Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Сложность и динамичность рыночного хозяйствования объективно предполагает использование системной теории для целей всестороннего и глубокого анализа практической

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономический эффект и эффективность коммерческой деятельности 5
1.2 Информационное обеспечение как основа анализа эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия 7
1.3 Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий 18
1.4 Влияние эффективности коммерческой деятельности на результаты работы предприятия 26
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛОЦКОГО РАЙПО 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика Полоцкого райпо 28
2.2 Анализ розничного товарооборота - основного показателя торгово-хозяйственной деятельности Полоцкого райпо 37
2.3 Анализ основных показателей эффективности деятельности райпо 40
2.4 Мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности Полоцкого райпо 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 790.00 Кб (Скачать файл)


Экономист по труду

 

Инженер по ТБ


 

Рисунок 1  - Структура  аппарата управления Полоцкого райпо

Рассматривая структуру аппарата управления Полоцкого райпо, представим основные функции отделов и служб, которые принимают непосредственное участие в хозяйственной деятельности райпо. Так, бухгалтерия, во главе с главным бухгалтером, обеспечивает правильную организацию бухгалтерского учета и отчетности.

Таблица 1 – Качественный состав работников Полоцкого райпо за 2009-2011 гг.

Показатели

Год

Отклонение (+;-)

2009

2010

2011

2011 г. к

2010 от 2009 гг.

2010 г

2009 г

Численность работников

810

733

634

-99

-176

-77

В том числе, имеющих образование:

           

высшее

51

54

49

-5

-2

3

средне специальное 

234

197

203

6

-31

-37

среднее

525

482

322

-160

-203

-43

Удельный вес работников имеющих высшее образование в общей численности, %

6,3

7,4

7,7

0,3

1,4

1,1


 

Оценивая качественный состав работников райпо, следует сказать, что за три  года наблюдается сокращение количества работников аппарата управления: на 5 человек  в 2010 году по сравнению с 2009 годом и на 2 человека в 2011 году по сравнению с 2010 годом. В основном, работники имеют среднее специальное и среднее образование, что не позволяет принимать корректные управленческие решения и негативно сказывается на итогах деятельности организации.

Отметим, что демографическая ситуация в районе сложная. Идет уменьшение населения, его старение. Трудоспособное население составляет 40195 человек, остальное - пенсионеры и дети. Для достижения определенных результатов деятельности, каждое райпо в своей деятельности должно ориентироваться на потребителей, должно учитывать изменение численности обслуживаемого населения. Анализ изменения численности обслуживаемого населения дает возможность дать оценку положения на рынке Полоцкого райпо.

Таблица 2 – Изменение численности обслуживаемого населения Полоцкого райпо за 2009 – 2011 гг.

 

 

Показатели

Год

Отклонение (+,-)

или темп роста, %

2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2010

2011 к 2009

1.Всего населения в Полоцком  районе

из них:

73021

72494

71993

99,27

99,21

98,59

-городское

51619

51586

51385

99,94

99,61

99,55

- сельское

21402

20908

20608

97,69

96,29

96,29

в том числе:

дети до 17 лет

16383

15824

15179

96,59

95,92

92,65

-городское

12297

11894

11374

96,72

95,62

92,49

- сельское

4086

3930

3799

96,18

96,67

92,98

трудоспособное население

40297

40213

40195

99,79

99,96

99,75

-городское

30168

30104

30095

99,79

99,97

99,76

- сельское

10129

10109

10100

99,80

99,91

99,71

пенсионного возраста

16619

16457

16341

99,03

99,30

98,33

-городское

8746

8844

8940

101,12

101,09

102,22

- сельское

7873

7613

7401

96,70

97,22

94,00

Население, обслуживаемое потребительской  кооперацией

21951

21276

20118

96,92

94,56

91,65

Удельный вес населения,

обслуживаемого Полоцким райпо, %

30,06

29,35

27,94

-0,71

-1,41

-2,12


 

Согласно данных таблицы 2 видно, что в Полоцком районе за 2009-2011 гг. наблюдается сокращение численности населения, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом численность населения уменьшилась на 0,73%, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом – на 0,79%.

Уменьшение численности наблюдается по всем категориям граждан. А именно, в 2010 году по сравнению с 2009 годом количество детей до 17 лет уменьшилось на 3,41%, количество населения трудоспособного возраста - на 0,21%, а население пенсионного возраста – на 0,97%.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом – количество детей уменьшилось на 4,08%, населения трудоспособного возраста – на 0,04%, пенсионного возраста – на 0,7%. Следует отметить, что наибольший процент уменьшения численности, как в 2010 году, так и в 2011 году наблюдается среди детей.

Что касается населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, то здесь  также наблюдается сокращение численности  с 21951 до 21276(на 3,08% в 2010 году по сравнению с 2009 годом) и на 1158 человек в 2011 (на 5,44% в 2011 году по сравнению с 2010 годом).

Из данных таблицы также видно, что Полоцкое райпо  обслуживает  около 30% всего населения района (30,06% в 2009 г.,29,35% в 2010 г. и 27,94% в 2011 году). Следует заметить, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом удельный вес населения, обслуживаемого Полоцким райпо, снизился на 0,71%, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом на  1,41%.

Данные изменения происходят  за счет миграции населения из сельской местности в город и увеличения доли торгующих коммерческих структур. В частности это обусловлено тем, что за последние время в городе были построены и введены в эксплуатацию 2 супермаркета. И население, тяготеющее к городу, предпочитает делать свои покупки в них.

