Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 00:29, курсовая работа
Сложность и динамичность рыночного хозяйствования объективно предполагает использование системной теории для целей всестороннего и глубокого анализа практической
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономический эффект и эффективность коммерческой деятельности 5
1.2 Информационное обеспечение как основа анализа эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия 7
1.3 Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий 18
1.4 Влияние эффективности коммерческой деятельности на результаты работы предприятия 26
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛОЦКОГО РАЙПО 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика Полоцкого райпо 28
2.2 Анализ розничного товарооборота - основного показателя торгово-хозяйственной деятельности Полоцкого райпо 37
2.3 Анализ основных показателей эффективности деятельности райпо 40
2.4 Мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности Полоцкого райпо 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
,
где Э – эффективность,
- стоимость реализованных товаров (услуг),
- реальные издержки обращения.
Для более полной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия возможно использование обобщающего показателя, когда сопоставляются результаты деятельности предприятия со всеми затраченными средствами, включая вложения средств в основные и оборотные фонды.
Торговое предприятие, независимо от своих масштабов и профиля деятельности, должно заниматься так называемым внутрифирменным планированием. Коммерсант — это прежде всего организатор. Организовать — значит определить цель, знать финансовые и материальные ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организатор должен уметь формулировать задачу, доводить ее до непосредственного исполнителя и контролировать выполнение. Организация коммерческой деятельности предполагает умение принимать правильные решения, распределять обязанности и ответственность.
Необходимым элементом организации является умение планировать коммерческую деятельность, управлять ею и анализировать. Планирование подразумевает определение целей предприятия на определенную перспективу, нахождение и анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Планирование определяется теми задачами, которые ставит перед собой предприятие на перспективу. В соответствии с этим планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.
Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды, он вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегические цели предприятия на перспективу. Среднесрочный план содержит вполне конкретные цели и количественные характеристики. Среднесрочные планы составляют обычно на двухлетний период. Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и т. д.
Важнейшими целями, которые преследуются при планировании коммерческой деятельности предприятия, как правило, являются определения объема продаж товарной массы, прибыли и доли на рынке. Если долгосрочное планирование в основном является сферой деятельности наиболее крупных коммерческих фирм, то текущее оперативное планирование — необходимый элемент управленческой деятельности на самых различных предприятиях.
К этому виду краткосрочного планирования относят так называемый бизнес-план предприятия, включающий расчет возможных доходов и расходов, оценку рынка сбыта конкретных товаров (услуг), оценку конкурентов, систему маркетинговых мероприятий, план реализации, финансовый план и др.
Структура бизнес-плана разрабатывается на основе обобщения опыта работы отечественных и зарубежных бизнесменов в той или иной сфере деятельности [21, с. 50].
Организация коммерческой работы оказывает непосредственное влияние на конечные результаты деятельности торгового предприятия.
Коммерческая деятельность предполагает выполнение определенных функций, которые обеспечивают получение доходов.
Коммерческие функции с точки зрения их участия в формировании доходов можно условно разделить на две группы.
Первая группа включает коммерческие операции, непосредственно приносящие доходы: продажа, сервисное обслуживание, реклама, деятельность по стимулированию сбыта, управление ресурсами.
Ко второй группе коммерческих операций можно отнести те, которые косвенно влияют на получение дохода: изучение рынка; изучение требования потребителя; изучение условий, влияющих на спрос и предложение; формирование ассортимента товаров и определение потребности в них; поиск поставщиков; выбор хозяйственных связей. [11, с 10]
Эта группа операций направлена на то,
чтобы продать товар с
С учетом взаимосвязи уровня коммерческой деятельности с конечными результатами торгового предприятия необходимо изучать и оценивать степень влияния факторов, определяющих коммерческий успех.
Ключевыми факторами коммерческого успеха являются:
1. Состояние материально-
2. Финансовые факторы коммерческого успеха, объем и структура основного и оборотного капитала, оборачиваемость капитала, размер собственных оборотных средств, финансовая устойчивость предприятия,
3. Кадровый потенциал:
4. Организационные факторы:
5. Факторы, влияющие на
Факторы коммерческого успеха можно разделить на зависящие от предприятия и независящие от него.
К первой группе относятся: объем деятельности предприятия, его ассортимент и структура, организация управления коммерческой работой, квалификация персонала, финансовое состояние предприятия.
К факторам, не зависящим от предприятия, следует отнести: налоговую и финансовую политику правительства, состояние экономики республики, таможенную политику, уровень конкуренции, конкурентную среду.
