Анализ прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Прибыль - одна из важнейших и самых сложных экономических категорий, занимающая одно из центральных мест среди инструментов управления экономикой. Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что К.Р. Макконнелл и С. Брю называют ее первичным движителем капиталистической экономики.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовом и валютных биржах и т.д.).
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Содержание

Введение 3
1 Понятие прибыли производства 5
2 Сущность и методы анализа прибыли 10
Заключение 16
Список источников и литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предприятий.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Источники информации: накладные  на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам "Прибыли и убытки", "Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток", форма бухгалтерской отчетности №2 "Отчет о прибылях и убытках", данные финансового плана.

В анализе используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в  себя прибыль от обычных видов  деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных  операций и чрезвычайных обстоятельств.

В процессе анализа необходимо изучить  состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Основную часть прибыли  предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi). 4

Объем продаж продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. В себестоимость приобретенной продукции включаются стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которым начисляется износ, принимается их остаточная стоимость. Сума выручки, полученная от таких видов сделок, определяется предприятием на основании расчетов, которые представляются в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно  выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической  величиной.

Изменение суммы прибыли  за счет:

 

объема реализации продукции 

структуры товарной продукции 

средних цен реализации

себестоимости реализуемой  продукции 

 

Сначала нужно найти  сумму прибыли при фактическом  объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом  объеме и структуре реализованной  продукции, но при плановой себестоимости  и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

 

.

 

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие  могло бы получить при фактическом  объеме продукции. Для этого от фактической  суммы выручки следует вычесть  условную сумму затрат:

 

.

 

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид.

 

 

Среднереализационная  цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем  продаж. На изменение ее уровня оказывают  влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы. 5

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более  высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:

 

,

 

где Цн и Цп - соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн - объем реализации продукции нового качества; VРПобщ - общий объем продаж i-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности  продукции на изменение средней  цены можно выполнить способом абсолютных ризниц.

Выполнение плана по прибыли в значительной степени  зависит от финансовых результатов  деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Анализ сводится в  основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли  по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового  контроля в отношении их. Поэтому  при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной  дебиторской задолженности возникают  обычно на тех предприятиях, где  постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

Особого внимания заслуживают  доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

При получение убытков  от прочей реализации, связанных с превышением операционных расходов над доходами, в каждом конкретном случае следует установить причины и виновников образования этих убытков. Так, причинами образования убытков от реализации имущества предприятия являются, как правило, снижение качества и потребительских свойств вследствие длительного и небрежного его хранения. Причинами образования операционных расходов, связанных с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции, могут быть отсутствие материальных ресурсов, падение спроса на продукцию. В случае компенсации затрат на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов по аннулированным заказам (договорам), прекращенному производству, не давшему продукцию, соответствующие суммы отражаются как операционные доходы.

Финансовые результаты от внереализационных операций являются составной частью полученной прибыли  отчетного года. В условиях перехода к рыночной экономике их влияние  на формирование окончательных финансовых результатов работы предприятия существенно возросло. Внереализационные финансовые результаты отражаются в форме №2

Внереализационные финансовые результаты, как правило, не планируются, поэтому анализ сводится к сравнению  сумм в динамике за несколько лет. В определенной мере такое сравнение позволяет судить об организации работы маркетинговой и финансовой служб предприятия, соблюдение условий договоров.

При анализе внереализационных  финансовых результатов основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах. Следует установить причины потерь и проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. Так, при наличии убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности необходимо выяснить, при каких обстоятельствах образовалась эта задолженность, было ли передано дело, в арбитражный суд и каково, его решение. Если в иске отказано судом, то следует выяснить мотивы отказа.

В заключение анализа  разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.

Заключение

 

И так в результате: чтобы узнать, насколько результативно  прибыль отдельно взятого предприятия  выполняет свои функции и возможно ли повышение эффективности ее функционирования, используется система экономического анализа.

Анализ прибыли - процесс  исследования условий и результатов  ее формирования и использования  с целью оценки “зарабатывающей  способности" предприятия и выявления  резервов дальнейшего повышения  эффективности его деятельности.

В зависимости от направления  анализа прибыли перед ним  стоят следующие задачи:

1. Определение источников, факторов и причин получения  прибыли: почему была получена  прибыль такой величины?

2. Определение степени  стабильности получаемой прибыли:  характерна ли для предприятия полученная величина прибыли?

3. Оптимизация направлений  использования прибыли: что делать  с полученной прибылью, чтобы  получить максимальную выгоду?

4. Выявление резервов  роста прибыли: что надо сделать,  чтобы увеличить прибыль в будущем?

Таким образом, в рамках каждой из этих задач количественно  оцениваются данные о хозяйственной  жизни предприятия, затем они  интерпретируются в выражении мнения аналитика, а затем используются для обоснования и принятия конкретных решений, как руководством предприятия, так и внешними сторонами, взаимодействующими с предприятием.

Однако недостаточно говорить о значении полученной прибыли, не соотнося его с другими показателями работы предприятия, особенно - с объемом  ресурсов и капитала, вложенных для получения этой прибыли. Связь прибыли с другими характеристиками предприятия выражается в основном через показатели рентабельности.

Основная роль в анализе  прибыли как части анализа  прибыли принадлежит финансовому  анализу, поскольку главной его  целью является характеристика финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия, а о них трудно что-либо сказать, умолчав о способности предприятия приносить доход. Показатели прибыли и в финансовой отчетности предприятия, а значит, являются открытыми для внешних пользователей и имеют важное значение в принятии ими решений относительно данного предприятия (целесообразности инвестирования, кредитования, надежности как партнера и тому подобное). Однако для руководства предприятия анализ прибыли и рентабельности напрямую связан и с управленческим анализом, так как получение прибыли - один из главных критериев оценки любого управленческого решения в области управления затратами, объемом реализации, персоналом, а также общей оценки эффективности хозяйственной деятельности.

Учитывая такую универсальность  и высокую степень востребованности для анализа таких показателей, как прибыль и рентабельность, неудивительна широкая разработка этой темы в литературе, как по общеэкономическим  вопросам, так и посвященной экономическому анализу, в особенности финансовому. При этом различными авторами высказывается большое количество разнообразных мнений по поводу того, как определять прибыль в качестве объекта анализа, на каком этапе формирования целесообразно использовать прибыль для анализа рентабельности, какие показатели в таком анализе необходимы, а какие излишни, насколько сложен, должен быть анализ факторов, и так далее.

В данной работе сделана  попытка на основании обобщения  показателей, используемых в финансовом анализе, проследить, как проводится анализ прибыли и рентабельности, исходя из вышеуказанных функций и задач.

Возможности предприятия  по увеличению доходов, прибыли и  рентабельности, вытекающие из анализа  этих показателей.

 

Список источников и литературы

 

  1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: ДИС, 2006. - 256 с.
  2. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учебное пособие/ В.И. Бариленко, С.И. Кузнецов, А.К. Плотникова, О.В. Иванова; под общ. ред. д. э. н., проф.В.И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2005.
  3. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Теория, практика и интерпретация / Л.А. Бернстайн: пер. с англ. - М.: ФиС, 2004. - 624 с.
  4. Бужинский А.И. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / А.И. Бужинский, А.Д. Шеремет - М.: Финансы и статистика, 2008. - 116 с.
  5. Васина А.А. Анализ финансового состояния компании / А.А. Васина - М.: ИКФ "Альф", 2004 - 50 с.
  6. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / О.В. Грищенко - М.: Финансы, 2007. - 202 с.
  7. Донцова А.В. Анализ финансовой отчетности [Текст] / А.В. Донцова, Н.А. Никифорова - М.: Финансовый менеджмент, 2008. - 54 с
  8. Зайцев Н.Л. Экономика организации / Н.Л. Зайцев: - М.: Издательство "Экзамен", 2008 г. - 768 с.
  9. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова - М.: Проспект, 2007г. - с.42
  10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая - М.: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия