Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 13:53, курсовая работа
Структурная перестройка экономики России, с одной стороны, и открытие внутреннего отечественного рынка для зарубежных товаропроизводителей, с другой стороны, поставили в сложное финансовое положение большую часть предприятий различных организационно-правовых форм. Кризисное состояние национальной экономики явилось причиной появления в отечественной экономической теории такого термина, как «антикризисное управление».
1.Введение…………………………………………………………..3-5
2. Механизмы антикризисного управления………………………6-20
2.1 Причины возникновения кризисных ситуаций………………6-8
2.2 Стратегия антикризисного управления…………………….…8-12
2.3 Особенности антикризисного управления…………………....12-13
2.4 Этапы антикризисного управления…………………………....13-14
2.5 Технология антикризисного управления………………….…..14-20
2.6 Государственное регулирование кризисных ситуаций
3.Антикризисное управление организацией
(на примере ООО «Самараинтур»)……………………………..…..21-28
4.Заключение…………………………………………………….…...29-32
5.Список используемой литературы……………………………..….33
6.Приложение…………………………………………………….…..34-35
2. Процедуры экономии текущих
Динамика потоков на счетах текущих обязательств кризисных предприятий свидетельствуют
об их значительном нарастании в течение
года. Для таких предприятий характерен
постоянный рост непогашенной задолженности,
поскольку поступления денежных средств
по сравнению с возникающими обязательствами невелики.
Наибольшие обязательства предприятие имеет по расчетам
3. Реструктуризация кредиторской задолженности
предприятия.
Меры финансового оздоровления, направленные
на реструктуризацию кредиторской задолженности
предприятия, в том числе и просроченной,
могут предусматривать следующие
- отсрочки и рассрочки платежей;
- зачет взаимных платежных требований (взаимозачет);
- переоформление задолженности в виде займа; продажа долговых обязательств;
- перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные;
- погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества должника;
- списание задолженности;
- погашение задолженности посредством отчуждения имущества должника.
Регулирование кредитных
Различается три формы кредита: денежный,
товарный и коммерческий.
Основным документом, регулирующим кредитную
сделку, является кредитный договор, который
по мере развития общественных отношений
и требований рынка постоянно модифицируется.
Однако принципы кредитования остаются
неизменными: возвратность, возмездность,
срочность, целевое назначение и обеспечение.
Согласно ст. 819 ГК РФ банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются по кредитному договору предоставить денежные средства (кредит), а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 820 ГК РФ), иначе он недействителен. Управление дебиторской задолженностью. Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом для кризисных предприятий важна не столько сама предположительность оборота дебиторской задолженности, столько то, чтобы она не оказалась длительнее оборота кредиторской задолженности. Управление дебиторской задолженностью предполагает отбор покупателей, если у кризисного предприятия есть возможность выбора. Критерии отбора – платежеспособность контрагента и соблюдение им платежной дисциплины. Однако гораздо более реальным рычагом является определение условий оплаты продукции (работ, услуг). Управление дебиторской задолженностью включает группировку долгов по «возрасту» и степени уверенности в их погашении. Балансовая группировка предполагает выделение двух групп: долги, которые могут быть погашены в течение 12 месяцев, и долги, которые будут погашены в срок более 12 месяцев. По степени надежности дебиторскую задолженность следует разделить на 3 группы: надежные долги, сомнительные долги и безнадежные долги.
Для управления дебиторской задолженностью финансовая служба должна рассчитывать значения так называемых дебиторских коэффициентов и сравнивать их с нормативными или оптимальными для данного предприятия величинами (коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, коэффициент оборота счетов к получению, коэффициент длительности периода обращения дебиторской задолженности).
Реструктуризация предприятия.
Реструктуризация – глубокое преобразование структуры производства и организации
управления в масштабах предприятия, компании,
фирмы или целой отрасли, экономики страны;
структурная перестройка.
Цель полного технического, экономического
и финансового реструктурирования – повышение
эффективности работы предприятий. В практике
реструктуризации российских предприятий
используются такие инструменты, как выделение
отдельных подразделений в качестве независимых
производственных единиц и передача им
функций самостоятельного управления,
слияние с другими предприятиями или даже
полная ликвидация.
2.3 Особенности антикризисного управления.
Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации.
Сущность антикризисного менеджмента
определяется следующими характеристиками:
кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
кризисы в определенной мере можно ускорять,
предварять, отодвигать; к кризисам можно
и необходимо готовиться; кризисы можно
смягчать. Управление в условиях кризиса
требует иных методов, опыта и искусства,
специальных знаний. Кризисами можно управлять;
управление процессами выхода из кризиса
способно ускорять эти процессы и минимизировать
их последствия.
В зависимости от разновидности кризиса
будет различаться и механизм управления им.
Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений. Важным элементом системы антикризисного управления являются его функции.
1. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.
2. Важнейшей чертой
3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.
2.4 Этапы антикризисного управления
• 1. Диагностика финансового состояния и оценка перспектив развития производственного потенциала. Дается 4 года.
• 2. Разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия.
• 3. Регулирование процесса ФО (финансового оздоровления).
• 4. Оценка глубины финансово-экономического кризиса предприятия и эффективности мероприятий по ФО.
• 5. Выбор и реализация антикризисных процедур.
В общем виде антикризисные процедуры делят:
• 1. Досудебная санация.
• 2. Судебная санация.
Досудебная санация – предоставление должника финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и обязательств по платежам и восстановление его платежеспособности. Практика показывает низкую эффективность досудебной санации, так как для получения инвестиций предприятие должно быть привлекательным в инвестиционном плане.
Черты привлекательности:
• 1.Наличие конкурентной позиции.
• 2. Наличие эффективной инженерной и транспортной
инфраструктуры.
• 3. Наличие эффективного
• 4. Владение
механизмами применения современных финансовых
инструментов.
• 5. Проведение
оптимальной маркетинговой политики.
Для проведения реформирования предприятия необходимо соблюдение условий:
• 1. Желание собственника осуществлять
реформирование.
• 2. Желание и наличие соответствующей
квалификации у руководства предприятия.
• 3. Наличие или хотя бы отсутствие противодействия
со стороны органов власти.
2.5 Технология антикризисного управления.
Любое управление – это процесс, предполагающий последовательную смену стадий, операций, методов, приемов осуществления воздействия на управляемый объект.
Управление обладает закономерным содержанием, которое включает: оценку ситуации, принятие и реализацию управленческого решения, нахождение главной проблемы. Процесс управления сознательно выстраивается по критериям рациональности, использования ресурсов, максимальной эффективности, экономии времени. Все вышеуказанное носит название технологии управления, сводящейся к выбору и внедрению некоторой последовательности, комбинации операций при разработке управленческого решения.
Антикризисное управление содержит некоторые
технологические схемы управления. Но
специфика отражается в его технологии.
Значительное воздействие оказывают факторы
дефицита времени, конфликтности интересов,
снижения управляемости, сложного переплетения
проблем, высокой степени неопределенности
и риска, снижения конкурентоспособности,
давления внешней среды, нарушения баланса
власти.
Технология антикризисного управления
– это комплекс последовательно осуществляемых
действий по профилактике, предупреждению,
преодолению кризиса. Технология антикризисного
управления – это технология активной
управленческой деятельности со всей
совокупностью ее функций, методов, ролей
и т. д. Технологическую схему антикризисного
управления можно представить в виде восьми
блоков.
Блок 1. Создание специализированной рабочей группы. Она может состоять из персонала организации и из работников, приглашенных со стороны лишь на время возможной или реальной кризисной ситуации. Группа может быть выделена в отдельное подразделение в организационной структуре предприятия.
Блок 2. Предполагается проверка целесообразности и своевременности проведения мероприятий по антикризисному управлению. При нецелесообразности происходит возвращение к исходной ситуации – поиску новых целей, планированию по ним специальных мероприятий. Если есть обоснование целесообразности и своевременности «включения» антикризисного управления, совершается переход к блоку 3.
Блок 3. На этом этапе создаются антикризисные
управленческие решения.
Важнейшим этапом является получение
необходимой информации о ситуации в организации,
структурно-морфологический анализ ситуации,
определение необходимых ресурсов, определение
путей вывода организации из кризисной
ситуации, проверка возможности достижения
поставленных целей.
Блок 4. На четвертом этапе создается система реализации мероприятий по разрешению острых противоречий в организации. При этом группой специалистов, подготовившей эти решения, определяются их конкретные исполнители. Исполнитель должен располагать необходимыми и достаточными ресурсами для выполнения антикризисного управленческого решения, а также обладать знаниями и навыками по управлению кризисными ситуациями.
Блок 5. На этом этапе антикризисного управления осуществляется организация выполнения управленческих решений. Это конкретные организационно-практические мероприятия, реализация которых в четко определенной последовательности позволит достигнуть целей, поставленных в антикризисном управлении.
Блок 6. На следующем этапе необходимы оценка и анализ качества выполнения управленческих решений по показателям деятельности организации. Если качество выполнения управленческого решения удовлетворяет критериям эффективности, т. е. в деятельности организации установлена положительная динамика развития, начинается следующий этап антикризисного управления.
Блок 7. Теперь проверяется целесообразность проведения дальнейших работ по выводу организации из кризисной ситуации, определению стадии антикризисной программы.
Блок 8. На заключительном для данной технологической схемы этапе антикризисного управления разрабатываются мероприятия по прогнозированию будущих кризисных ситуаций. Прогнозирование позволяет, если не избежать кризисной ситуации, то подготовиться к ней и минимизировать ее последствия.
Важной является система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации. Укажем здесь лишь основные ее моменты.
1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия
предприятия может быть отрицательная
реакция партнеров по бизнесу, кредиторов,
банков, поставщиков, потребителей на
различные мероприятия, проводимые организацией. Значимыми
являются различные преобразования предприятия
(структурные, организационные, открытие
или закрытие подразделений, филиалов,
дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная
смена поставщиков, освоение новых сегментов,
риски в закупке предметов труда и другие изменения в его
2. Грядущую кризисную ситуацию характеризуют также изменения финансовых показателей, финансовая отчетность и результаты аудиторских проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются:
1) задержки с предоставлением
бухгалтерских документов. Они могут отражать умышленные действия
или низкую квалификацию работников финансовых
подразделений;
2) увеличение или уменьшение материальных
запасов (может свидетельствовать о сознательных
действиях или о неспособности компании
осуществить поставки);
3) изменения в активе и пассиве
бухгалтерского баланса;
4) уменьшение доходов предприятия и падение
его прибыльности, обесценивание его акций,
установление чрезмерно низких или высоких
цен на продукцию и т. д. Вызвать беспокойство
могут также внеплановые проверки предприятия,
ограничение его коммерческой деятельности
органами власти, отмена и изъятие лицензии
и т. д.;