Необходимо учитывать степень влияния этих факторов, изучить их, уметь использовать для получения наилучшего экономического результата [11, с. 13].
Полоцкий район как
На территории района протекает река Западная Двина с многочисленными притоками: Оболянка, Полота, Ушача, Нача, Сосница, Торовлянка, Бельчанка и др. Озера занимают 106 км2 . Крупнейшие из них: Яново, Гомель, Навлица.
В настоящее время Полоцкий район включает в себя 405 населенных пункта, расположенных на территории 20 сельских советов. Наиболее удаленный от райцентра населенный пункт находится на расстоянии 98км, средняя удаленность – 50км.
Основные направления развития экономики нашего района - сельское хозяйство, основанное на мясомолочном производстве, производстве зерна, выращивании льна и овощей. В состав агропромышленного комплекса входят 10 колхозов, 12 совхозов, 44 фермерских хозяйства.
Во всех категориях хозяйства и у населения, а их в районе 12239, на 1 января 2007 года имеется 28350 голов крупного рогатого скота, 7119 голов свиней, 1300 лошадей, 283 тысячи штук птицы и т.д.
Кроме агропромышленного комплекса на территории района осуществляют производственную деятельность ОАО «Полоцкий молочный комбинат», ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов», ОАО «Полоцкий льнозавод», ОАО «Полоцклес», лесхоз, ГПДСК Фариново, военный лесхоз в Дретуни, 14 предприятий государственной и частной торговли, а также 250 частных предпринимателей.
Непосредственно в городе Полоцке работает 17 заводов и фабрик, представляющих различные области отечественной промышленности: металлообрабатывающую, химическую, производство строительных материалов, деревообрабатывающую, легкую, пищевую; 5 средних специальных учебных заведений, 3 профтехучилища, 17 школ, 30 детских дошкольных учреждений, 40 библиотек, 2 народных театра и т.д.
Для осуществления заготовительной деятельности райпо располагает овощекартофелехранилищем емкостью 100 тонн, 3 склада для хранения товаров заготовок, 9 приемо-заготовителъных пунктов, 1 квасильнозасолочный и 5 грибоварочных.
На долю потребительской кооперации приходится 58,5% розничного товарооборота района и 7%- производства потребительских товаров.
Полоцкое районное потребительское общество представляет собой добровольное объединение граждан, постоянно проживающих и работающих на территории Полоцкого района Республики Беларусь, которое создано и зарегистрировано в соответствии с решением собрания уполномоченных по территориальному производственному признаку на основе объединения его членами – пайщиками имущественных, паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Полоцкое районное потребительское общество создано 20 апреля 1995 года.
Главной целью Полоцкого районного потребительского общества является получение прибыли в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов потребительского общества, собственников и членов трудового коллектива.
Основными видами деятельности, осуществляемыми Полоцким районным потребительским обществом, являются: розничная торговля, оптовая торговля, производство товаров народного потребления, услуги торговли, выращивание овощей и прочее.
Следует отметить, что у Полоцкого райпо существует множество конкурентов. Помимо потребкооперации, на территории Полоцка торговое обслуживание населения осуществляют различные торговые системы: организации государственной торговли, фирменные магазины, коммерческие структуры.
К
наиболее существенным конкурентам
можно отнести такие
Организационная структура аппарата управления Полоцкого райпо отличается сложностью и разнообразием, что обусловлено многозвенностью и многоотраслевым характером его деятельности.
Организационная схема управления райпо и все структурные подразделения в разрезе функциональных и линейных связей между ними построена рационально.
Это подтверждается тем, что каждое нижестоящее звено в управлении потребительской кооперации подчиняется вышестоящему, благодаря этому наиболее эффективно выполняются поставленные цели и задачи, принимаются управленческие решения.
Управление деятельностью потре
Управление в период между собраниями осуществляет правление районного потребительского общества, деятельностью которого руководит председатель.
Для контроля за деятельностью потребительского общества и созданных им юридических лиц избрана ревизионная комиссия.
Структура аппарата управления представлена на рисунке 1.
Ревизионная комиссия |
Председатель райпо |
Председатель ревизионной комиссии |
Первый заместитель председател |
Бухгалтерская служба |
|
Главный бухгалтер |
Начальник торгового отдела |
Оператор |
Начальник контрольно-ревизионного сектора |
Заместитель председателя по кадрам |
Заместитель главного бухгалтера по учету |
Товароведы |
Юрист-консульт |
Бухгалтер-ревизор |
Инструктор по кадрам |
Планово- экономический отдел |
|
Техническая служба |
Зам. председателя по техническому строительству |
Информация о работе Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия