Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 00:29, курсовая работа
Сложность и динамичность рыночного хозяйствования объективно предполагает использование системной теории для целей всестороннего и глубокого анализа практической
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономический эффект и эффективность коммерческой деятельности 5
1.2 Информационное обеспечение как основа анализа эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия 7
1.3 Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий 18
1.4 Влияние эффективности коммерческой деятельности на результаты работы предприятия 26
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛОЦКОГО РАЙПО 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика Полоцкого райпо 28
2.2 Анализ розничного товарооборота - основного показателя торгово-хозяйственной деятельности Полоцкого райпо 37
2.3 Анализ основных показателей эффективности деятельности райпо 40
2.4 Мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности Полоцкого райпо 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Полученная информация поможет коммерческому отделу конкретизировать работу, сделать ее более эффективной, выделить отдельные целевые сегменты, «нишу» рынка и наиболее целесообразно организовать работу конкретного торгового предприятия.
Изучая потребителя, динамику его запросов и предпочтений, выбирая сегмент или «нишу» рынка, современное розничное торговое предприятие может значительно повысить эффективность коммерческой деятельности за счет увеличения объема продаж.
Для успешной коммерческой деятельности важное значение имеет правильный выбор товаров и услуг, которыми следует торговать. Наличие у торгового предприятия конкурентоспособного товара, необходимого рынку, обеспечивает его устойчивое финансовое положение, поэтому изучению информации о товаре должно уделяться большое внимание.
Торговые предприятия, имеющие в ассортименте конкурентоспособный товар, не испытывают затруднения при его реализации. Если товар неконкурентоспособный, растут издержки, связанные с его хранением.
Для того чтобы сделать правильный выбор товара и сформировать конкурентоспособный ассортимент торгового предприятия, необходимо иметь информацию о товаре.
В первую очередь следует иметь
информацию о самом товаре, его
качестве (технико-экономические
Следует выяснить, какие запросы потребителей товар удовлетворяет, как он соотносится с товарами-аналогами, товарами-конкурентами.
Целесообразно изучить жизненный цикл товара, определить направления деятельности в зависимости от различных стадий, оценить затраты с выводом его на рынок, использованием методов активизации торговли им.
Изучив товар, коммерческая служба должна максимально точно определить его позицию на рынке, пути продвижения, методы продажи и стимулирования сбыта.
Обобщая информацию о товаре, коммерческим службам необходимо рассматривать ее комплексно. Речь должна идти не только о качестве, потребительских свойствах товара, но и о рыночных условиях его реализации, восприятии товара потребителями. Все это даст возможность торговому предприятию сформировать ассортимент товаров в соответствии с требованиями покупателей, повысить конкурентоспособность этих товаров, определить направления деятельности в зависимости от различных стадии «жизненного цикла» товаров [8, с 12]/
Для принятия правильных коммерческих решений возникает потребность в информации о конкурентной среде. Коммерческой службе необходимо изучать информацию как о конкурентах-поставщиках, так и торговых фирмах - конкурентах.
Изучение конкурентов - поставщиков товара. При изучении всех потенциальных поставщиков (продавцов) товара целесообразно обратить внимание на следующую информацию:
Эта информация позволяет сделать поставщику правильный выбор для закупки товаров. Чем больше изготовителей одного и того же товара, тем более жесткой является конкуренция между ними, тем в более выгодном положении находится покупатель товара.
Конъюнктура рынка сложное, многоэлементное явление. Под конъюнктурой рынка понимают конкретную ситуацию, сложившуюся на данный момент или за данный отрезок времени под воздействием совокупности условий и факторов: соотношения спроса и предложения, изменения объемов продажи товаров и цен, уровня товарных запасов и т. д.
Поэтому коммерческой службе необходимо знать эти условия и факторы, степень их влияния на соотношение спроса и предложения.
Исследование спроса. Информацией о спросе населения являются сведения, которые характеризуют объем, структуру, закономерности и тенденции его развития, а также сведения, объясняющие причины изменения спроса, особенности его формирования и развития.
Спрос – форма проявлений той части потребностей общества в целом и его отдельных членов, которая обеспечена покупательной способностью.
В практике коммерческой деятельности
следует учитывать дифференциац
Коммерческому аппарату необходимо знать степень удовлетворения спроса и выяснить, по каким причинам имеет место неудовлетворенный спрос (недостаточное товарное предложение, просчет в продвижении товара, выборе метода продажи, средств рекламы и т. д.), чтобы оперативно принять необходимые меры.
Анализ товарного предложения. В коммерческой деятельности информация о товарном предложении представляется весьма важной, так как она определяет формирование товарных ресурсов торгового предприятия, его ассортимента. Товарное предложение - это объем товаров, предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям на рынке в течение какого-то периода по определенной цене.
Для характеристики товарного предложения коммерческие службы торговых предприятий изучают информацию об объемах, структуре и динамике товарного производства, о величине запасов товаров, доле новых товаров в общем объеме предложения, размерах капвложений в новую технику и современные технологии, обеспечивающие высокое качество товаров, о ценах на предлагаемые товары.
Соотношение спроса и предложения. Между предложением и спросом в определенных ситуациях существует связь: спрос порождает предложение, но и предложение некоторым образом влияет на спрос, в частности, на рынке продавца спрос равняется на ограниченные возможности предложения, а на рынке покупателя предложение ориентируется на спрос. Этот факт должен учитываться в процессе конъюнктурного анализа.
Справедлива и другая позиция, согласно которой в определенных ситуациях предложение в свою очередь порождает спрос, в частности новый привлекательный товар сам завоевывает рынок, порождая новый спрос. Соотношение между спросом и предложением должно складываться так, чтобы обеспечить беспрепятственную реализацию всех произведенных и предложенных на рынке товаров и в то же время удовлетворить спрос населения.
Беспрепятственная реализация при полном удовлетворении спроса будет достигнута только в том случае, если предложение, как по объему, так и по ассортименту больше спроса на величину товарного запаса, необходимого для бесперебойного снабжения магазинов.
Сбалансированность
, (4)
где Кк — коэффициент конъюнктуры;
С — объем текущего покупательского спроса;
П — объем предложения.
Общий объем покупательского спроса равен объему покупательных фондов населения, объем предложения с некоторой долей условности можно принять за общий объем розничного товарооборота всех торгующих систем, в том числе и неорганизованного рынка, с учетом товарных запасов на начало и за минусом товарных запасов на конец периода.
Потребительский рынок можно считать сбалансированным при условии, что коэффициент конъюнктуры равен единице. Если предложенный коэффициент меньше или больше единицы, то можно говорить о несбалансированности потребительского рынка. Причем в первом случае рынок характеризует перенасыщенность, во втором – дефицитность [11, с 20].
Предложенный коэффициент
Анализ условий рынка и
Важную роль в изучении рынка играет анализ коммерческой практики, сложившейся на рынке, условий товародвижения, нормативных актов, регулирующих хозяйственные связи. Изучение коммерческой практики дает возможность накопить следующую информацию: о системе хозяйственных связей и договорной практике, порядке разработки проектов договоров поставки, возможности применения типовых договоров, необходимой при заключении договоров документации, порядке ее оформления, форме расчетов, ценообразовании, условиях, касающихся тары и упаковки, системе ответственности за неисполнение договорных обязательств и т. д.
Изучение транспортных условий дает возможность получить информацию о видах транспорта и транспортных средств, которые могут быть использованы при доставке товаров, состоянии дорог, расстоянии транспортирования, тарифах, транспортных расходах, уровне механизации погрузочно-разгрузочных работ, правилах и особых условиях перевозки, сдачи и приемки грузов.
Полученная информация помогает повысить
эффективность хозяйственных
Важную информацию дает изучение правовых вопросов: законов, регулирующих коммерческую деятельность фирм, взаимоотношения хозяйствующих объектов на рынке, налогообложение, кредитную политику, регистрацию товарных знаков, разрешение споров по договорам поставки, а также нормативных документов, определяющих порядок продажи, приемки товаров, оборота тары, ведения расчетных операций и т. д. [5, с 22]
Информация о потенциальных возможностях торговой фирмы и их оценка позволяют обеспечить баланс требований рынка с реальными возможностями самого торгового предприятия, выработать обоснованные программы его развития и поведения на рынке, а также подвести реальную, компетентную основу под принимаемые коммерческие решения.
Оценка потенциальных
Целью изучения и анализа информации по данным направлениям является определение конкурентных возможностей торговой фирмы, выявление сильных и слабых сторон, поиск путей совершенствования его коммерческой деятельности. Информация о финансово-экономическом положении торговой фирмы.
Информация о работе Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия