - позволяет
судить о том, в течение какого
времени оборотный капитал
где (1.12)
Дк - число календарных дней периода
Эффективность использования оборотных средств отражена в Таблице 8.
Таблица 8 Показатели использования оборотных средств
Показатель |
2007 |
2008 |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс.руб. Количество календарных дней периода, дн. Коэффициент оборачиваемости Коэффициент загрузки оборотного капитала Продолжительность одного оборота, дн. |
118915
28047,5
365
4,24 0,24 86 |
144358
41946
365
3,44 0,29 106 |
25443
13898,5
0
-0,8 0,05 20 |
121,4
149,55
100,0
81,13 120,83 123,26 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что оборачиваемость оборотного капитала снижается, сумма реализованной продукции, приходящаяся на рубль оборотного капитала сокращается на 18,87 % (81,13-100,0), что в свою очередь говорит о снижении эффективности использования оборотных средств. Это связано с тем, что среднегодовая стоимость оборотного капитала растет быстрее, чем годовой объем реализованной продукции в стоимостном выражении. Следовательно, и загрузка оборотного капитала возрастает на 20,8 %. Длительность оборота в 2008 году больше на 20 дней или 23,26 %, чем длительность одного оборота в 2007 году. Это также говорит о том, что необходимо провести мероприятия по более эффективному использованию имеющихся у предприятия оборотных средств [5].
Информация о работе Анализ деятельности торгового предприятия на примере ОАО «Магазин «Продукты»