Таблица 3 – Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией в общем товарообороте Полоцкого района за 2009 – 2011 гг.

Показатели

Год

Отклонение (+;-) или темп роста, %

2009

2010

2011

2010 г. от 2009 г.

2011 г. от 2010 г.

Общий товарооборот всех торгующих  систем района, млн. руб.

57021,2

75799,1

99799

133,0

132,0

Розничный товарооборот Полоцкого райпо, млн. руб.

11260,5

11895,2

16501

105,6

138,7

Удельный вес товарооборота  райпо в общем товарообороте  района, %

19,75

15,69

16,53

-4,06

0,84


 

Графически доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией в общем товарообороте Полоцкого района за 2009 – 2011 гг. представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией

 в общем товарообороте Полоцкого района за 2009 – 2011 гг.

Исходя из данных таблицы 3, отметим, что и в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается увеличение общего товарооборота района на 33,0%, а розничный товарооборот Полоцкого районного потребительского общества увеличился только на 5,6%. В 2011 году по сравнению с 2010 годом также наблюдается увеличение общего товарооборота района на 32,0%, и розничного товарооборота райпо на 38,6%.

Однако удельный вес розничного товарооборота потребительского общества в совокупном товарообороте района снижается. Так в 2009 году он составил 19,75%, в 2010 году удельный вес равен 15,69%, а в 2011 году он немного увеличился до 16,53%. Такое снижение связано, в первую очередь, с появлением конкуренции на рынке.

Частные предприниматели, магазины государственной торговли предлагают населению достаточно широкий ассортимент товаров хорошего качества, а самое главное, по более низким ценам, что является немаловажным для потребителей. Также на это повлияло сокращение численности обслуживаемого населения потребительской кооперацией.

Розничная торговая сеть является важной составной частью материально-технической базы торговли. С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на стационарную, передвижную, посылочную.

Ведущая роль в обслуживании населения  принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.

Передвижная торговая сеть подразделяется на развозную и разносную. Автомагазины используются для обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, осуществляют обслуживание массовых мероприятий.

Сведения о наличии розничной  торговой сети Полоцкого райпо представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Состояние розничной торговой сети Полоцкого райпо в 2009 – 2011 гг.

Показатели

Число действующих торговых организаций

Отклонение (+;-) 2011 года от 2009 года

2009 год

2010 год

2011 год

Кол-во, ед.

Торг. площадь, м2

Кол-во, ед.

Торг. площадь, м2

Кол-во, ед.

Торг. площадь, м2

Кол-во, ед.

Торг. площадь, м2

Магазины – всего

138

11838

136

11377

109

8384

-29

-3454

в т.ч.

               

Продовольст-венные

42

3310

38

3014

19

890

-23

-2420

Непродовольст-венные

12

2712

11

2646

6

1331

-6

-1381

Смешанные

84

5816

85

5717

93

6163

9

347

Палатки, ларьки, киоски

3

х

3

х

9

x

6

x

Развозная сеть (автомагазины)

19

х

19

х

5

x

-14

x


 

Торговлю в районе осуществляют на 01.01.2011 года 109 торговых организаций с торговой площадью 8384 м2. Торговлю непродовольственными товарами осуществляют 6 магазинов с общей торговой площадью 890 м2, 10 магазинов реализуют населению продовольственные товары  и 93 - товары повседневного спроса.

Из данных таблицы 4 видно, что Полоцкое райпо уменьшило объемы своей торговой деятельности, о чем свидетельствует снижение числа как стационарных магазинов в целом, так и развозных автомагазинов. За три последних года было закрыто 29 магазинов, в том числе 23 продовольственных и 6 непродовольственных.

Торговая площадь розничной  торговой сети Полоцкого райпо снизилась на 3454 м2. Все это отрицательно характеризует развитие материально-технической базы Полоцкого районного потребительского общества и сказывается на результатах хозяйственной деятельности.

Таким образом, можно  сказать, что от наличия и состояния  материально – технической базы райпо зависит его коммерческая деятельность и, непосредственно, процесс продажи товаров.

Поэтому работникам районного потребительского общества необходимо стремиться совершенствовать свою материально – техническую базу, укрупнять розничную торговую сеть.

2.2 Анализ розничного товарооборота - основного показателя торгово-хозяйственной деятельности Полоцкого райпо

 

Основными экономическими показателями торговой деятельности райпо являются: товарооборот, товарооборачиваемость, доходы, прибыль, расходы на реализацию. По этим показателям судят о результатах  деятельности районного потребительского общества.

Одним из основных показателей торговой деятельности является розничный товарооборот организации.

Проанализируем объем и структуру  товарооборота Полоцкого райпо за 2009-2011 годы в таблице 5.

Таблица 5 - Структура товарооборота Полоцкого райпо за 2009 – 2011 гг.

Показатели

Год

Отклонение по уд.весу,%

2009

2010

2011

сумма, млн.

руб.

уд.

вес, %

сумма, млн.

руб.

уд.

вес, %

сумма, млн.

руб.

уд.

вес, %

2010г от 2009г

2011г от 2010г

Весь товарооборот потребительского общества

11260,5

100

11895,2

100

16501

100

Х

Х

в том числе

               

по продовольственным товарам

9964,5

88,49

10522,0

88,46

14410

87,33

-0,03

-1,13

по непродовольственным товарам

1296

11,51

1373,2

11,54

2091

12,67

0,03

1,13

Информация о работе Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия